Бывший СССР
00:12, 1 апреля 2016

На двух стульях Зачем Лукашенко дразнит Москву дружбой с Вашингтоном

Павел Юринцев (Минск)
Фото: Дмитрий Азаров / «Коммерсантъ»

Отношения Белоруссии и Соединенных Штатов Америки за последние годы не претерпевали сколько-нибудь существенных изменений. Политика санкций и взаимных обвинений — основной тренд двухсторонних связей после укрепления власти Александра Лукашенко во второй половине 1990-х годов. Однако в последнее время из-за продолжающейся трансформации международной системы Вашингтон и Минск смотрят друг на друга не как враги, а как возможные партнеры. Знаковое событие в двусторонних отношениях — состоявшийся 28-30 марта визит в столицу Белоруссии заместителя помощника министра обороны США Майкла Карпентера. «Лента.ру» проанализировала политическую подоплеку приезда в Минск высокого гостя из Пентагона.

Перемена взглядов

Карпентер в Пентагоне отвечает за Россию, Украину, Евразию, Западные Балканы, а также за контроль над обычными вооружениями. Этот визит, по официальной версии посольства США в Белоруссии, стал продолжением «консультаций, проведенных делегацией министерства обороны республики». Представители ведомства посетили Вашингтон в декабре 2015 года. Это можно было бы списать на простой обмен любезностями двух стран, если бы не ряд обстоятельств. Например, до последнего времени тот факт, что кто-то из белорусского военного ведомства побывал в США, в Минске упорно скрывался. По официальной версии, в составе делегации из Белоруссии были только чиновники из МИД, ЦИК, министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, а также Национального центра законодательства и правовых исследований. Однако недавно выяснилось, что все-таки белорусы в США проводили некие консультации на уровне министерств обороны. Более того, Минобороны Белоруссии после встречи своего руководителя Андрея Равкова с Карпентером и вовсе ограничилось фразой о том, что «стороны обменялись взглядами по вопросам международной безопасности в военной сфере». Все это выглядит по крайней мере странно. Особенно если учитывать, как США относятся к России, перед которой у белорусов есть ряд серьезных обязательств, в том числе и в военной сфере.

Если обратиться к ретроспективе белорусско-американских отношений последних лет, то можно заметить одну весьма простую закономерность: чем хуже были отношения между Минском и Москвой, тем больше одобрения это получало в Вашингтоне. При этом Соединенные Штаты всегда относились, да и сейчас относятся к политическому режиму республики с нескрываемым презрением, оценивая ситуацию в Белоруссии как абсолютно не демократичную и не соответствующую международным, то есть американским, стандартам. И даже сегодня, когда, по словам Карпентера, США «увидели со стороны правительства Белоруссии курс на демократизацию страны и прогресс в демократических процессах», в Белом доме продолжают считать Александра Лукашенко диктатором. Неслучайно администрация Барака Обамы продлила в прошлом году политические и экономические санкции против Белоруссии. Как минимум до 30 апреля санкции сохранятся в отношении крупнейших белорусских компаний, хотя формально они и были заморожены в октябре 2015 года.

Наряду с этим едва ли до окончания срока нынешнего президента США будут внесены изменения в существующий уже не первый год список невъездных в Штаты белорусских чиновников. В который, к слову, включены Александр Лукашенко, его старшие сыновья и ряд высокопоставленных государственных деятелей республики. Позиция американской администрации в этом вопросе остается неизменной, даже несмотря на приезд в Белоруссию в прошлом году представителей Госдепартамента Бриджит Бринкли и Роберта Бершински, а в нынешнем — представителя Пентагона Майкла Карпентера.

Двойственная позиция Вашингтона говорит о том, что в основе нарастающей американской активности в отношении Белоруссии лежит не стремление втянуть республику в орбиту своего влияния, что можно наблюдать в действиях Евросоюза, а нечто иное. Видимо, американцы заняты сегодня изучением ситуации в Белоруссии в связи с продолжающейся активной внешнеполитической деятельностью России и подготовкой своей новой военной концепции в Восточной Европе в преддверии смены руководства в Белом доме. Именно это, а не желание наладить контакты с Лукашенко и является главной причиной внезапного интереса Вашингтона к Белоруссии.

Ожидания Минска

Если американцы не ждут от белорусов ничего особенного, то в Минске на США возлагают определенные надежды. Иначе трудно объяснить, почему Карпентер встречался не только с представителями Минобороны республики, что вполне соотносится с его статусом, но и с главой государства. К слову, во время встречи с гостем из-за океана Лукашенко назвал США «глобальной империей мировой» и «ведущим государством мира». Таких эпитетов американцы от белорусского лидера не слышали никогда. Политика Вашингтона всегда вызывала у официального Минска только негативную риторику. Более того, президент неоднократно обвинял американцев в «непорядочности» и лицемерии.

Карпентер не остался перед Лукашенко в долгу, потешив его самолюбие словами о том, что США считают важным «обсуждать вопросы европейской безопасности в том числе именно с Белоруссией», поскольку Вашингтон «высоко ценит нейтральную роль» республики в украинском конфликте. Пассаж прекрасно лег на «сладкие» предложения приезжавшего недавно в Белоруссию министра иностранных дел Польши Витольда Ващиковского — совместными усилиями Минска и Варшавы изменить формат переговорного процесса по Украине. По всей видимости, в Минске уже совсем не против того, чтобы компенсировать провалы экономической политики повышением своего статуса на международной арене. В худшем случае формальное потепление отношений с Западом и, в том числе, с США всегда можно будет попытаться «продать» России за очередные кредиты или субсидии.

Играют на амбициях

Приезд в Белоруссию представителя Пентагона — лишь звено в целой цепочке политических игр вокруг Белоруссии и ее отношений с Россией. И, к сожалению, белорусская сторона уже находится на грани потери контроля над ситуацией. О том, что внешнеполитическое ведомство республики и президент заигрались, свидетельствует хотя бы то, что Минск, дружелюбно раскрыв свои объятия Карпентеру, фактически плюнул в сторону Москвы. В данном случае важно не столько то, что американец известен своим неприкрытым русофобством и неоднократно обвинял Россию в нарушении международных прав, а также организации и поддержании нестабильности в различных регионах всего мира. Белоруссия совсем недавно заявила, что готова совместно с Россией принять новую военную доктрину Союзного государства, не менявшуюся с 2001 года, и продолжить дальнейшее военно-стратегическое сотрудничество двух стран. И вдруг выясняется, что белорусские власти ведут переговоры с теми, кто считает Россию, а значит и ее союзников, к которым формально относится и Минск, своим потенциальным врагом.

Более того, белорусы «благосклонно отнеслись» к предложению аккредитовать военных атташе при посольствах двух стран. То есть фактически высказались за то, чтобы в нынешних непростых геополитических условиях разрешить американцам официально собирать информацию о вооруженных силах страны и осуществлять надзор за военными учениями. Очевидно, следующим шагом Вашингтона будет предложение Минску провести совместные учения не с российскими военными, а с войсками НАТО. И как бы неправдоподобно это ни звучало, утверждать с полной уверенностью о том, что в белорусской столице откажутся от такого предложения, сегодня нельзя.

Официальному Минску теперь мало просто играть на противоречиях между Москвой и Западом. Высказывания Лукашенко о том, что без участия США невозможно решить ни одну региональную или глобальную проблему, уже не выглядят просто попыткой понравиться американцам. В Минске действительно впервые за последние 20 лет решили начать новый этап сотрудничества с США, рассматривая Вашингтон, наряду с Брюсселем, в качестве возможной альтернативы России. В свою очередь американцы, играющие на проблемах и политических амбициях руководства Белоруссии, приступили к постепенному разрушению военно-политического сотрудничества Минска и Москвы. А ведь именно на этом основан союз двух государств.

< Назад в рубрику