Россия
00:05, 21 марта 2016

Подали знак качества Законопроект об общественно полезных НКО дошел до Госдумы

Дина Ушакова
Детский социально-реабилитационный центр
Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

В понедельник в Госдуму главой социального комитета Ольгой Баталиной и вице-спикером Совета Федерации Галиной Кареловой будет внесен законопроект, устанавливающий для некоммерческих организаций правовой статус исполнителя общественно полезных услуг. Наделенные им в первую очередь получат доступ к государственному социальному заказу. Общественники надеются, что теперь им не придется жить от гранта к гранту.

С предложением установить для некоммерческих организаций, «которые зарекомендовали себя как безупречные партнеры государства», статус НКО-исполнителя общественно полезных услуг, предоставить им ряд льгот и преференций выступил президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию в декабре. Тогда же президент предложил направлять им до 10 процентов средств, выделяемых на региональные и муниципальные социальные программы, чтобы НКО могли участвовать в оказании услуг, финансируемых за счет бюджета.

Этим вопросом занималась рабочая группа под руководством первого замглавы администрации президента Вячеслава Володина. На ее последнем заседании было решено, что поправки в закон об НКО внесут в Госдуму депутаты — участники рабочей группы. На прошлой неделе законопроект обсуждался с министрами и руководителями профильных комитетов обеих палат парламента, рассказал «Ленте.ру» заместитель председателя президентского Совета по правам человека (СПЧ) Евгений Бобров.

В понедельник законопроект будет внесен в Госдуму председателем комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ольгой Баталиной и вице-спикером Совета Федерации Галиной Кареловой. Об этом «Ленте.ру» рассказала Ольга Баталина. В тексте документа, с которым ознакомилась редакция, говорится, что исполнителем общественно полезных услуг может быть признана социально ориентированная НКО, которая «на протяжении одного и более года оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества». Она не должна быть иностранным агентом и не должна иметь задолженностей по налогам и сборам.

В проекте указано, что наделенные этим статусом организации имеют право на приоритетное получение мер поддержки. Закон предлагается ввести в силу с 1 ноября.

Признавать НКО полезными и включать их в соответствующий реестр будет «федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере регистрации некоммерческих организаций», как предполагается, Министерство юстиции. Статус дается на два года и может продлеваться в упрощенном порядке. Из реестра могут исключить, если возникнут обстоятельства, несовместимые с таким статусом, например, если услуги станут некачественными.

Самого перечня общественно полезных услуг пока нет — его разработает правительство и издаст соответствующее постановление. Правительство также представит критерии оценки качества этих услуг. Но вначале в президентском указе будут названы приоритетные направления для НКО.

«Перечень не ограничится списком услуг, перечисленных в законе об основах социального обслуживания. Он будет шире и, как ожидается, включит в себя услуги в сфере образования, охраны здоровья, организации отдыха, спорта, реабилитации людей с ограниченными возможностями, профилактики социально значимых заболеваний и другие», — сообщила «Ленте.ру» Ольга Баталина.

Услуги, гарантируемые россиянам законом о соцобслуживании (вступил в силу с 2015 года), в настоящее время оказывают органы соцзащиты. Это, например, помощь на дому пенсионерам и инвалидам, доставка лекарств, то есть социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические услуги.

«В законодательстве о социальном обслуживании уже прописан механизм равного доступа к социальным услугам как бюджетных учреждений, так и некоммерческих организаций, — говорит Баталина. — В каждом регионе сформирован реестр поставщиков таких услуг, из которого потребитель может выбрать по закону как государственный центр соцобслуживания, так и НКО. Но на практике этот механизм работает слабо. На начало года только в 37 регионах было включено в такие реестры порядка 300 НКО, при этом не все из них начали реально оказывать социальные услуги гражданам».

По ее словам, чтобы выполнить задачу президента о поэтапной передаче НКО 10 процентов бюджетных средств, выделяемых на социальные программы, власти на местах «нужно серьезно пересмотреть свою работу с НКО, не только не препятствовать, но и помогать, обучать, разъяснять, где-то подталкивать, направлять». «При этом и сами НКО во многом не готовы к оказанию общественно полезных услуг в таком серьезном объеме. Поэтому законопроект должен стимулировать формирование в регионах новых НКО социальной направленности. Равный доступ к услугам — это предложение стать партнерами государства на постоянной основе», — говорит депутат.

По информации «Ленты.ру», перечень льгот планируется прописать в отдельном нормативном акте: пока по этому вопросу консенсус не достигнут.

По словам члена Общественной палаты Елены Тополевой-Солдуновой, попадание в реестр станет своеобразным знаком качества для некоммерческих организаций. Именно с ними органы исполнительной власти в первую очередь будут сотрудничать как с наиболее надежными.

Некоторым организациям уже сегодня удается сотрудничать с государством, выполняя определенную работу по договорам и получая за это субсидии, добавляет Тополева-Солдунова. Власть и НКО хорошо взаимодействуют, например, в Пермском крае, где недавно прошел форум «Сообщество» Общественной палаты.

«На мой взгляд, часть нынешних НКО без особых трудностей получат статус общественно полезных. Это те, которые работают в сфере реабилитации наркозависимых, поддержки материнства и детства, реализуют программы сопровождаемой занятости для инвалидов, сопровождаемого проживания (альтернатива интернату), помогают бездомным, а также школы приемных родителей и организации, проводящие независимую оценку качества работы социальных учреждений», — говорит Тополева-Солдунова.

По словам члена СПЧ Евгения Боброва, председатель совета Михаил Федотов предлагал наделить правом отбора НКО не министерства, а Общественную палату, но в итоге выбор был сделан в пользу министерств, поскольку это основные исполнители закона и президент спрашивает лично с министров. Бобров говорит, что законопроект устраивает правозащитное сообщество.

По его прогнозам, в первое время рынок займут одна-три организации в каждом регионе, но постепенно их количество будет расти: «Есть субъекты, где НКО социального профиля пока очень мало, например, Чукотка».

Бобров советует всем НКО завести веб-сайты. «Надо показать, что ты работаешь именно в этой сфере. Бизнеса здесь, как правило, никакого нет, для многих эта деятельность важна сама по себе. Мы будем следить за тем, как применяется закон, удалось ли получить подряды реально работающим организациям, уже себя зарекомендовавшим. Надеюсь, что в общественно полезные не запишут различные объединения мотоциклистов и патриотов, не имеющих отношения к социалке», — говорит он.

«Нам это даст уверенность в завтрашнем дне. Многие НКО привыкли жить от гранта к гранту, от проекта к проекту, в ожидании помощи спонсоров. В этом и причина недолговечности общественных проектов. Нельзя, например, сегодня открыть приют, а завтра его закрыть, если закончились спонсорские деньги», — говорит руководитель пензенского благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров» Анна Кузнецова.

По мнению Кузнецовой, алгоритм присвоения статуса нужно серьезно проработать, потому что до бюджетных средств всегда много охотников.

По оценкам секретаря Общественной палаты Александра Бречалова, из примерно 227 тысяч зарегистрированных в стране некоммерческих организаций социально ориентированных не более 15 процентов.

Он считает, что с принятием поправок появятся фильтры, которые сведут к минимуму практику содержания региональными чиновниками на бюджетные средства своих «карманных» НКО.

Законопроект планируется принять до конца весенней сессии — последней для нынешнего созыва Госдумы. Уже в июле депутаты уйдут на каникулы, а в сентябре состоятся выборы.

< Назад в рубрику