Подводя итоги уходящего года, «Лента.ру» составила список лучших публикаций 2016-го года. Этот текст — один из них. Губернатор Ровенской области Виталий Чугунников 17 марта попросил главу МВД Украины Арсена Авакова ввести на север региона подразделения Национальной гвардии, чтобы остановить незаконную добычу янтаря. По его словам, сил местной полиции для прекращения нелегального промысла не хватает. Эксперты говорят, что северо-запад Украины уже превратился в зону экологического бедствия, а центральные власти утеряли все рычаги воздействия на картели старателей. «Лента.ру» разбиралась в ситуации.
Сотни перепачканных людей стоят по колено в мутной серо-бурой жиже, в которой плавают ветки деревьев и кустарников. В воздухе распространяется удушливый запах гари, рядом с промыслом припаркованы ржавые грузовики, списанная военная техника, автомобили с номерами всех регионов Украины и даже телеги с лошадьми. Люди монотонными движениями просеивают жижу сачками и внимательно всматриваются в комки оставшейся на дне сетки грязи…
Это не сцена из фильма «Безумный Макс» — так на северо-западе Украины выглядит один из многих янтарных «клондайков». Больше всего таких промыслов в Ровенской области, янтарь добывают также в соседних районах Житомирской и Волынской областей. Тут уже второй год фактически не действуют законы Украины, а местная власть срослась с организованной преступностью, контролирующей добычу. По разным оценкам, на Украине нелегально добывают от 120 до 300 тонн янтаря в год. Объем теневого рынка — 200-300 миллионов долларов. При этом государственное предприятие «Укрянтарь» находится в процессе банкротства, и весь доход уходит на счета криминальных структур и чиновников. Средний заработок рядового старателя — пять-шесть тысяч гривен (12-15 тысяч рублей) в месяц.
Картели, контролируемые преступными группировками и полицией, действуют масштабно. Сначала в лесу, под которым залегает янтарь, прорубается просека. Корни корчуют, расчищается небольшая полоса земли, и экскаватор роет канал от ближайшей речки. После того как подведена вода, включаются мотопомпы. Лес рубят и жгут, водой вымывают глубокие ямы глубиной до 10 метров. Легкий янтарь выносится струей на поверхность, из жижи его старатели уже вылавливают сачками, словно мелкую рыбешку. Такой способ добычи гораздо продуктивнее, чем возня с лопатой в сухом грунте, но через некоторое время лес превращается в болото. Вода из прорытых каналов затапливает все вокруг, верхний плодородный слой почвы полностью смывается, остаются лишь глина и песок, новый лес уже не растет. Для восстановления экосистемы необходима рекультивация, но этим, естественно, никто не занимается.
Журналистам удалось заснять один такой «клондайк» в селе Кухотская Воля с помощью квадрокоптера. На видео видно, что только в окрестностях одного населенного пункта добыча ведется на площади в десятки футбольных полей, а в работах заняты тысячи людей. По информации репортера Дениса Казанского, находки старатели сдают перекупщикам по цене 4-6 долларов за грамм. По его же данным, местной полиции дают взятки — до тысячи долларов в день с каждой помпы. То есть только коррупционный оборот в этих районах, а речь идет практически обо всем северо-западе Украины, — это миллионы долларов.
В Министерстве экологии Украины прямо говорят, что северо-запад страны стал зоной экологического бедствия. Старателей последствия их деятельности не волнуют. «Я хоть колбасы поем», — сказал, выругавшись, один из поисковиков Казанскому.
Выходит, целая добывающая отрасль на Украине скрывается в тени от государства. Хотя сами старатели прятаться и не думают. У добытчиков есть своя группа во «ВКонтакте» под названием «Клондайк», в сообществе больше 34 тысяч человек. Здесь они хвастаются добычей и делятся фотографиями с разработок. Есть также множество групп, где публикуются объявления о покупке и продаже янтаря. По информации издания «Тиждень», больше половины украинского янтаря вывозят в Китай, остальное — в Польшу, Западную Европу и Объединенные Арабские Эмираты.
На базе промысла сформировались свои властные структуры. У каждого крупного прииска — отдельный криминальный батальон. «Бойцы в камуфляже, с огнестрельным оружием и техникой охраняют прииск по периметру. Соваться на "клондайк" на самом деле очень опасно. Можно остаться навсегда тут же, в болоте», — говорит побывавший на месте событий журналист. Старатели живут в шалашах и палатках, для бандитов строится лагерь из бревен, огражденный высоким сплошным забором. По данным репортеров, убийства на приисках — обычное дело: «Часто кто-то тонет в глубокой яме или оказывается под песчаными завалами». На подъездах к «клондайкам» бандиты ставят блокпосты. Проехать без документов с местной регистрацией не получится.
Понятно, что промысел такого масштаба невозможен без серьезной «крыши» на самом верху государственной власти. По данным РИА Новости-Украина, сейчас добычу янтаря опекают МВД и Генпрокуратура совместно с некоторыми криминальными авторитетами из Львова и Киева. СБУ же, как сообщил источник в правоохранительных органах, от этого дела сейчас отодвинули. «Знающие люди утверждают, что и гибель при задержании лидера ровенского крыла "Правого сектора" (запрещен в РФ — прим. «Ленты.ру») Сашка Билого (Александра Музычко) напрямую связана с тем, что он решил взять под контроль добычу янтаря в регионе», — отмечается в материале.
В июле 2015-го в ходе совещания с силовиками на нелегальный промысел обратил внимание президент Украины Петр Порошенко. Глава государства признал, что ни один участок, ни одна артель не обходятся без крышевания милиции, прокуратуры и СБУ, а также без прикрытия на уровне государственной администрации. «Вот такое у нас "прекрасное" взаимодействие складывается. Лидером там является милиция! Далее мириться с этим я не собираюсь. Даю вам две недели», — грозно сказал Порошенко, но добыча янтаря даже не притормозилась.
В регионе уже случались массовые беспорядки, грозившие вылиться в открытое противостояние с киевскими властями. В конце июля 2015-го в населенном пункте Дубровицы Ровенской области стражи порядка при задержании нелегальных добытчиков янтаря получили отпор. Два сотрудника милиции были доставлены с ушибами в больницу, еще одному сломали ногу. После этого толпа из 300 старателей окружила здание районной администрации с требованием отпустить задержанных.
В город были стянуты отряды Нацгвардии, бывшего «Беркута» и «Грифона». Против толпы применили светошумовые гранаты, открыли беспорядочный огонь резиновыми пулями. Медицинская помощь понадобилась четырем местным жителям. Интересно, что на место конфликта стремительно прибыл подчиненный главы МВД Арсена Авакова, командир батальона «Киев-1» и депутат Верховной Рады Евгений Дейдей. После его появления всех задержанных отпустили. Дейдей оценил ситуацию как очень серьезную. «Украина в шаге от нового фронта», — заявил он.
В сентябре 2015-го около 600 копателей янтаря собрались возле блокпоста милиции неподалеку от села Костюхновка Маневицкого района Волынской области и перекрыли дорогу на Варшаву из-за того, что сотрудники правоохранительных органов не пустили их к месторождениям. В том же месяце жители поселка Обсич Ровенской области напали на пограничную заставу и разбили голову сельскому голове. Им не понравилось, что пограничники задержали семерых янтарокопателей. В ходе беспорядков в здании военной части были выбиты все стекла, сломаны ворота. 19 февраля этого года возле поселка Клесов Сарненского района во время следственных действий старатели атаковали сотрудников СБУ и Национальной полиции. Это произошло после того, как силовики отобрали мотопомпы. Старатели один автомобиль правоохранителей перевернули, а в другом разбили стекла.
Эксперты говорят, что возникновение столь масштабного полукриминального анклава свидетельствует о деградации государства. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник называет сложившуюся систему добычи янтаря в Ровенской области «феодализацией в действии». «Реальная власть в этом регионе, несмотря на окрики президента, принадлежит конкретным начальникам управления милиции, губернатору и "паханам". И такая ситуация не только с "янтарной республикой" ― Киев не справляется, например, с "лесной республикой" на Закарпатье, Львовщине. Там похожие процессы. Киеву просто не хватает ресурсов для контроля всей территории страны», — говорит эксперт.
Политолог Юрий Романенко высказывается еще более радикально. «Региональная элита имеет ресурсы, включая силовые, что делает власть Киева в регионах призрачной. Отличие между ДНР и ЯНР ("янтарная народная республика") заключается в том, что на западе Украины никто не поднял российские флаги, и это создает иллюзию контроля над регионом», — отмечает Романенко. По его словам, если Киев попытается перекрыть янтарный бизнес, то сразу возникнет вопрос, что делать с большим количеством оружия, десятками тысяч человек, задействованных в нем. «Короче говоря, фрагментация Украины идет полным ходом. Точнее говоря, она просто не оформлена де-юре», — резюмирует политолог.