Эпическое обрушение моста через Волгу срывает избирательную кампанию губернатора — такова завязка сюжета в недавно вышедшем на экраны фильме «День выборов-2». Сценарий «Квартета И» оказался репортерски точен: именно обрушение мостов может в ближайшее время стоить места сразу нескольким губернаторам. И первым в этом списке рискует стать глава Приморья Владимир Миклушевский.
Настоящий «мостопад» начался в России весной 2016 года. 14 марта в Саратовской области обрушился мост через реку Камелик. Размер провала моста — 5 на 2,5 метра. К счастью, дело было ночью, поэтому никто не пострадал. Мост расположен на автодороге местного значения, так что крупные транспортные артерии не были перерезаны, однако для объезда местные автомобилисты делали 30-километровый крюк.
В этот же день в городе Минусинске Красноярского края обрушился мост через Енисей, закрытый для движения с 2013 года. Его состояние было признано критическим, уже полтора года велись ремонтные работы. Упал пролет длиной 30 метров, пострадали четверо, один рабочий попал в реанимацию.
Однако все это меркнет на фоне крушения моста через реку Литовку на трассе регионального значения Находка — Владивосток в Приморском крае. Авария случилась 23 февраля, причины ее до сих пор не прояснены. Жителям Находки и Новолитовска пришлось переправляться через реку по льду. Вскоре лед начал таять, и каждый переход через полыньи по перекинутым доскам грозил падением в ледяную воду. Когда река очистилась ото льда, МЧС организовало переправу на лодках, но это была непродолжительная акция. Жителям пришлось переходить реку вброд. Был случай, когда мужчина упал в воду и чуть не утонул из-за сильного течения. К счастью, его спасли. В таких условиях родственники переправляли через реку жителей Новолитовска, которым требовалась медицинская помощь. Объездной путь занимает три часа, поэтому вброд пускались даже автомобили, погружаясь в воду по самые стекла.
Сейчас через реку отсыпана грунтовая переправа, но скоро ее смоет паводок: река Литовка, разливаясь по весне, превращается в бурный поток. Самое же страшное, что для отсыпки переправы грунт брали из дамбы, которая призвана защищать от паводка ближайший населенный пункт. Так что теперь неумелые попытки властей временно решить проблему грозят обернуться настоящей катастрофой.
Кто виноват? Власти Приморья ищут козла отпущения. По версии департамента транспорта и дорожного хозяйства, аварию устроил большегрузный транспорт, для передвижения которого мост не предназначен. Якобы водитель грузовика решил срезать путь, нарушил маршрут движения, указанный в путевом листе, наплевал на предупредительные знаки — и в результате мост начал рушиться прямо под его колесами.
Версия красивая, но увы — в местном управлении ГИБДД мудрить не стали и прямо сообщили журналистам: во-первых, мост рухнул, когда по нему шел не грузовой, а легковой автомобиль, во-вторых, никаких дорожных знаков, ограничивающих движение большегрузов по мосту через реку Литовка, никогда не существовало.
Теперь причины аварии будет искать прокуратура Приморского края. Ей предстоит оценить, насколько правильно департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморья содержал и обслуживал рухнувший участок дороги. Ситуация находится под личным контролем губернатора Владимира Миклушевского — во всяком случае, так заявил глава департамента Александр Швора. Сам же Миклушевский появился на месте крушения лишь спустя две недели. Новый мост, по словам главы региона, появится на этом месте через два года. Будет ли у местных жителей все это время нормальная переправа или им так и придется ходить вброд — неизвестно. Сельчане свои перспективы оценивают здраво, поэтому уже написали письмо полпреду президента на Дальнем Востоке Юрию Трутневу, а жители Находки и близлежащих населенных пунктов даже организовали сбор подписей под петицией Владимиру Путину.
Реакция местных жителей красноречиво говорит о том, что крушение моста они воспринимают не как единичный случай, а как закономерность. Похоже, это так. Угроза закрытия нависла даже над главным в новейшей истории Владивостока символом города — Золотым мостом. C 1 января 2016 года сменилась обслуживающая его сервисная компания, и в течение нескольких месяцев территорию моста вообще не убирали. В результате мелкий мусор и песок засорил трубы ливневок, и вода пошла внутрь моста. Самое интересное, что тревогу забили строители моста: бывшие сотрудники ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» не выдержали и написали письмо в местные СМИ. Тем не менее долгосрочный контракт на обслуживание Золотого моста будет заключен не раньше апреля. Кстати, у ЗАО «ТМК» долг по зарплате перед сотрудниками — около 117 миллионов рублей.
Не лучше обстоят дела со строительством крупных объектов социально-экономической сферы. В начале сентября во Владивостоке пройдет II Восточный экономический форум — по поручению президента делегатов следовало принимать в одной из двух гостиниц сети «Хаятт», которые возводились целиком на деньги краевого бюджета. Увы, гостям придется найти другое пристанище. Четыре года назад, когда Миклушевский заступил на должность, оба отеля были готовы на 80 процентов, но за это время стройку так и не завершили, хотя первоначальный бюджет увеличили в два раза. Приморская администрация пыталась привлечь к достройке «Хаяттов» корейских и китайских инвесторов, но тщетно.
Однако основные конфликты еще впереди. Например, 500 горняков оказались под угрозой увольнения из-за закрытия крупной угольной шахты «Восточное», работа которой уже приостановлена. Шахта является градообразующим предприятием для поселка Липовцы с населением 6200 человек. Часть увольняемых отправится на пенсию, несколько десятков человек компания трудоустроит вахтовым методом в Хабаровском крае, а 200 работников просто окажутся на улице.
Плохи дела и у оборонного завода «Радиоприбор» во Владивостоке — там еще в конце декабря 2015 года состоялся крупный митинг сотрудников, требовавших погасить задолженности по зарплате. Денег оборонщики не видели с прошлого лета, к марту задолженность выросла до 223 миллионов рублей и так и не была погашена — отчаявшиеся люди готовы объявить голодовку. Замгенпрокурора РФ Юрий Гулягин уже заявил, что в Приморье долги по зарплате — самые большие: семь предприятий не выплатили сотрудникам в общей сложности 369 миллионов рублей.
Картину инфраструктурного развала органично дополняет развернувшийся в Приморье коррупционный сюжет, равный которому регион, пожалуй, еще не знал. В понедельник, 21 марта, во Владивостоке пропал ректор Дальневосточного федерального университета Сергей Иванец. Накануне ректор вылетел в Москву в служебную командировку — и исчез. О его местонахождении стало известно лишь после того, как официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин сообщил, что Иванец задержан по подозрению в злоупотреблении должностными полномочиями.
Как оказалось, Иванец отправился в Москву сразу же после задержания двух его заместителей — проректора по науке и инновациям Алексея Цхе и проректора по экономике и финансам Виктора Атаманюка. В зону внимания следственных органов они попали неделей раньше, 14 марта; тогда же стало известно, что делу об «Электронном университете», о котором приморские и федеральные СМИ писали еще три года тому назад, наконец-то дали ход. Очевидно, что Иванец пытался в столице погасить скандал аппаратными методами, но эти попытки с треском провалились. Сейчас ректора ДВФУ обвиняют в «организации злоупотребления должностными полномочиями».
Канва событий этой истории такова. В 2011 году ДВФУ заключил с ООО «Винтегра-Проекты» (позднее оно было переименовано в ООО «Современный университет») контракт на создание информационно-технической системы, так называемого «Электронного университета». Работа должна была происходить в пять этапов, с 2011 по 2013 год. Общая сумма, которую должны были получить исполнители, составила более 647 миллионов рублей. Как удалось выяснить правоохранительным органам, третий этап работ выполнен не был, хотя акт сдачи-приемки результатов этих работ Цхе и Атаманюк в сентябре 2015 года подписали. Благодаря этим подписям ООО «Современный университет» получил более 20 миллионов рублей за услуги, которые не оказывал.
Изначально следствие полагало, что проректоры изготовили и подписали этот злополучный акт сами, однако через неделю после их задержания выяснилось, что действовали чиновники не в собственных интересах, а по поручению ректора университета Сергея Иванца. Судя по всему, проректорам Цхе и Атаманюку стало скучно в одиночку нести ответственность, и они дали показания на Иванца. Теперь осталось выяснить, в чьих интересах действовал сам Иванец.
Дело в том, что внимание общественности к «Электронному университету» ДВФУ приковано еще с октября 2011 года, когда появились первые сообщения о том, что объявленный ДВФУ конкурс на создание системы « Электронного университета» выиграла фирма «Винтегра» — единственная компания, принимавшая участие в торгах. Нарушения были столь вопиющими, что создатель Фонда борьбы с коррупцией блогер Алексей Навальный пожаловался на этот конкурс в ФАС, а Приморский антимонопольный комитет даже возбудил по этому поводу дело, найдя в процедуре проведения конкурса нарушение закона. Вуз с решением антимонопольщиков не согласился и подал исковое заявление в Арбитражный суд Приморского края. Тогда арбитражный суд занял сторону ДВФУ, однако последние события вокруг Приморского «университетгейта» дают основания полагать, что финал этой истории еще впереди.
Эксперты полагают, что коррупционная история, взбудоражившая Приморье, вряд ли закончится задержанием верхушки Дальневосточного федерального университета. Не исключено, что следующим человеком, который попадет в поле внимания правоохранительных органов, станет губернатор Владимир Миклушевский. Хотя ниточка может потянуться еще дальше. Дело в том, что исполнительным директором в ООО «Винтегра-Проекты» в 2011 году был Роман Калина, сын Исаака Калины. В 2008-2010 годах Исаак Калина и Владимир Миклушевский были заместителями министра образования. Вполне вероятно, что следственные органы обратят внимание на подобное близкое знакомство. К тому же неизвестно, какие показания даст сам Сергей Иванец.
Падение моста, невыплата зарплат, коррупционные скандалы — все это не могло не повлиять на позиции Приморья в авторитетном рейтинге российских регионов, составляемом фондом «Петербургская политика». Как говорится в аналитическом комментарии фонда, «вектор на вылет региона из группы с высокой устойчивостью наметился в конце прошлого года». С декабря 2015-го Приморье потеряло в рейтинге почти балл: было 7,3 — стало 6,7. Сегодня Приморский край переместился из списка регионов с высокой устойчивостью в список регионов со средней социально-политической устойчивостью.
Сразу вслед за задержанием ректора ДВФУ, во вторник, 22 марта, вышел новый рейтинг Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) за первый квартал 2016 года, в котором позиции губернатора Миклушевского опустились сразу на два пункта. «Основная причина потери в рейтинге — ситуация с рухнувшими в Приморье мостами и плачевное положение в сфере ЖКХ, — считает политолог Петр Ханас. — События, связанные с уголовным преследованием ректора ДВФУ, в рейтинг войти не успели». Но, возможно, этот скандал будет учтен в следующем рейтинге: ФоРГО учитывает «фактор аффилированности» — связь с людьми, замешанными в коррупционных скандалах, который автоматически понижает рейтинг главы региона минимум на пять пунктов. А Сергей Иванец — креатура Владимира Миклушевского, именно он рекомендовал Иванца на должность, фактически взяв на себя ответственность за назначение этой персоны. «То есть можно говорить о личной ответственности ректора и губернатора, это очевидно, — поясняет Ханас. — В этой связи можно предположить, что дело будет иметь дальнейшее развитие и затронет ряд персон как ДВФУ, так и администрации Приморского края».
«В дальнейшем ситуация с задержанием ректора Иванца отразится на рейтинге губернатора Миклушевского очень и очень сильно, — считает хабаровский политолог Илдус Ярулин. — Мы ждали, что и в нынешнем рейтинге ФоРГО падение будет более сильным. Очевидно, что отношение к губернатору в крае резко ухудшилось. Приморье переживает не самые лучшие дни». Денежного потока, связанного с саммитом АТЭС, уже нет, а имеющимися средствами надо умело распоряжаться. «Миклушевский же никогда не был умелым экономистом, — отмечает Ярулин. — Он специалист в области металлургии, который всю жизнь занимался делами, связанными с образованием. Губернатором Приморья Миклушевский стал в силу политической игры, которую на тот момент вели Шувалов и Дворкович».
Сейчас же впереди сразу несколько избирательных циклов: парламентские выборы в сентябре, выборы в краевое заксобрание, а там и губернаторские. Впрочем, теперь уже далеко не факт, что баллотироваться на них будет сам Миклушевский.