Удаленная торговля — не новость для рынка ретейла: продажи по каталогам появились еще в XIX столетии. Но XXI век благодаря интернету вывел ее на новый уровень. За последние десять лет монобрендовые интернет-магазины с наивной навигацией и весьма скромным выбором товаров уступили место модным онлайн-универмагам.
Такой магазин нового поколения, объединивший под одной виртуальной крышей более 400 бутиков и более 150 тысяч брендов, — ресурс Farfetch. Это онлайн-платформа в формате market place: покупатель получает вещь прямо из конкретного бутика, расположенного, например, на озере Комо, в Кувейте или в маленьком шведском городе Гетеборге. К площадке «подключены» магазины разных стран мира, так что покупатель не ограничен выбором местных байеров.
Магазин, основанный предпринимателем Жозе Невешом в 2008 году, за восемь лет открыл свои интернет-филиалы в 32 странах, а в конце прошлого года пришел в Россию. С 1 марта в Farfetch открылся детский раздел. Покупателям предлагаются вещи в широком ценовом диапазоне — от добротных high street fashion брендов до дизайнерской одежды и аксессуаров лучших марок — Dolce & Gabbana, Gucci, Burberry, Ralph Lauren, Fendi, Moschino, Kenzo, Alexander Wang, Moncler, Rodarte. Постоянные покупатели этих брендов становятся почетными клиентами Farfetch и получают доступ в VIP-департамент с уникальными сервисами — услугами персонального стилиста и возможностью оформления предзаказа на свежайшие новинки прямо с дефиле лучших мировых дизайнеров на главных неделях моды мира.
Появление интернет-универмагов чрезвычайно облегчило жизнь поклонников моды: современные горожане не могут позволить себе часами блуждать по магазинам в рабочее время, а в выходные их ждут семейные заботы и развлечения, спорт и хобби, благотворительные и культурные мероприятия. А в универмаге на экране компьютера женщина может после работы, сидя на удобном диване, рассмотреть сотни сумок и выбрать именно ту, единственную в своем роде, которая, возможно, не продается в окрестных магазинах, но вполне способна, как говорили в доонлайновые времена, «составить ее счастие».
В этом, кстати, одна из особенностей «женского» шопинга: практицизм в нем зачастую уступает место жертвам во имя красоты или азарту коллекционера. Подобно персонажам «Секса в большом городе», некоторые дамы способны собирать шпильки от любимого обувного дизайнера или годами мечтать о редкой сумке знаменитого модного дома. Другие клиентки универмагов, напротив, спокойно относятся к брендам и логотипам, но весьма придирчивы к вещам: им нужно не просто розовое платье с рукавом три четверти, а платье оттенка телесной пудры, а на рукавах должны быть пуговицы. Перламутровые, конечно же. Самая сложная категория клиенток — те, кто ищет «вещь вообще», что-то особенное, для чего нет особых критериев, что просто внезапно понравится и повысит настроение. Эти поклонницы спонтанной шопинг-терапии порой приходят на сайт интернет-магазина просто так, за приятными эмоциями, и сами не знают, что именно купят — платье, туфли, сумку или мужскую подвеску с черепом. Возможно все.
Для каждой из таких клиенток у Farfetch продуман свой алгоритм покупок. Тем, кто предпочитает новинки своих любимых брендов, предлагается поиск по маркам. Тем, кто ищет единственное в своем роде платье, можно порекомендовать поиск по видам одежды: открыв раздел платьев, в котором представлены вещи сотен марок, даже самая придирчивая покупательница найдет именно те перламутровые пуговицы, которые покажутся ей совершенными. Наконец, тем, кто хочет просто насладиться спонтанными покупками и сделать себе приятный сюрприз, стоит обратиться к разделу новинок: там в первую очередь появляются новые сезонные коллекции и редкие капсульные линии, которые порой раскупаются за считаные часы. Кстати, и тут Farfetch на стороне клиенток: особая программа оповещает их о том, что тот или иной бестселлер практически полностью распродан.
Мужчины отличаются от женщин в своих потребительских привычках: это заметили еще социологи, изучавшие поведение представителей разных полов в офлайновых магазинах. Ученые назвали покупательниц «собирательницами» (они чаще всего оглядывали весь ассортимент, брали для примерки множество разных вещей и нередко покупали совсем не то, за чем пришли, а нечто, показавшееся более заманчивым), а покупателей — «охотниками»: мужчины целенаправленно приобретали необходимое. В случае если клиенту мужского пола предстоит важная встреча, переговоры или долгожданная поездка на уик-энд в загородный отель, он приходит в магазин с четким пониманием того, что именно ему нужно.
Ускорить процесс подбора костюма и аксессуаров для создания законченного образа джентльмена на Farfetch помогает программа, которая «рекомендует» покупателю джинсы к кожаной куртке или рубашку к костюму, опираясь на советы профессиональных стилистов и алгоритмы определения покупательского поведения. Еще одна сторона потребительского поведения, характерная для многих мужчин, — практичное стремление сэкономить на одежде без потери качества, чтобы потратить деньги на хобби или подарок жене или детям. Таких покупателей может заинтересовать раздел распродаж.
Детский раздел Farfetch стал доступен маленьким российским модникам и их родителям сравнительно недавно, но уже оценен ими по достоинству — прежде всего потому, что в нем представлены практически все детские линии самых известных модных марок: Stella McCartney Kids, Dolce & Gabbana Kids, Gucci Kids, Burberry Kids, Ralph Lauren Kids, Fendi Kids, Moschino Kids, DKNY Kids. Покупая в этом онлайн-магазине, родители получают самое для себя важное в шопинге — уверенность в том, что купленная ими вещь будет качественной и гарантированно безопасной для ребенка, поскольку Farfetch не продает подделок и контрафакта.
Для удобства поиска детская «секция» онлайн-универмага разделена по возрастным категориям: очаровательные платьица, комбинезоны и пинетки для малышей 0-2 года могут выбирать родители, а в выборе нарядов для ребят постарше могут принять участие и сами маленькие модники и модницы. В разделе для девочек, помимо нарядных и повседневных платьев, брюк и юбок, традиционно много аксессуаров — ободки для волос, очки, сумочки, рюкзаки, шляпки и косынки. Мальчикам предлагают десятки видов обожаемых ими футболок с принтами — как абстрактными, так и в виде забавных персонажей комиксов и мультфильмов, а также практичную одежду для активных игр на свежем воздухе — толстовки, тренировочные брюки на кулиске, брюки, бейсболки и бомберы. Farfetch знает пристрастия современных юных fashionista и для особых случаев предлагает им не скучные пиджачки и белые сорочки, как у школьников прошлого века, а кожаные куртки, дизайнерские джинсы, лакированные оксфорды, как у отца или старшего брата, и даже детские галстуки-бабочки, созданные по всем канонам аксессуарного искусства.
Аксессуары — как взрослые, так и детские — могут стать отличным подарком. Зная это, владельцы Farfetch во всех разделах выделили их в отдельные секции, которые, в свою очередь, дробятся на несколько подразделов — от бижутерии и ремней до галстуков и платков. Интернет-магазин изрядно облегчает выбор и покупку подарков: сюрпризы, конечно, вещь хорошая, но право самостоятельного решения одариваемого в наши дни никто не отменял. Покупатель может поинтересоваться содержимым вишлиста своего близкого человека, друга или возлюбленной, и выбрать что-то, что ему будет так же приятно подарить, как ему или ей получить в подарок.
Если речь идет о подарке знакомому или коллеге, которого клиент знает не слишком близко, можно пойти на хитрость: открыв раздел ремней или бумажников, попросить потенциального получателя подарка помочь выбрать самый интересный предмет, а потом подарить именно его.
С женщинами проще: подглядев логотип ее сумочки или платка (что совсем несложно — популярные бренды логотипы отнюдь не прячут) просто забить название марки в поиске Farfetch и выбрать что-нибудь из новой коллекции: новинка скорее всего еще не появилась в коллекции объекта дарения, поскольку ассортимент онлайн-универмага обновляется очень оперативно, быстрее многих офлайновых торговых точек.
Найдется подарок и для детей: симпатичное платье для празднования дня рождения, балетки той же марки, что носит старшая сестра или любимая тинейджерами певица, маленькая сумочка-кроссбоди для девчачьих мелочей или объемистый рюкзак для спортивной формы. Ну и, конечно, аксессуары: темные очки настоящего шпиона и сверкающая кристаллами диадема настоящей принцессы.
Разумеется, лучшей оценкой работы любого магазина было и остается мнение покупателей. Судя по тому, что говорят об онлайн-торговле профессиональные модники и модницы, будущее фэшн-бизнеса действительно доступно уже сегодня — в интернете.
Дарья Шаповалова, креативный директор Mercedes-Benz Kiev Fashion Days:
Я не из тех людей, кто следует трендам, но есть трендовые вещи, которые мне нравятся, например балетки Miu Miu — на мой взгляд, они идеальные. Ношу одежду молодых дизайнеров, которые либо идут вне трендов, либо их создают. В этом сезоне на острие — бельевой стиль, я полюбила женственную одежду, такую, как делает Лоренцо Серафини для Philosophy. Другие любимые дизайнеры — J.W Anderson, Simone Rocha.
Я покупаю одежду в интернете, когда вижу в продаже результат интересной коллаборации или когда нет времени на традиционный шопинг. Сервис, когда вещь привозят домой, просто бесценен. Но я не думаю, что офлайновые магазины исчезнут, как не верю, что умрет печатный глянец. Просто они будут больше взаимодействовать со своими онлайн-версиями. Для меня преимущество онлайна в поиске интересных вещей, которые еще не поступили в продажу в офлайне. Помню, как-то я покупала онлайн свитер Balenciaga. Есть дизайнеры, которые мне нравятся, но не представлены в магазинах офлайн там, где я нахожусь в данный момент, — но их можно найти, скажем, в Farfetch, где собраны все интересные дизайнеры от разных ретейлеров.
Замечу, что шопинг для ребенка не стоит совмещать с шопингом для себя. Малышам быстро надоедает одно и тоже действие, покупки с ними стоит делать в ускоренном режиме. И после — идти в магазин игрушек, на горки. Важно выбрать сбалансированный набор красивых и практичных вещей: надевать первые туда, где они действительно придутся к месту, а вторые оставить для активного отдыха и развлечений.
В подарок я выбираю уникальные вещи, которые не подарит никто другой. Портрет у иллюстратора, путешествие, персонализированную вещь, которую сделают специально для адресата подарка или нанесут инициалы на украшение или аксессуар.
Наталья Османн, журналист и соавтор проекта #FollowMeTo:
Я очень люблю 70-е, стиль boho, деним, но сложно сказать, что следую каким-то трендам, одежда для меня — способ самовыражения, а не погоня за модными вещами. Для кадра #followmeto ищу традиционные наряды стран, где проходят съемки, для вечернего выхода — что-то элегантное и женственное, для работы - casual chic. Люблю Tom Ford, J.W.Anderson, Balmain, Rochas, Delpozo, Marni, Margiella, Zuhair Murad, Irakli, Anouki, Initial, Urban Outfitter, обувь Jimmy Choo и Stuart Weitzman. Стараюсь поддерживать и российских дизайнеров: MaYa, Graviteight, Ruban, Alena Akhmadullina, Yanina.
Я практически живу в самолетах, а когда возвращаюсь в Москву — это круговорот работы, встреч, монтажа новой программы. Онлайн-магазины экономят много часов и сил, но вызывают больше доверия, если уже имеют предысторию на Западе. Но если есть время, люблю выбирать вещи в традиционных магазинах: тактильные ощущения очень важны.
Не уверена, что онлайн-шопинг на сто процентов вытеснит традиционный. В России популярны походы по магазинам «вживую», женщинам хочется все перемерить, рассмотреть детально, сделать фото в примерочной, разглядывать витрины, потом выпить кофе. Для них это не только покупки, а способ провести время с семьей или подругами. Но через пару лет онлайн и у нас, как сейчас в США, станет лидером. Я за первенство интернета — все проекты, от магазина для путешественников до travel-редакции, запускаю онлайн. Но в онлайн-шопинге не хватает личностного подхода: вводишь свои индивидуальные мерки, и сайт пишет: «эта вещь сядет на вас идеально» или «советую выбрать эту модель в таком-то размере». Иногда не хватает фотографий деталей, как выглядит вещь со спины или сбоку, как смотрится не на модели, а на обычном человеке, как сделан шов и т.д. В общем, нужна персональная Siri. А пока очень помогает разнообразие фильтров поиска, по брендам, по цветам, по стилю, по сезонности.
Покупая подарок, ориентироваться нужно на свою память: люди говорят вслух, что они хотят, показывают что-то из своего вишлиста, а мы просто забываем. Я бы посоветовала мужчинам не бояться заказывать вещи для своих девушек: пытайтесь, экспериментируйте, запоминайте ее вкусы.
Анзор Канкулов, главный редактор журнала PORT:
В большинстве случаев мужчины меньше интересуются модой, чем женщины. Я как раз из того меньшинства, которому бренды и тренды небезразличны. И да, я ориентируюсь на тренды, поскольку это позволяет быстрее делать выбор. Что касается брендов, то я не совсем типовой потребитель, я профессионально интересуюсь и занимаюсь модой, поэтому те марки, которые мне нравятся, малоизвестны широкому кругу покупателей, но они определяют передовую повестку дня. Сейчас я увлекся французскими марками, такими как Christoph Lemaire, Sacai, Etudes, молодыми модернистскими марками. Больших брендов я обычно избегаю — они на то и большие, что обращаются к массовой аудитории, а я не из этой аудитории. Не то что бы я никогда и ни за что на свете не куплю их вещи, но все же это немного не моя история. Ну и массовые бренды класса люкс очень дороги.
В интернет-шопинге есть и плюсы, и минусы. Выгоднее тем, что сейчас есть много онлайн-магазинов, в которых можно найти вещи, которых нет в «физических» магазинах. Не обязательно эти вещи лучше, просто они другие. В интернете можно найти нужный предмет по поиску. Наконец, в онлайн-магазинах бывают скидки и спецпредложения. Я чаще всего покупаю там, именно когда есть спецпредложения.
Не думаю, что онлайн-шопинг полностью заменит офлайновые магазины. В удаленной торговле есть свои особенности. Так можно покупать только то, что ты уже хорошо знаешь, что примерял. Либо не знаешь, но готов рискнуть, потому что вещь продается с очень большой скидкой. Но если большой скидки нет, то лучше впервые покупать новую вещь незнакомой марки, сначала оценив ее «вживую». При покупке в интернете всегда есть риск, он даже служит определенным ограничителем в шопинге. Бывали ситуации, когда что-то мне приходилось возвращать. Проблемы индивидуальны у каждого магазина. Есть торговые площадки, у которых не заключен договор с российской таможней о растаможке. Мне как-то раз пришлось ехать в Домодедово растаможивать свои покупки. Это проблема магазина — просто нужно вовремя заключить контракт.
Говорить об экономии времени тоже не стоит. Вряд ли кто-то хочет побыстрее окончить шопинг в интернет-магазине. Многим очень нравится, наоборот, долго там лазить, кликать. В «живом» магазине можно купить вещи быстрее. Если говорить обо мне, то я прихожу в интернет за конкретными марками и не смотрю каждый раз, что там «вообще продается», поскольку давно понял, что меня интересует. Тут дело не в онлайн- или офлайн-магазинах: у человека, который понял, что ему нужно, понял все про свой стиль, шопинг всегда быстрее и приятнее. Если кто-то чем-то увлечен и что-то явно предпочитает, то любимых марок у него не может быть много. 3-5, редко больше.
Мужской шопинг отличается от женского. Мужчины по большей части вообще относятся к одежде традиционно, как к функциональным предметам, которые надо надеть и пойти. Они не задумываются над нюансами. Людей, совершающих покупки осознанно, выбирающих бренды, следующих трендам, больше среди женщин, чем среди мужчин.
Выбор подарков — крайне креативный момент. Я обычно подарки «коплю». В путешествиях или походах по магазинам я всегда наблюдаю, отслеживаю, нет ли там чего-то, что может понравиться кому-то из близких или друзей. Подмечаю, и если мне кажется, что что-то такое есть, то или сразу покупаю, или «мотаю на ус», чтобы потом вернуться. Если же нужно срочно купить подарок, скажем, к 8 марта, то я дарю то, что обычно дарю в таких ситуациях — интерьерные всякие штуки, предметы декора, посуду.