В феврале 2016 года Банк России стал крупнейшим покупателем золота среди мировых центробанков. На первый взгляд, это выглядит странно, ведь по прогнозам аналитиков, цена на желтый металл, скорее всего, будет падать. Но дело, скорее всего, не в прибылях или убытках. В золото активно вкладываются, когда ждут беды. В данном случае — серьезного ухудшения экономической ситуации.
Российский Центробанк, по последним данным Международного валютного фонда (МВФ), за месяц выкупил с рынка 356 тысяч унций (чуть более 11 тонн) золота. Если верить сведениям Народного банка Китая, Банк России занял по закупкам второе место, приобретя около 320 тысяч унций (почти 10 тонн). Впрочем, особенно доверять данным регулятора КНР не стоит: китайская статистика — одна из самых непрозрачных и далеких от действительности. От реальности может отличаться в разы. Известно только, что Народный банк, серьезно затоварившийся американскими гособлигациями, теперь стремится диверсифицировать вложения и инвестирует в другие инструменты. Кроме того, продолжает наращивать запасы золота Казахстан, купивший почти 85 тысяч унций (2,6 тонны).
Крупнейший продавец золота по итогам февраля — Турция, реализовавшая на рынке свыше семи процентов золотого запаса — около 1,2 миллиона унций (37,3 тонны). Среди крупнейших продавцов драгоценного металла традиционно числится и Канада, входящая в топ-10 мировых производителей. Практически вся золотодобыча этой североамериканской страны идет на продажу. Банк Канады, один из основных игроков золотого рынка, оставляет у себя лишь символические 100 унций (чуть более трех килограммов).
Крупными игроками среди центральных банков мира считаются также ФРС США, ЕЦБ и Резервный банк Австралии. Из компаний достаточно влиятельны UBS, Morgan Stanley, Goldman Sachs, Citibank.
В целом, Банк России не оказывает существенного влияния на соотношение спроса и предложения на мировом рынке золота. К тому же в статистике МВФ не указано, у кого и в каких объемах ЦБ покупал золото.
Можно предположить, что Банк России скупает драгметалл у российских производителей за российскую же валюту. Это делается, во-первых, для того, чтобы поддержать отечественных золотодобытчиков. Отраслевая организация — Союз золотопромышленников России — в апреле прошлого года обратилась к Центробанку с просьбой выкупить почти весь объем добытого в 2015 году драгметалла, 240 из 290 тонн. Таким образом промышленники рассчитывали компенсировать рост ставок по кредитам, вызванный жесткой политикой регулятора. Центробанк уже спасал золотодобытчиков, выкупив в 2014 году 171 тонну из добытых 288 тонн. Остальные 76 тонн приобрели европейские банки.
Другая причина скупки золота — очевидное стремление нарастить резервы государства. В настоящее время их объем составляет около 390 миллиардов долларов. На золото приходится порядка 15 процентов — 1446,3 тонны. В течение трех-пяти лет Центробанк планирует увеличить резервы до 500 миллиардов долларов. В том числе и за счет золота.
«Золото хорошо тем, что оно любит плохие новости», — отмечает советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов. Этот актив обычно не приносит больших доходов. Единственный плюс золота, утверждает эксперт, — относительная надежность. В случае серьезных катаклизмов и резкого падения цены других активов золото, скорее всего, основную ценность сохранит. Поэтому, как правило, его скупают, чтобы застраховаться от всевозможных рисков. «Как ни забавно, за массированной скупкой золота центробанками, как правило, следует падение его цены», — отмечает эксперт.
Экономист Яков Миркин тоже рассматривает золото как актив, привлекающий инвесторов в кризис. «Как и другие металлы, золото имеет обратную динамику по отношению к курсу доллара. Но во время финансовых кризисов его цена ведет себя иначе: при падении товарных цен золото может начать расти, как это было в 2008-2009 годах. Золото как особый товар с "монетарным отпечатком" в этот момент может рассматриваться в качестве тихой гавани», — пишет он в своей книге «1971-2025: курсы валют, мировые цены на сырье, курсы акций». В кризис цена на желтый металл также может упасть, однако в сравнении с другими сырьевыми товарами темпы этого падения значительно ниже, в том числе из-за спроса. «Сейчас золото ведет себя так же, как и все металлы», — отметил экономист в беседе с «Лентой.ру».
В феврале золото можно было рассматривать как самый привлекательный актив: только за месяц цена на него подскочила более чем на 10 процентов. К 29 февраля тройская унция стоила 1233 доллара. С начала года драгметалл подорожал на 16 процентов. Это при том, что казначейские облигации США выросли только на 2,9 процента, а сводный мировой фондовый индекс MSCI All-Country World снизился на 6,2 процента.
Однако, по мнению экспертов, золото пойдет вниз. Согласно расчетам Миркина, снижение продлится до 2018 года, и до 2020 года цена будет колебаться в диапазоне от 370-400 до 880-930 долларов за тройскую унцию. Затем должно начаться восстановление, которое выведет цены на новые уровни: от 590-620 до 1380-1460 долларов за унцию в 2025-2027 годах.
Вложение в золото — не самый доходный вид инвестиций даже среди операций с другими драгоценными металлами. Спекулянты предпочитают серебро, поскольку колебания цен здесь динамичнее.
Однако для российского Центробанка скупка российского золота — весьма выгодная операция: регулятор наращивает резервы, не тратя при этом валюту. Рубли, за которые металл приобретается у производителей, можно просто напечатать. Причем такая эмиссия, в отличие от схемы, предложенной советником президента России Сергеем Глазьевым, не раскачивает курс национальной валюты и не оказывает давления на потребительские цены. Кроме того, наращивание объемов золотого запаса позволяет лучше приготовиться к экономическому черному дню. Если он наступит, лучше иметь в резервах не только наличную иностранную валюту, но и полновесные золотые слитки. А как же канадцы, распродавшие практически весь свой запас? Монетарные власти страны слишком уверены в надежности своей экономики, чтобы запасаться золотыми «спасательными кругами».