Россия
15:37, 28 марта 2016

Долгое дело Гавунаса Почему псковский бизнесмен настаивает на передаче своего уголовного дела в суд

Александр Широков
Митинг в поддержку бизнесмена Михаила Гавунаса. 28 марта 2016 года
Фото: Дмитрий Кирьян / nafront.com

В Пскове развернулась громкая информационная кампания — на улицах появились билборды с изображением Владимира Путина и цитатами о конституционных гарантиях и праве граждан на судебную защиту. В понедельник, 28 марта, в городе состоялся митинг, в котором приняли участие порядка 1200 человек. А в местных СМИ размещено обращение к президенту с просьбой разобраться с делом против бизнесмена Михаила Гавунаса.

Журналисты газеты «Антикоррупционный фронт» апеллируют к словам главы государства, прозвучавшие в послании Федеральному собранию в декабре прошлого года. Путин призвал правоохранителей не «кошмарить» российский бизнес, уточнив, что 83 процента предпринимателей, в отношении которых были возбуждены дела в 2014 году, полностью или частично потеряли бизнес — «то есть их попрессовали, обобрали и отпустили».

Уже четыре года региональное Следственное управление СКР России ведет уголовное дело предпринимателя Михаила Савельевича Гавунаса. Весь этот процесс, считают активисты, носит заказной характер, а его конечная цель — отъем имущества бизнесмена, то есть рейдерский захват.

Гавунас в Пскове личность известная. Он был председателем совета директоров компании «Евро-Керамика» (печорского градообразующего предприятия, производящего керамическую плитку из местной красной глины), председателем совета директоров «Псковпищепрома». С 2002 года неоднократно избирался депутатом Псковского областного заксобрания (от партий «Единство», затем «Единая Россия»), был вице-премьером председателя парламента, председателем Комитета по законодательству и экономической политике, вице-губернатором.

Неприятности у бизнесмена начались весной 2012 года. Решением президиума регионального политсовета парламентария лишили членства в «Единой России» и досрочно прекратили его депутатские полномочия. Официальной причиной послужило его израильское гражданство. Уже тогда СМИ связали произошедшее с предстоящими выборами в областное заксобрание (декабрь 2012 года) и непростыми личными взаимоотношениями коммерсанта с бывшим прокурором области Тимуром Кебековым, замеченным в коррупционных скандалах.

После этого псковская прокуратура инициировала против Гавунаса уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). По версии следствия, бизнесмен, используя служебное положение первого заместителя главы администрации области, организовал хищение доли государственного унитарного предприятия «Псковалко» в уставном капитале закрытого акционерного общества «Псковпищепром» путем допэмиссии акций предприятия, нанеся ущерб государству в размере 57 миллионов рублей.

Однако официальное обвинение предъявлять не торопились. В итоге бизнесмен покинул Россию и уехал в Израиль. Только в августе 2012 года предпринимателя объявили сначала в федеральный розыск, а затем в международный. С первого раза суд отказал в аресте Гавунаса. Он был заочно арестован лишь в начале 2013 года. Самое интересное, что в конечном счете сумма ущерба, якобы нанесенного действиями предпринимателя, возросла почти в 20 раз — до 1 миллиарда 174 миллионов рублей.

Тут не обошлось без странностей. На вопрос защиты о том, кто выполнял перерасчет материального ущерба, представитель потерпевшей стороны и доверенное лицо губернатора Псковской области Андрея Турчака Людмила Гребнева ответила, что «сумму назвал следователь». По другой информации, администрация области вообще никогда не владела акциями «Псковпищепрома».

Кстати, в распоряжении журналистов имеется документ, где по запросу региональной прокуратуры все та же Гребнева дает подробное разъяснение по существу уголовного дела, из которого следует, что «Псковалко» получил всего 47 миллионов бюджетных денег. В Комитете управления государственным имуществом (КУГИ) не смогли предоставить информацию по ценным бумагам «Псковпищепрома» — она попросту не сохранилась из-за срока давности. Более того, в комитете уточнили, что в реестре имущества акции не учитывались.

Нужно понимать, что Гребнева ни много ни мало глава Государственного комитета области по имущественным отношениям и одновременно законный представитель губернатора области, действующий по его доверенности. Возникает вопрос: в чьих интересах действовала госслужащая?

Итак, информация о ценных бумагах не сохранилась, зато уголовное дело осталось. Следователи арестовали псковское имущество, принадлежащее Гавунасу (на сумму около 60 миллионов рублей), начались налоговые и административные проверки «Евро-Керамики», серьезно осложнившие работу предприятия. Правозащитники предполагают, что здесь имеет место банальное рейдерство. Благо для этого есть доказательная база. «Антикоррупционный фронт» располагает рядом документов, указывающих на заинтересованное лицо — Леонида Маевского, бывшего депутата Госдумы, владельца предприятия по производству керамической плитки в Ростовской области.

В конце 2012 года Маевский выразил желание приобрести «Евро-Керамику» и даже обратился к губернатору, но тот отправил его к прокурору, объяснив, что в данный момент часть предприятия находится под арестом. Прокурор, по свидетельству журналистов, рекомендовал встречаться с Гавунасом в присутствии третьих лиц. Маевский побеседовал с директором компании Владимиром Панченко. А в мае 2013 года договорился с Михаилом Гавунасом о личной встрече в Тель-Авиве и именно там назвал цену прекращения уголовного преследования — 75 процентов акций завода «Евро-Керамика». Гавунас от предложения отказался.

В январе 2015 года, все еще находясь за границей, Гавунас внезапно узнал, что следователь по особо важным делам регионального СУ СКР по Псковской области Мазуров А.А. приостановил предварительные следственные действия. Официальная версия — в связи с отсутствием сведений о местонахождении подозреваемого. При этом Мазуров заявил, что все следственные действия по делу им выполнены.

Почему же тогда региональный СК не торопится передать дело в суд, чтобы довести его до логического конца, а наоборот, приостанавливает его? Не вполне понятны и ссылки Мазурова на то, что российскому правосудию неизвестно местонахождение подозреваемого. Бизнесмен, по словам адвокатов, не скрывается от следствия и свободно проживает на территории государства Израиль, более того — поддерживает переписку со следователем.

Мазуров ранее уже предпринимал попытку приостановить следствие по названным выше причинам, но Гавунас обжаловал постановление следователя. Псковский городской суд отменил его как необоснованное и незаконное. Но через несколько месяцев ситуация повторилась. Активисты считают, что таким образом следователь нарушает статью 46 Конституции РФ, ограничивая гарантированное право граждан на доступ к правосудию. Ведь задача суда состоит именно в том, чтобы дать непредвзятую, беспристрастную оценку и принять законное решение.

На сегодняшний день защита предпринимателя обжалует постановление следствия о приостановке уголовного дела и настаивает на передаче дела в суд, потому что Михаил Гавунас по-прежнему находится в статусе обвиняемого. И по всей видимости, он намерен наконец поставить точку в своем уголовном деле.

< Назад в рубрику