Рынок гражданского стрелкового оружия (ГСО) сжимается из-за санкций и экономических неурядиц. «Иномарки» постепенно исчезают с прилавков, а крупные российские оружейники пока не могут заполнить высвободившиеся ниши. Зато расширяют ассортимент и наращивают выпуск продукции небольшие частные производители оружейного тюнинга.
Оружия иностранных марок в оружейных магазинах все меньше. Еще прошлым летом это было не так заметно — складские запасы оказались достаточно велики, но теперь прилавки начинают пустеть. Особенно это коснулось так называемых 3В — Benelli, Beretta, Browning. Дело не только в санкциях, ведь далеко не все импортное оружие (даже из стран ЕС) попало под ограничения, введенные Вашингтоном и Брюсселем. Например, итальянские ружья, занимавшие до кризиса верхнюю часть среднего ценового сегмента, по-прежнему импортируются.
«Итальянцы продемонстрировали некоторую самостоятельность и ни на один день не прекращали поставки своего гладкоствольного охотничьего и спортивного оружия, — говорит эксперт по оружию, главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев. — Они мотивировали это тем, что к военным действиям это оружие по определению отношения не имеет».
Так же повели себя и некоторые австрийские компании. Например, известный производитель оптики Swarovski продолжил сотрудничество с Россией, невзирая на санкции. А вот его германские конкуренты Leica и Zeiss выполнили требования своего правительства и прекратили отгрузку продукции. Немецкие бюрократы сделали даже больше, чем требовали условия санкций, запретив экспорт товаров, формально не попавших под эмбарго. Теперь германские производители апеллируют к этому факту и требуют отменить необоснованные запреты.
Главным фактором падения продаж тех же итальянцев стал экономический кризис и более чем двукратное падение рубля по отношению к доллару и евро. В результате популярные модели марки Benelli по сравнению с 2013 годом подорожали примерно на 100-150 тысяч рублей.
Однако сильнее всего по рынку гражданского стрелкового оружия может ударить осложнение отношений между Москвой и Анкарой — именно Турция была основным поставщиком качественных и недорогих охотничьих ружей. По экспертным оценкам, из этой страны ежегодно ввозили в Россию 20-30 тысяч единиц одних только полуавтоматических гладкоствольных ружей. «Турки» доминировали в сегменте полуавтоматических дробовиков. С ними, по словам Дегтярева, конкурировали только отечественные МР-153 и МР-155 Ижевского механического завода и «Бекасы» от ВПМЗ «Молот», поскольку прочие «иномарки» были существенно дороже. Вскоре после уничтожения российского Су-24 в Сирии ввоз турецкого оружия был прекращен; оно пока еще есть на прилавках, однако складские запасы неумолимо сокращаются.
На турецкий кусок пирога, помимо «Ижмеха» и «Молота», могли бы претендовать компании из КНР и Бразилии — кое-кто из российских импортеров уже пытается работать в этом направлении. Но оружие из Поднебесной пока не пользуется репутацией надежного, а бразильцы имеют определенные проблемы с ассортиментом: там популярны так называемые помповые ружья, а россияне предпочитают полуавтоматы (на одну «помпу» у нас продается примерно 10 полуавтоматов). Вдобавок, как отмечает эксперт по оружию Максим Попенкер, в начале 2000-х российские компании, работавшие с турецкими производителями, потратили немало сил и средств на продвижение и создание положительного имиджа турецкого оружия. Этот процесс занял несколько лет. Аналогичных усилий в отношении бразильцев и китайцев, по его словам, пока не предпринимается.
В нарезном сегменте определенный выигрыш от санкций получила чешская марка CZ (Ceska Zbrojovka) — основным ее продуктом являются нарезные карабины экономкласса. Спрос на них, по экспертным оценкам, упал меньше всего. Плюс часть целевой аудитории, прежде ориентировавшаяся на дорогое оружие, наверняка обратит внимание на более дешевые карабины. Весьма вовремя подоспела новинка от российской компании «Орсис» — бюджетный охотничий карабин Orsis 120 стоимостью около 60 тысяч рублей.
Тенденция, по мнению Максима Попенкера, такова, что многие начнут переходить на российское нарезное оружие. Важным аргументом станет цена импортных патронов, которая сейчас колеблется от 50 до 300 рублей и выше. Прежде всего это важно для тех, кто использует оружие для спортивной и развлекательной стрельбы, — именно у этой категории владельцев наибольший настрел и самые распространенные калибры оружия. «Отечественная "Сайга" может без проблем использовать как финские или американские, так и отечественные патроны, — говорит Максим Попенкер. — Да, с нашими будет стрелять чуть похуже, но если в ту же AR-15, особенно с каким-нибудь прецизионным стволом, начнете пихать российские патроны, то в лучшем случае начнутся разочарования в точности, а в худшем — проблемы с задержками и ресурсом».
Этой ситуацией надеются воспользоваться российские производители гражданской «стрелковки», которые тоже пострадали от санкций. Как сообщили «Ленте.ру» в концерне «Калашников», почти 80 процентов гражданской стрелковой продукции компания поставляла на рынок США. «Несмотря на введенные ограничения и запрет на самый большой гражданский рынок [США] объем продаж ГСО в натуральном выражении снизился незначительно — с 42 958 единиц в 2013 году до 36 805 единиц в 2015-м, — рассказал гендиректор «Калашникова» Алексей Криворучко. — А в стоимостном выражении рост продаж ГСО концерна в 2015 году по отношению к 2013 году составил 46,5 процента». Концерн нарастил поставки гражданского оружия в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Западной Азии и СНГ, а также увеличил долю в ключевых сегментах рынка гражданского оружия в России (рост продаж в стоимостном выражении по итогам 2015 года составил 24 процента).
По словам Криворучко, санкции подтолкнули компанию к более быстрому развитию линейки ГСО и выводу на рынок новых изделий. В 2015 году «Калашников» запустил в серию давно ожидаемый карабин «Сайга 9» в пистолетном калибре 9х19 «Парабеллум», а также «Сайгу 5,45» в армейском калибре 5,45х39 мм. В прошлом году на рынок поступило новое ружье «Сайга 12» в исполнении 340, разработанное в кооперации со спортсменами Федерации практической стрельбы. В марте 2016 года концерн обещает запустить в серийное производство гладкоствольную «Сайгу 030» с коротким стволом (аналогичное оружие под маркой ВПО-205-03 выпускает завод «Молот»). Сегодня основные направления деятельности — рестайлинг уже выпускаемой продукции, например, модернизация охотничьих карабинов «Барс» и «Лось». Кроме того, принято решение о подготовке производства классического охотничьего полуавтомата «Изюбрь». Предполагается, что он сможет отчасти заменить аналогичное оружие марок Benelli, Browning, Merkel. Наконец, «Калашников» обещает начать выпуск давно анонсированной «Сайги-107» — карабина со сбалансированной автоматикой.
«В 2016 году объем продаж в натуральном выражении планируем увеличить не менее чем в 1,5 раза, — пообещал гендиректор «Калашникова». — В течение 2016 года концерн должен завершить ОКР по 20 проектам и провести подготовку производства к серийному выпуску не менее 10 новых изделий военного и гражданского назначения».
Но оперативнее всех на изменение рыночной конъюнктуры отреагировали производители комплектующих для оружейного тюнинга (дульные тормозы-компенсаторы, тактические цевья и приклады, переходники для установки на АК прикладов типа AR-15, инструменты и т.д). Как правило, это мелкие частные компании, самостоятельно разрабатывающие изделия и размещающие заказы на других предприятиях.
«Обаме надо дать орден "За заслуги перед Отечеством" за введенные санкции, — говорит Николай Горбунов, директор компании «Зенит» (один из крупнейших производителей тактических фонарей, а также прикладов и цевий для АК-платформы). — Наши продажи после введения санкций существенно выросли. Мы хотим, чтобы они не заканчивались». Правда, более подробной информации о росте продаж своей компании руководитель «Зенита» не предоставил.
Его коллеги по цеху более сдержанны в оценках. «Можно было бы прогнозировать существенный спад спроса на изделия для тюнинга, но спрос не падает, а в некоторых сегментах даже растет, — пояснил Павел Морозов, учредитель компании Armacon (выпускает переходники для установки прикладов для AR-15 на АК-платформы, а также «тактические» приклады и инструменты). — Даже самые неторопливые из наших коллег по цеху поняли, что настало время, когда надо развиваться и вкладываться в производство». Проблема, по его словам, в том, что предприятия, непосредственно выполняющие заказы, как правило, работают по какому-то одному направлению: только металлообработка, только нанесение покрытия, только упаковка и т.д. В результате в изготовлении изделия участвуют три-четыре разные компании.
Особенно трудно обстоят дела с производством изделий из пластика. «Одно из ключевых и самых затратных звеньев — изготовление пресс-форм, — поясняет учредитель фирмы Pufgun Игорь Казаков. — В России изготовить пресс-формы для магазинов никто не может. Мы обращались в десяток компаний, но сделать это оказалось невозможно — работаем с иностранными партнерами». Компания выпускала пластиковые магазины для карабинов на базе AR-15, но после прекращения их производства в России переориентировалась на выпуск магазинов для «Сайги 9». Теперь Pufgun собирается наладить выпуск магазинов для карабинов на базе АК всех калибров и производство обрезиненных пластиковых рукояток и прикладов.