18 марта страна отмечает вторую годовщину воссоединения Крыма с Россией. На самом полуострове праздничная программа началась еще 16 марта и продлится до конца недели. Мероприятия проходят под девизом #МыСтроимМосты и #КрымРоссияНавсегда. На пятницу запланирован визит президента России Владимира Путина на полуостров. Глава государства в торжественный день намерен лично проинспектировать ход строительства моста через Керченский пролив. «Лента.ру» оценила, как за минувшие два года Крым интегрировался в Россию.
Напомним некоторые даты и цифры. 16 марта 2014 года на полуострове прошел исторический референдум о статусе Крыма. В результате при явке, превысившей 83 процента, более 96 процентов участвовавших в голосовании высказались за присоединение к России. На следующий же день Владимир Путин подписал указ «О признании Республики Крым». А 18 марта в Кремле был подписан и договор о вхождении в состав РФ двух новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
После чего начался длительный процесс интеграции двух молодых субъектов в российское поле. Который, собственно, продолжается по сей день. Надо сказать, у федерального центра немало претензий к властям на полуострове. Основные связаны с «тяжелым украинским наследием» — масштабной коррупцией. Однако это не единственная «головная боль». Севастополь, к примеру, отметился затянувшимся конфликтом между законодательной и исполнительной властью. Противоречия спикера заксобрания Алексея Чалого с правительством города, в частности губернатором Сергеем Меняйло, вылились в то, что «народный мэр» Чалый подал в отставку. Вероятно, 22 марта на очередном заседании парламента депутаты проголосуют утвердительно по данному вопросу. И одно из главных лиц Крымской весны останется в статусе рядового члена парламента.
Удалось ли полуострову полностью интегрироваться в Россию? С этим вопросом «Лента.ру» обратилась к директору Международного института политической экспертизы Евгению Минченко. «Воспринимаются ли Республика Крым и Севастополь другими регионами как равноправные российские субъекты? Да, воспринимаются. Поменялась ли ментальность местных чиновников и политического класса? Нет. На мой взгляд, уровень коррумпированности российских чиновников реально высокий, но по сравнению с украинскими чиновниками они просто дети. И к сожалению, это факт, что процентов на 70 в составе местной (крымской) элиты осталась трусоватая, вороватая номенклатура и все эти выходцы из Партии регионов. Поэтому качество управленческого аппарата в обоих регионах достаточно низкое до сих пор. Уровень коррумпированности, в том числе и в региональных правоохранительных органах, сохраняется достаточно высокий», — считает эксперт. Вместе с тем Минченко отмечает, что «федеральный центр прикладывает экстраординарные усилия», чтобы поменять ситуацию. «И она меняется. Но достаточно медленно», — добавляет он.
Не будем забывать, что в этом году региональную политическую элиту ждет еще одно серьезное испытание — выборы в Госдуму, в которых Республика Крым и Севастополь участвуют впервые.
Надо сказать, что с момента присоединения полуострова в вопросе его международного статуса не изменилось ровным счетом ничего. Как и прежде, ни одна из стран-членов ООН (за исключением, разумеется, самой России) Крым частью РФ не признает. Визиты различных депутатов из стран Евросоюза в Крым, широко освещавшиеся российскими СМИ, вряд ли можно считать прорывом политической блокады. Все побывавшие на полуострове политики принадлежат к маргинальным партиям и движениям — крайне правым и крайне левым. Исключением стали лишь французские парламентарии из партии Николя Саркози.
Можно было бы сказать, что вопрос признания Крыма зашел в тупик. Но это было бы не совсем верно, поскольку иного развития событий в Москве вряд ли ожидали. Ситуация с признанием суверенитета Абхазии и Южной Осетии показывает, что поддерживать Россию при перекраивании границ мало кто готов. Впрочем, ничего страшного в этом нет. Такое уже случалось: например, вхождение в СССР прибалтийских республик Соединенные Штаты никогда не признавали (и даже содержали на своей территории диппредставительства фактически несуществующих независимых Эстонии, Латвии и Литвы), а Великобритания признавала его лишь де-факто, но не де-юре. Это не помешало Москве интегрировать прибалтийскую экономику в общесоюзный торгово-промышленный комплекс, а президенту США Джеральду Форду подписать в 1975 году Хельсинский акт, признававший территориальную целостность Советского Союза и нерушимость его границ.
Что касается введенных против России в связи с присоединением Крыма санкций, то за два года и тут ничего не изменилось. И вряд ли изменится вообще когда-либо. Условие снятия ограничительных мер — возвращение полуострова под юрисдикцию Киева, что, по понятным причинам, исключено.
При этом политические дивиденды от присоединения Крыма весьма значительны. По словам декана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергея Караганова, этот шаг позволил «выполнить программу минимум — создать условия для невозможности дальнейшей экспансии западных союзов на территории, которые Москва считает жизненно важными для интересов своей безопасности». Россия, присоединив Крым, поставила жирную точку в дискуссии о возможности вступления Украины в НАТО и доказала, что готова максимально жестко заставлять учитывать свою точку зрения.
Стоит добавить, что, несмотря на все громкие заявления, на Западе изначально достаточно спокойно отнеслись к вхождению Крыма в состав РФ, и по-настоящему отношения с Россией испортились лишь после начала войны в Донбассе. За два года украинская тема успела многих утомить — политики на Западе смогли убедиться, что сегодняшние проблемы этой страны связаны не с кознями Москвы, а с неэффективностью киевских властей, коррупцией и так далее. На фоне скатывания Украины к состоянию failed state (несостоявшееся государство) крымская проблема выглядит неактуальной и фактически исчезла из диалога России и ее западных партнеров.
Несмотря на такие сложности в международных делах, спрос на туризм в Крыму рос в геометрической прогрессии. По словам пиар-директора Aviasales Яниса Дзениса, уже летом 2014 года число проданных в Симферополь авиабилетов увеличилось многократно, в два раза превысив продажи билетов в Сочи. Не смутила туристов даже сравнительно высокая цена. Билеты подорожали почти в два раза. Если летом 2012 года перелет «туда-обратно» обходился в среднем в 10,5 тысячи рублей, то летом 2016-го этот показатель достигнет 19,2 тысячи рублей.
Крым обзавелся хорошими четырех- и пятизвездочными гостиницами. Например, недалеко от Ялты открылся пятизвездочный курортный комплекс MRIYA Resort&SPA, дизайн которого разработал знаменитый британский архитектор Норман Фостер. При этом приличных гостиниц на полуострове по-прежнему не хватает. «Спрос на Крым также развивается и растет, но работы еще очень много. Уровень многих объектов инфраструктуры оставляет желать лучшего, они не в состоянии сегодня конкурировать, например, с курортами Краснодарского края. Та же проблема с подготовкой персонала. Есть сложности с логистикой, до некоторых мест трудно добираться. Не хватает высококлассных средств размещения, катастрофически мало предложений по системе "все включено"», — уточняет руководитель туристического сервиса «Рамблер.Путешествия» Алена Корякина.
В конце 2015 года пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина сообщила, что на российских курортах на высококлассные гостиницы приходится не больше пяти процентов номерного фонда, тогда как, например, в Анталье это почти 70 процентов. Кроме того, Крым проигрывает и по стоимости отдыха в пятизвездочных гостиницах. Так, по данным туристического сервиса OneTwoTrip, неделя в люксовом отеле полуострова обойдется в среднем в 124 тысячи рублей. Для сравнения, неделя в аналогичных гостиницах Крита — 61 тысяча рублей, на Кипре — 76,5 тысячи рублей.
В то же время Крым предоставляет широкие возможности для бюджетного отдыха. Даже в высокий сезон остановиться в частном секторе в прибрежных поселках полуострова можно от 300 рублей в сутки. Однако в этом случае нужно быть готовым к «удобствам во дворе» и перманентному отсутствию горячей воды.
Большинство перемен в жизни населения Крыма можно признать положительными. Правда, общую картину портят разнообразные блокады со стороны украинских соседей. Транспортно-продуктовая блокада началась в сентябре 2015 года, и жителям полуострова пришлось не только отказаться от привычных украинских товаров, но и сократить потребление всех прочих, поступавших с территории Украины. На Керченской переправе с обеих сторон образовались огромные очереди из большегрузов, а в магазинах наметился дефицит. Впрочем, как только заработали новые логистические схемы и пошли дополнительные паромы, ситуация нормализовалась.
Керченская переправа с 2014-го увеличила пропускную способность почти втрое — до 10 тысяч машин и 50 тысяч пассажиров в сутки. На обеих ее сторонах обновили причалы, в зоне ожидания построили кафе и рестораны, установили электронные терминалы и банкоматы. Однако полное транспортное воссоединение с Россией состоится не раньше декабря 2018 года, когда планируют открыть движение по автомобильно-железнодорожному мосту через Керченский пролив. В условиях транспортной блокады особое значение для Крыма приобрел пока единственный на полуострове пассажирский аэропорт в Симферополе. В 2015-м пассажиропоток здесь увеличился примерно в три с половиной раза. В курортный сезон аэропорт принимал более 100 рейсов в день. И все это благодаря масштабной реконструкции всего аэропортового комплекса.
В ночь на 22 ноября 2015 года Крым остался без электричества в результате подрыва опор ЛЭП на территории Украины. В республике объявили чрезвычайную ситуацию, но уже через неделю в МЧС отрапортовали, что на полуострове не осталось ни одного полностью обесточенного населенного пункта. В Крым свезли более 250 мощных генераторов из разных регионов. Автономными источниками электропитания обеспечили все станции мобильной связи, медицинские и административные учреждения. Однако в частном секторе людям приходилось полагаться на себя.
Чтобы хоть как-то запитать полуостров от сети, пришлось в авральном режиме строить энергомост из Краснодарского края. Первую нитку этого «удлинителя», брошенного по дну Керченского пролива, подключили через 10 дней — 2 декабря. Запустил ее лично Владимир Путин, специально прибывший на полуостров. Сейчас по ней идет 400 мегаватт, а в мае энергетики обещают удвоить нагрузку.
По-прежнему не решена традиционная проблема полуострова — водоснабжение. В 2014-м Украина дважды перекрывала заслонку Северо-Крымского канала — едва ли не единственного источника пресной воды для Крыма. На полуострове всерьез занялись сбережением ресурсов. В частности, взялись за реконструкцию каналов и трубопроводов, через которые утекало до четверти столь ценной здесь воды. Заборы из подземных источников тоже обновляют.
А вот чего теперь уже не отнять у жителей Крыма, так это системы обязательного медицинского страхования, тепло встреченной в республике. Теперь те, кто не мог позволить себе даже необходимое лечение, массово обращаются к врачам по любому поводу. Нагрузка на медицинские учреждения заметно возросла, как и средняя зарплата медработника — более 25 тысяч рублей против девяти тысяч (в рублевом эквиваленте) до воссоединения.
Не так быстро, но все же продвигаются дела в сфере образования. Зарплата педагогов увеличилась более чем вдвое, а на днях в республиканском министерстве заявили, что наконец-то управились с решением бытовых вопросов и переходят к вопросам качества обучения. Которое пока оставляет желать лучшего. Поэтому ЕГЭ для крымских выпускников — вещь все еще не обязательная. Но чтобы они не чувствовали себя обделенными по сравнению с выпускниками остальной России, в 2014 и 2015 годах им выделили 18 тысяч бюджетных мест в российских вузах. Для тех, кому не досталось бюджетной квоты «на материке», распахнул двери Крымский федеральный университет.
В целом бюджетный сектор региона выглядит и чувствует себя неплохо. Средняя пенсия удвоилась и теперь превышает 11 тысяч рублей. Более 100 тысяч семей получили право на материнский капитал. Во внебюджетной сфере зарплаты растут медленнее. В среднем на конец 2015 года они составляли в Крыму порядка 30 тысяч рублей в месяц — на 13 тысяч меньше общероссийского показателя. При этом по кошелькам жителей полуострова ударили цены, поднявшиеся до уровня российских. И эту проблему предстоит как-то решать.