Несмотря на экономический кризис, на мировом рынке суперъяхт (по международным стандартам — люксовые парусные или моторные лодки длиной более 24 метров, с профессиональным экипажем) царит относительная стабильность. По информации авторитетного британского издания Boat International, в 2015 году в общей сложности было заключено 392 контракта на постройку таких судов, что лишь немногим уступает показателю 2014-го (412 заказов). В настоящее время строится 755 суперъяхт, а это рекорд последних семи лет. В 2016-м многие проекты будут завершены. «Лента.ру» отобрала семерку наиболее примечательных, на взгляд редакции, суперъяхт, которые передадут владельцам в течение года.
Возможно, самый громкий и обсуждаемый проект реализуется по заказу российского миллиардера Андрея Мельниченко и обойдется, по оценке британской газеты Daily Mail, более чем в 260 миллионов фунтов стерлингов (374 миллиона долларов).
Россиянин строит гигантский парусник в дополнение к своей 119-метровой моторной суперъяхте, носящей точное такое же название «A», которую неоднократно снимали в голливудских фильмах — благодаря ее уникальному внешнему виду.
Обе лодки, кстати, проектировал Филипп Старк, известный дизайнер, работавший, в частности, над яхтой Стива Джобса Venus. Когда Sailing Yacht A спустят на воду, а произойдет это очень скоро, она официально станет самой большой парусной суперъяхтой в мире, обогнав действующего лидера Sea Cloud 1931 года постройки сразу почти на 50 метров.
Италия лидирует по количеству строящихся в настоящий момент суперъяхт — страна вина, сыров и пасты ответственна за треть общего объема. И одна из звезд индустрии — молодая бутиковая верфь Tankoa из Генуи. Ее первая лодка, 69-метровая (принадлежит владельцу из России, чье имя не раскрывается), была с триумфом представлена на прошлогодней крупнейшей выставке в Монако, а скоро на воду спустят еще более продвинутую 50-метровую модель. Шесть кают, включая апартаменты владельца с откидными балконами. Имеются спортзал, кинотеатр и гараж для 7-метрового катера.
Крупнейший производитель суперъяхт в Италии — верфь Benetti из Тосканы. В прошлом году она построила 19 яхт, семь из которых по длине превышают 50 метров. В 2016-м будет готов первый корпус принципиально новой модели Mediterraneo 116. Она выполнена в классическом для верфи стиле, но отличается огромными окнами, что служит ответом на наметившуюся в мире тенденцию к масштабному остеклению.
Несколько лет назад у IT-магната Билла Друкера обнаружили рак, и он полностью поменял свое отношение к жизни. «Поняв, что могу умереть, так и не исполнив свою мечту о гигантской парусной яхте, я осознал — к этому надо стремиться», — говорит бизнесмен. Его парусник Sybaris, на строительство которого ушло больше четырех лет, после спуска на воду станет одним из самых больших в мире в своем классе. Благодаря выверенному инжинирингу от известного яхтенного дизайнера Филиппа Бриана, расчетная скорость — внушительные для такого колосса 17 узлов. А уж по коллекции современного искусства на борту с произведениями Френка Стеллы и Огюста Родена этой яхте вообще найдется мало равных.
Голландцы во все времена считались превосходными корабелами — свое реноме они подтверждают до сих пор. Одна из ведущих верфей страны Heesen, принадлежащая, по слухам, собственнику из России, в 2016-м передаст заказчику самую большую в своей истории суперъяхту Galactica Super Nova. 70-метровое судно, построенное на инновационной платформе с эффективным корпусом, будет самым быстрым в мире в своем классе, c максимальной скоростью свыше 30 узлов.
Наверное, самый секретный текущий проект мирового яхтостроения. Судно уже прошло через технический спуск на воду, вскоре ожидается передача заказчику. Omar строят на знаменитой немецкой верфи Luerssen, создавшей самую большую на данный момент суперъяхту на планете — 180-метровую Azzam.
Молодой проект, идеологом которого выступает российский яхтенный брокер Сергей Добросердов, проживающий в Монако, готовится представить свое первое судно. Модель отличается выдающимся дизайном с большими окнами, что сейчас очень приветствуется, и необычным ярким корпусом. Над созданием концепта работали дизайнеры из Монако, инженеры из Нидерландов, а сама верфь находится в Тоскане.