В Турции выросло поколение молодых женщин-миллениалов, которые взрослели в светских, неолиберальных условиях, но являются религиозными. Они учатся, работают и хотят выглядеть как правоверные, но носить при этом красивую одежду, делать модный макияж. Это новый «мусульманский шик». Соответствующий хештег #muslimchic набирает популярность в Instagram, а сами представительницы данной социальной группы стали предметом интереса СМИ и исследователей.
«Не то чтобы девушек, любящих вещи традиционные, но при этом первоклассные, раньше не существовало. Просто их постепенно становилось все больше, их мнение набирало вес, и, наконец, о них заговорили», — рассказала The Financial Times 29-летняя турчанка Хюлья Аслан, ранее сотрудница местного женского журнала Alâ Dergi, а теперь маркетинг-консультант. Она разрабатывает стратегии для новых брендов, сделавших ставку на «мусульманский шик».
Во втором десятилетии XXI века возник бум в индустрии консервативной одежды, который не только принес турчанкам то, что они хотели, — красивые и скромные вещи, но и сделал их важной экономической силой в стране: специально для них работают десятки брендов. Некоторые марки хорошо знакомы и западным модницам, другие неизвестны за пределами исламского мира (а порой и одной страны).
Ничего подобного не было примерно до 2010 года: с одной стороны, косметика и высокие каблуки не поощрялись; с другой, чтобы приобрести более-менее приличную религиозную одежду, приходилось шить ее на заказ у портнихи (все, что продавалось в магазинах, было слишком унылым). С ростом уровня женского образования и увеличением количества работающих представительниц прекрасного пола ситуация постепенно изменилась.
Очевидно, что если женщина сидит дома и занимается хозяйством, у нее нет особых притязаний в плане одежды, аксессуаров, косметики. «Но если она работает, ходит в университет, ей нужны совсем другие вещи», — объясняет Фаркан Ортакайя, основатель одной из первых в стране марок модной традиционной одежды — Kayra.
Хештег #muslimchic, как и дополняющие его #hijabchic (#хиджабшик), #modesty (#скромность), #modestfashion (#скромнаямода), популярен не только в Турции, но и в других светских мусульманских странах, и всюду, где живут носительницы хиджабов.
Свое фото на высоких алых шпильках эта англоязычная мусульманка пометила хештегами #muslimchic и #instamodesty (#инстаскромность).
Так выглядит, по версии одной из пользовательниц соцсети, «мусульманский шик» в макияже:
Воплощение нового тренда в одежде — прямо по центру:
Кеды «инстаскромности» не помеха:
Хюлья Аслан, у которой более 400 тысяч подписчиков в Instagram, говорит, что в ее адрес звучит много онлайн-критики. Противники «исламского шика», олицетворяемого ею, уверены, что гламур и религия никак не совместимы, а поощрять в девушках пустое тщеславие и консьюмеризм — значит, толкать на грех.
«Пророк Мухаммед поощрял желание женщин украшать себя, но это не значит, что нужно носить яркий макияж и тратить тысячи на платок», — считает Сема Марасли, турецкий автор, пишущий о роли женщин в исламе.
Но Аслан полагает, что на самом деле заветная мечта взывающих к традициям критиков — чтобы мусульманские женщины просто сидели дома и не пытались ни учиться, ни работать.
Сторонницы «мусульманского шика» в основном — выходцы из upper middle («высшего среднего») класса. Согласно данным Global Islamic Economy за 2015 год, их растущая покупательная способность вывела Турцию на первое место по продажам традиционной одежды.