В 1954-м фотограф журнала Life Деннис Сток познакомился с молодым актером Джеймсом Дином и сделал серию снимков, которые прославили их обоих. В 2015-м Антон Корбейн — возможно, самый известный селебрити-фотограф в истории, снял об этом знакомстве фильм «Лайф», запечатлевший тот период, когда юный артист еще не стал символом поколения, а нищий человек с фотокамерой — легендой агентства Magnum.
Именно Корбейн ответственен за самые канонические снимки и клипы Joy Division и Depeche Mode, U2 и Ника Кейва, Nirvana и Тома Уэйтса. Поэтому даже удивительно, что к теме фотографии — более того, фотографии звезд — в своих кинопроектах он обратился только сейчас. Голландец не скрывает, что «Лайф» для него — фильм более личный, чем «Американец» и «Самый опасный человек» (и почти столь же личный, что и посвященный Joy Division «Контроль»), о чем и рассказывает в интервью «Ленте.ру».
«Лента.ру»: Чем вас привлек этот проект?
Антон Корбейн: Это забавно, но совсем не тем, что предполагает большинство людей. То есть не Джеймсом Дином (в «Лайф» его играет Дэйн ДеХаан — прим. «Ленты.ру»). Для меня это прежде всего история фотографа, который снимает кого-то известного, живущего у всех на виду. Мне это, мягко говоря, знакомо — я ведь тем же самым занимаюсь вот уже сорок лет! Было любопытно, конечно, поиграть с мифом о Джеймсе Дине, но вообще мне всегда были интересны истории отношений фотографов и героев их снимков.
Это отношения, о которых вы и правда знаете немало.
Да, хотя так было далеко не всегда. Когда я был молод, то был очень наивен и часто не отдавал себе отчета, насколько эти отношения важны. Еще в Голландии, до переезда в Англию и знакомства с Joy Division, у меня был друг, который в какой-то момент стал самой большой рок-звездой в стране. Его тут же все вокруг полюбили — а я вдруг потерял друга. Я был совсем юн и еще долго задавался вопросом, что же случилось. Это интересная динамика — например, в фильме Дин и Сток (его играет Роберт Паттинсон — прим. «Ленты.ру») постоянно говорят, что делают эти снимки не для себя, а как одолжение друг другу: «Я делаю это для тебя!» — «Нет, это я для тебя стараюсь». Они оба искренне в этом уверены!
И они оба вот-вот станут невероятно успешными каждый в своем деле. Вы же исследуете тот краткий миг, когда слава еще не пришла.
Ну, если честно, это справедливо только в отношении Дина. Кинозвезды могут проснуться знаменитыми. С фотографами все не так просто.
Вы были хорошо знакомы с работой Стока?
Только частично. Конечно, я прекрасно знал его канонический снимок Дина на Таймс-сквер, может быть, еще пару кадров — но я не знал, как зовут их автора. Так что я погрузился в его работу — и в общем-то влюбился в нее. Она чем-то похожа на мои собственные ранние опыты в фотографии в 1970-1980-х. Как и я в то время, Сток много снимал людей в очень выразительных пространствах, пейзажах и интерьерах в похожем на документалистику стиле. У Стока почти не было классических портретов в портфолио — он всегда работал с пространством. Мне нравится такой подход: его кадры много говорят не только о героях, но и о времени. Ты смотришь и не можешь не поражаться тому, как все изменилось и как эффектно выглядел мир в 1950-х.
Для «Лайф», конечно, было очень важно взаимопонимание между актерами. Кастинг был долгим?
Роберт Паттинсон первым подключился к проекту. Причем я никогда не думал о нем в роли Дина. Забавно, что когда о фильме стало известно, большинство тут же решило, что Джеймса играет именно он — как будто больших звезд могут играть только большие звезды! Роберт рано прославился — так что теперь хочет доказать всем, что он достоин быть актером, поэтому снимается у режиссеров вроде Кроненберга и Херцога. По-моему, получилась красивая рифма: актер, пытающийся проявить себя в профессии, играет фотографа, тоже пытающегося проявить себя в профессии. Такая параллельная реальность, в этом есть некоторое извращенное удовольствие.
А Дэйн ДеХаан сразу согласился сыграть Джеймса Дина?
Нам повезло — Дэйн несколько раз отказывался от роли. Он вырос фанатом Дина и не был уверен, что сможет воплотить его на экране. Мы немного поработали с его внешностью, чтобы он был похож на Джимми, но ДеХаан и сам хороший актер, его перевоплощение на экране — это заслуга его собственного таланта.
Фильм показывает Дина семейным, выросшим на ферме пареньком. Это неожиданно, мы же привыкли видеть Джеймса Дина — бунтаря без причины...
Да, у Дина был бунтарский образ, но он был хорошим парнем, в его отношениях с родными точно не было никакого бунта. Но он стал символом тех невероятных, глобальных перемен, что происходили в середине 1950-х: зарождение рок-н-ролла, расцвет джаза, появление актеров, которые хотели принимать самостоятельные решения. Его бунт выражался в манере одеваться, в том, как и с кем он проводил время. Но он не был хулиганом и в сущности вел себя абсолютно нормально.
Не было соблазна снять этот фильм в черно-белой гамме — как «Контроль»?
Честно говоря, я сначала бился за то, чтобы фильм был черно-белым. Хотел таким образом передать взгляд на мир Денниса, снимавшего в ч/б, — но вовремя опомнился. Ведь если бы весь фильм был черно-белым, то как бы я передал красоту и величие фотографий Стока? Они были бы неотличимы от всех остальных кадров фильма. А в цветном кино они мгновенно бросаются в глаза, сразу передают мощь работы фотографа. Важно, что мы не воссоздаем фото Денниса, мы показываем, как он их делал, и мир, который его окружал.
Мы живем в эпоху Instagram, и камера теперь есть у каждого в телефоне. Для фотографии это хорошо или плохо?
Думаю, у этой медали две стороны, как водится. Нас теперь всегда окружает бесконечное число визуальной информации — что, конечно, не может не раздражать. Столько мусора, столько дерьма! Люди думают, будто бы все в их жизни невероятно важно, будто обо всем нужно отчитаться. С другой стороны, кто-то все время придумывает новые способы снимать фото — и фотография никогда не была так популярна, как сейчас. А вот для профессиональных фотографов это трудные времена — теперь им как никогда сложно зарабатывать на жизнь.
«Лайф» не напоминал вам посвященный Иэну Кертису «Контроль»? И там, и здесь речь о молодых талантах, ушедших трагически рано.
Это совсем разные персонажи. Начнем с того, что Иэн покончил с собой, а Джеймс погиб в автокатастрофе — разные судьбы. Для меня работа над «Контролем» была, наверное, самой эмоциональной: я же был свидетелем и в какой-то мере участником тех событий, это очень личная для меня история. В случае же «Лайф» мне было интересно поразмышлять о профессии фотографа, об отношениях с субъектом съемки. Сходство лишь в том, что и тот, и другой фильм — байопики.
Вы по-прежнему между съемками работаете с фотографией?
Да, для меня это дзен своего рода, уже даже не профессия, а нечто очень личное. Поэтому для меня необходимо в перерывах между работой в кино снимать фото. Но в профессиональном смысле кино меня сейчас интересует больше всего.