Демократы собрались формировать коалицию на выборах в Госдуму, но не могут договориться об условиях. ПАРНАС бескомпромиссно понуждает «Яблоко» к объединению в одну новую партию с формированием общего списка, а яблочники предлагают просто выдвигать всех желающих под своим брендом. «Лента.ру» попыталась выяснить, почему «Яблоко» воспринимает союз с ПАРНАСом как политический мезальянс и каким образом партия, которой не гарантировано прохождение в Госдуму, диверсифицирует политические риски за счет привлечения одномандатников.
Инициатива о слиянии «Яблока» и ПАРНАСа формально исходила от нейтральной «третьей силы». 23 февраля общественные деятели, представители науки и культуры России опубликовали в «Новой газете» призыв к руководству обеих партий: «Вы должны идти на выборы единым сплоченным отрядом». Под обращением подписались, в частности, Лия Ахеджакова, Дмитрий Быков, Владимир Войнович и другие известные персоны.
Лидер «Яблока» Эмилия Слабунова в ответ на это в тот же день официально предложила ПАРНАСу не выставлять на выборах в Думу свой список. «Готовы выдвинуть в Государственную Думу всех достойных представителей этой и других партий, входящих в «Демократическую коалицию», ― пообещала она. А ПАРНАС на заседании Федерального политсовета 25 марта предложил «Яблоку» более радикальный вариант: объединиться с ними в новую партию.
Несмотря на то что обе партии не являются парламентскими, их политический вес далеко не одинаков. «Яблоко» на думских выборах 2011 года перешагнуло трехпроцентный барьер и получает государственное финансирование (247 миллионов в 2015 году, по данным ЦИК), имеет шесть фракций в заксобраниях регионов и семь ― в думах крупных городов. У ПАРНАСа ― только один мандат покойного Бориса Немцова в Ярославской облдуме. Для того чтобы сделанная «Яблоку» оферта не выглядела как предложение вступить в политический мезальянс, ПАРНАС подчеркивает: речь идет о союзе не только с партией, но и со всей «Демократической коалицией», объяснил «Ленте.ру» зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин. «Демкоалиция» была образована весной 2015 года из ряда малых партий либерального толка. Предполагалось, что ее представители будут баллотироваться по спискам ПАРНАСа, теперь же ПАРНАС хочет нагрузить своими соратниками партию Слабуновой. А для нее это скорее балласт.
Хотя все эти тонкости очевидны,ПАРНАС заявил, что ждет от «Яблока» ответа для запуска переговорного процесса по объединению. По его мнению, оставшееся до выборов время позволяет провести все объединительные процедуры, технических и юридических сложностей не возникнет. Предельные сроки, в течение которых оферта может быть принята, Мерзликин не уточнил. Кстати, не всех в ПАРНАСе эта позиция устраивает: так, бывший помощник президента Ельцина Георгий Сатаров даже приостановил членство в ПАРНАСе. В своем аккаунте в Facebook Сатаров объяснил, что не считает слияние двух партий единственно возможным путем для формирования коалиции.
Сама Эмилия Слабунова на предложение Касьянова в публичном пространстве никак не отреагировала. Она не будет комментировать идею объединения партий, сообщил «Ленте.ру» источник в партии: все уже озвучено в заявлении от 23 февраля. А член бюро «Яблока» Лев Шлосберг заявил, что предложение об объединении «не способствует» формированию единого списка демократов. «Яблоко» по-прежнему готово выдвигать других кандидатов от своего имени. Те, с кем об этом договорились, подписывают «Меморандум политической альтернативы». Тем самым кандидат обязуется, в частности, вести агитацию за партию и поддерживать ее основателя Григория Явлинского в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. Таким образом, партия предлагает желающим коалицию на выгодных для себя условиях: дополнительный рекрутинг потенциальных мажоритариев, гарантии их лояльности и возможность точечного подбора кадров.
Скорее всего, идея объединения закончится ситуативными коалициями в регионах, сказал «Ленте.ру» руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. В регионах демократы из разных партий находят общий язык, как, например, в Алтае, где представители ПАРНАСа договорились идти на выборы по списку яблочников. «Но на выборах в Госдуму, с учетом амбиций лидеров, а также разницы взглядов и подходов, такая коалиция изначально маловероятна», ― отмечает Калачев. Однако он не считает, что это приведет к дроблению электората. «На самом деле ПАРНАС и "Яблоко" работают не в одной и той же электоральной нише, ― считает эксперт. ― С моей точки зрения, избиратель "Яблока" вряд ли голосовал бы за ПАРНАС, и наоборот». «Это не тот случай, когда один плюс один будет два: может возникнуть аннигиляция электората», ― говорит «Ленте.ру» гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов.
Шансы на прохождение пятипроцентного барьера Константин Калачев для обеих партий оценивает как минимальные, но у яблочников все-таки больше перспектив. В частности, они могут взять трехпроцентный барьер и тем самым сохранить бюджетное финансирование. А вот ПАРНАС, если во главе списка встанет Михаил Касьянов с его антирейтингом, больше чем на полтора-два процента может не рассчитывать, полагает эксперт.
Однако непрохождение пятипроцентного барьера еще не ставит крест на формировании фракции «Яблока» в Госдуме 7-го созыва ― ее могут составить одномандатники. «Для них самая оптимальная стратегия ― борьба за прохождение трехпроцентного барьера и получение госфинансирования плюс одномандатники, это позволит сформировать фракцию», ― считает Дмитрий Орлов. Поэтому, подбирая одномандатников, «Яблоко» готово задействовать в качестве кадрового резерва самые разные структуры.
Полный список будущих одномандатников пока не объявлен: интенсивные переговоры в самом разгаре. Поэтому анализировать можно тех, кто уже заявил о выдвижении от «Яблока». В частности, уже известно, что от партии пойдет по одномандатному округу в Алтае экс-сопредседатель самого ПАРНАСа Владимир Рыжков, которого исключили из партии в начале 2014-го года. В Карелии высоки шансы самой Слабуновой, а также экс-мэра Петрозаводска Галины Ширшиной. В Твери в качестве яблочника может баллотироваться инвестор телеканала «Дождь» Александр Винокуров. В Москве партия может выдвинуть в Думу одного из своих основателей, экс-омбудсмена Владимира Лукина (буква «Л» в названии ― как раз от его фамилии). «Яблочным» кандидатом станет и нынешний депутат ГД от «Справедливой России» Дмитрий Гудков, давно исключенный из рядов эсеров из-за внутрипартийного конфликта. Наконец, Комитет гражданских инициатив экс-министра финансов Алексея Кудрина тоже может предоставить партии кандидатов ― в частности, о выдвижении от «Яблока» в Кунцевском одномандатном округе уже заявил эксперт КГИ, предприниматель Дмитрий Некрасов.
Шансы кандидатов зависят от конфигурации в каждом конкретном округе. Так, Владимир Лукин может пойти по Черемушкинскому округу, который традиционно считается оппозиционным ― в него входят «интеллигентские» Гагаринский, Академический, Ломоносовский районы. В 2014 году в Мосгордуму тут выбрали коммуниста Николая Губенко, экс-министра культуры СССР. «Сейчас горком КПРФ проектирует туда депутата Госдумы Владимира Родина ― фигура неизвестная, вряд ли он сможет выйти за пределы ядерного коммунистического электората. Лукин заберет себе большую часть голосов. Вот если бы туда от КПРФ шел Иван Мельников, тогда другое дело», ― комментирует «Ленте.ру» директор по исследованиям Фонда Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) Александр Пожалов. Однако и Лукину надо работать с узнаваемостью: многие избиратели его подзабыли.
Иная ситуация у Дмитрия Гудкова. Как раз между Тушинским и Ленинградским округами выбирает сейчас Галина Хованская («СР») ― признанный эксперт в теме ЖКХ, на которой в столице можно сделать первоклассную кампанию. Кстати, сама Хованская в 2003 году избиралась в Думу от «Яблока». Сейчас и Хованская, и Гудков формально члены фракции эсеров, и избирателя может дезориентировать их одновременное выдвижение в одном округе. Кстати, если Хованская пойдет по Ленинградскому округу, это тоже перечеркнет шансы яблочного кандидата ― но уже другого, Юлии Галяминой. Впрочем, проблема Гудкова не только в составе конкурентов, но и в том, что сам он по одномандатному округу никогда не избирался и с локальной повесткой не работал. «Гудков к работе в округе еще не приступил ― его штаб пока не начал работать, он скорее действует как политик, который готовится возглавлять партийный список, его активность направлена не на округ, а на общеполитическую кампанию», ― констатирует Александр Пожалов. И многое зависит от того, кто пойдет от КПРФ. В Мосгордуму коммунисты выдвигали в Тушино Сергея Бабурина ― он занял второе место, почти не ведя кампанию, а если развернет штаб, то может претендовать на победу.
Любопытной может оказаться кампания в Кунцевском одномандатном округе (включает большую часть ЗАО ― тут тоже живут вполне либерально настроенные избиратели). Дмитрий Некрасов обладает собственным финансовым ресурсом и выступает на оппозиционной демократической платформе, но при этом активно работает с повесткой социальной справедливости ― например, анонсировал сбор подписей против системы капитального ремонта. У Некрасова ситуация лучше, чем у Дмитрия Гудкова, констатирует Александр Пожалов: «Некрасов уже начал полевую работу, ведет кампанию в своем округе с начала февраля. Пока округ пустой: от коммунистов и эсеров кандидаты только районного уровня». Оппонировать Некрасову с большой долей вероятности получит возможность сопредседатель ОНФ Вячеслав Лысаков, который участвует в праймериз ЕР в этом округе. «Лысаков не очень-то ассоциируется с партией ЕР, а в публичном поле он чаще позиционируется как оппонент городских властей, прежде всего по вопросам транспортной политики. К тому же раньше он не работал на этой территории». На федеральном уровне, как депутат Госдумы, Лысаков обладает определенной известностью, но опыта работы в одномандатном округе у него нет. «Кроме того, «Правое дело» Бориса Титова (теперь уже «Партия Роста» ― прим. «Ленты.ру») может выдвинуть в Кунцевском округе адвоката Леонида Ольшанского, тоже защитника прав автомобилистов», ― отмечает Пожалов. В этом случае Ольшанский и Лысаков могут отбирать друг у друга электорат. А такие ситуации играют в пользу яблочников. «На руку Некрасову и Гудкову может оказаться распыление голосов и наличие нескольких сильных кандидатов, в результате чего для победы могут оказаться достаточными 30-35 процентов голосов», ― поясняет Пожалов.
По сути, «Яблоко» в эту кампанию предоставляет свой бренд для независимых мажоритариев. Вопрос в том, скажется ли это положительно на рейтинге самой партии. Ведь одномандатникам ее результат по списку не очень важен. «Если партия включит тех же Гудкова и Некрасова в федеральный список, то у них будет больше стимулов заниматься агитацией за партию в округах», ― полагает Александр Пожалов. А это повысит и партийный результат на территории. Источник «Ленты.ру» в партии утверждает, что включение мажоритариев и в федеральный список не исключено. Однако, судя по всему, такие деликатные вопросы «яблочники» предпочтут решать в индивидуальном порядке, а от слияния с ПАРНАСом воздержатся.