Кризис заставляет работодателей рьяно следить за трудовой дисциплиной персонала, в погоне за эффективностью они готовы тратить на это средства. «Лента.ру» решила разобраться, как руководство организует слежку за сотрудниками и какие методы для этого использует.
Наблюдение за посещаемостью, общением и различными действиями подчиненных давно уже стало нормой в российской бизнес-практике. Во время кризиса контроль за кадрами особенно актуален: компаниям необходимо повышать эффективность и снижать затраты, многим приходится сокращать штаты — как тут не начать вычислять «слабые звенья» на рабочих местах?
«Безусловно, эффективность сотрудников стала играть еще более важную роль: с ухудшением экономики подавляющее большинство работодателей провели оптимизацию численности, сохранив самый квалифицированный, работоспособный и лояльный компании персонал, который сможет работать за двоих, совмещая несколько функций», — говорит руководитель департамента по работе с персоналом Job.ru Инна Державина.
Руководители стали строже относиться к опозданиям, тщательнее следить, справляются ли сотрудники со своими обязанностями и чем занимаются в рабочее время. «Контроль помогает, если есть необходимость собрать компромат на сотрудника, а следовательно — сэкономить на компенсации, которую работодатель обязан выплатить сотруднику при расторжении договора», — поясняет Андрей Генералов, управляющий партнер юридической компании «Генералов и партнеры». «Бывают ситуации с недобросовестными сотрудниками, которых хотят уволить, тогда собираются факты нарушения должностных обязанностей, трудового распорядка или же информационной безопасности, если таковые есть», — соглашается HR-партнер крупной финансовой группы. По его словам, этим занимается служба безопасности, которая может предоставить информацию по запросу руководителя бизнеса или директора по персоналу.
Для этого работодатели прибегают к использованию современных технологий: от видеонаблюдения и установки пропускной системы до сложных IT-систем. Все более востребованными становятся всевозможные программы-слежки, которые фиксируют посещаемость и пунктуальность сотрудников. На сайте разработчика одного из подобных сервисов с гордостью указано: за 2014 год он помог клиентам выявить 360 миллионов минут недоработки сотрудников. Услугами разработчиков, в частности, воспользовался один из производителей мебели, которому сервис позволил контролировать дисциплину в сети удаленных магазинов, — в результате клиент смог на 15 процентов снизить затраты на оплату труда. Другому клиенту — производственному предприятию — сервис позволил выявить «мертвые души» и повысить дисциплину, сэкономив 5 процентов фонда оплаты труда.
Руководство приобретает и специальные программы для отслеживания времяпрепровождения сотрудников на рабочем месте. Разработчики обещают фиксацию каждого нажатия клавиши на рабочем компьютере, записывают общение сотрудников в социальных сетях и чатах, делают снимки с веб-камеры. «Установленная у нас система позволяет в любой момент сделать снимок экрана сотрудника, записать видео и звук в офисе», — признается гендиректор микрофинансовой организации «Мани Фани» Александров Шустов. В то же время, добавляет он, компания не делает из этого контроля культ: главное, чтобы человек успешно выполнял поставленную задачу, а если он в перерывах сидит в соцсетях — в этом нет ничего криминального. В целом же подобные сервисы позволяют определить незагруженных сотрудников и тех, кто занимается личными делами в рабочее время. Авторы программ слежки подсчитали, что потери компании из-за нецелевого использования времени могут быть сокращены в два раза.
Другая разработка отечественных айтишников позволяет заметить утечку данных и предупредить о возможной потере сотрудника. Если, например, работник забивает в поисковике фразу «поиск работы» и проводит какое-то время на рекрутинговых сайтах, система сообщает об этом руководителю. То же самое происходит, если в мессенджере или почтовом клиенте работник пишет слова «база», «откат», а затем заходит в облачные хранилища или файлообменники. Система также может узнать, не использует ли человек рабочий принтер для личных целей, перехватывает сообщения в социальных сетях, записывает звук с микрофона, колонок и пишет видео рабочего стола.
«Также существуют программы постановки ежедневных задач, когда у человека просто не останется времени на посещение не относящихся к работе сайтов и на личную переписку», — говорит председатель Люберецкой коллегии адвокатов Светлана Бурцева. Это так называемые программы управления проектами, которые помогают отследить, насколько эффективно человек справляется с поставленными задачами. С их помощью руководитель может ежедневно ставить задачи своим работникам, а они, в свою очередь, должны по часам отчитываются за проделанную работу, внося сведения в программу. Разработки весьма полезны: по данным статистики сервиса Pyrus, в крупных компаниях работники срывают дедлайны почти в половине случаев, а в компаниях поменьше около 70 процентов работы выполняется позже, чем нужно.
Конечно, контроль требуется не только за офисными сотрудниками. Есть сферы, где тоже нужно оценивать эффективность, но сделать это сложнее — в первую очередь на выездных работах. Это, например, монтаж оборудования, сборка мебели, установка окон или уборка помещений. Здесь работники могут не только халтурить, выполняя работу не оптимально, — например, пропуская ненужные на их взгляд шаги, но и обманывать работодателя, договариваясь с клиентом на оплату мимо кассы или используя ресурсы компании в своих целях. Классический пример такой ситуации — разъезды на служебном авто по личным делам.
В этом случае также используются специальные программы, которые устанавливают на мобильные устройства или планшеты: они позволяют отслеживать перемещение по карте, с их помощью работник передает в офис фотоотчет по завершении заказа. Поехать по своим делам вместо того, чтобы отправиться к клиенту, или как-то еще обмануть компанию не выйдет.
По словам руководителя сервиса Planado Вадима Захарикова, такие разработки популярны у интернет-провайдеров, которые просят своих монтажников делать больше фотографий установленного оборудования; интернет-магазины мебели с их помощью контролируют качество сборки доставленной мебели; клининговые компании могут убедиться в том, что помещение после визита их сотрудников действительно чистое.
Многие компании, владеющие собственным автопарком, активно внедряют инструменты контроля передвижения машин. С помощью специальных телематических устройств можно получать информацию не только о передвижении автомобиля, но и, к примеру, о расходе топлива — с такой системой жизнь любителей поживиться за счет работодателя заметно усложняется. «В случае использования инструментов контроля за работой водителей корпоративных автомобилей всего за несколько месяцев экономия может достигать миллионов рублей», — говорят разработчики системы «Скаут».
Компании, которые владеют крупными помещениями вроде больших складов, тоже сталкиваются со сложностями: трудно отследить передвижение персонала. В результате работнику ничто не мешает большую часть смены проводить в курилке, а не на своем месте. Поэтому на складах и внутри крупных зданий для контроля используют навигационные системы — на технику и даже сотрудников могут вешать специальные маячки, с помощью которых работодатель всегда может узнать о местонахождении ресурсов и персонала.
Конечно, любой контроль требует затрат. Расходы на использование IT-систем обычно рассчитываются от количества рабочих мест, на которые они устанавливаются, и могут составлять от нескольких десятков до сотен тысяч рублей в месяц. Затрат требует и закупка оборудования, видеокамер, терминалов. Приходится нанимать сотрудников, которые будут внедрять технологии, а потом управлять системами контроля. «Поэтому контроль за коллективом эффективен и имеет смысл, когда компания имеет достаточный годовой оборот. В этом случае подобные системы могут сэкономить до 2 процентов оборота компании», — отмечает Генералов.
Есть и репутационные моменты. Юристы предупреждают: контролировать персонал нужно с осторожностью, поскольку вместо повышения эффективности это может привести к проблемам с законом. Существует тонкая грань между контролем работодателя за выполнением сотрудником своих должностных обязанностей и сбором сведений о частной жизни. По словам адвоката Владимира Постанюка, Конституция РФ гарантирует всем россиянам право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Любые приемы слежки, если сотрудник не давал на это согласия, законом запрещены. Компании стараются обезопасить себя, просят подписать соответствующий документ о том, что работник дает добро на сбор информации с его рабочего компьютера. «Чтобы избежать проблем с законом, работодатели должны в первую очередь предупреждать персонал о введении мер контроля за рабочим процессом, поскольку Трудовой кодекс гарантирует право на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте», — говорит управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков. В противном случае работодателя можно обвинить в незаконной деятельности и привлечь к ответственности вплоть до уголовной.