В Санкт-Петербурге состоялся третий медиафорум Общероссийского народного фронта (ОНФ). Президент России Владимир Путин, ставший главным гостем, взорвал информационное пространство. Он впервые прокомментировал «панамские документы», рассказал про своего друга детства Сергея Ролдугина и продемонстрировал мастерство переводчика-синхрониста.
Третьему медиафоруму ОНФ дали громкое название «Правда и справедливость». Ироничные шутки о том, что правда у каждого своя, а справедливости нет, организаторов не смутили. Демонстранты с плакатами на подъезде к «Ленэкспо», где проходил форум, и вовсе заявляли, что правды нет. Как нет у них ни денег, ни квартиры. Обманутые дольщики Петербурга пытались таким способом привлечь внимание СМИ. Однако привлекли внимание полиции, которая попыталась прервать акцию, но затем оставила людей в покое.
Возможно, подъезжая к выставочному центру, Путин тоже увидел демонстрантов, и это навеяло свои ассоциации. Открывая встречу, он напомнил, что Санкт-Петербург — город трех революций. «Надеюсь, результатом ваших усилий не будет четвертая, а как раз наоборот», — обратился он к присутствующим.
Однако революционную ситуацию в довольно тягучем темпе «посиделок», как назвал происходящее сопредседатель Центрального штаба Станислав Говорухин, создал именно президент России. Примерно на втором часу обсуждений микрофон дошел до «представителя новых медиа». Молодого человека, который ведет паблик в Instagram, рассказывая о Владимире Путине, волновало, что же там пишут в западной прессе про офшоры, неужели это правда?
Путин зашел издалека. Он вспомнил, в каком состоянии пребывала страна в лихие девяностые, но даже тогда умные головы в США предупреждали, что Россию надо уважать, ведь рано или поздно она «встанет с колен». Однако американские власти не прислушались. И теперь их раздражает мнение России по событиям на Украине и невыдача бывшего сотрудника американских спецслужб Эдварда Сноудена. Глава государства напомнил, что первым под атаку западной прессы попал Борис Ельцин, когда публично осудил бомбежки Белграда.
Но, уверен президент России, последние события в Сирии ясно показали возможности России решать проблемы даже вдали от наших границ. Да и экономика, выходило со слов президента, несмотря на трудности, стала крепче. Впрочем, даже не это волнует западных оппонентов, уверен Путин. Больше всего их тревожит сплоченность российского общества. Страну хотят «раскачать, довести до распада, как перед Первой мировой войной».
«Вот по этим офшорам прошлись: вашего покорного слуги там нет, не о чем говорить. Но задание-то есть, надо работать. Что они сделали? Сделали информационный продукт. Нашли моих знакомых и друзей, значит, что-то там поковыряли и слепили», — перешел к сути вопроса президент.
«Вот есть какой-то друг господина президента России, он что-то там сделал, наверное, это имеет какую-то коррупционную составляющую... Какую? Да никакой там нет», — развел руками Путин. Так он впервые заговорил о музыканте Сергее Ролдугине, фигурирующем в «панамских документах». «Я горжусь такими людьми, как Сергей Павлович, — и в числе своих друзей, и вообще в целом», — заявил глава государства. И напомнил, что Ролдугин — один из лучших музыкантов России. «Он человек очень творческий. Многие творческие люди в России — может быть, каждый второй — пытаются заниматься бизнесом. Насколько мне известно, Сергей Павлович тоже. Какой его бизнес? Он является миноритарным акционером в одной из наших компаний и там какие-то деньги зарабатывает», — рассказал президент о друге.
А разговоры о его богатстве опроверг: «Это, конечно, не миллиарды долларов. Чушь! Нет ничего подобного». По его словам, почти все деньги, которые Ролдугин заработал, он истратил на приобретение дорогих музыкальных инструментов за границей. И привез их в Россию. Закрывая вопрос, президент добавил, что Ролдугин занимается «на протяжении многих лет, не выпячивая себя, организацией концертов, продвижением русской культуры за границей» и фактически оплачивает это из своих средств.
Примечательно, что Путин вскользь заметил: одни «нахамили», а другие, более высокопоставленные, принесли свои извинения. Кто именно принес свои извинения, президент России, к сожалению, не уточнил.
Этим разговор о политике и геополитике не исчерпался. Один из журналистов поинтересовался, приглашали ли президента России в Вашингтон на саммит по ядерной безопасности. Путин подтвердил: приглашали, причем лично президент США Барак Обама. И он был не против поехать, но эксперты не рекомендовали: «Такая крупная ядерная держава, как Россия, не может участвовать или освещать такое мероприятие своим присутствием и не иметь возможности влиять на выработку конечных решений». По словам Путина, при подготовке к ядерному саммиту формат обсуждения предусматривал пять групп, а России предложили участвовать только в одной. При таком раскладе тратить время на саммит не стоит, решили в Москве.
Нашлось на медиафоруме время и для обсуждения Сирии и Пальмиры. Журналист из Дагестана напомнил о давнем обещании Путина дать ему интервью. Пришло время выполнить обещание, тем более что повод журналист назвал весомый: удачная операция в Сирии и освобождение жемчужины культуры — Пальмиры. «Почему западные партнеры не признают очевидный успех?» — возмущался дагестанец.
Путин предпочел избегать громких слов, заметив, что коренной перелом еще не случился. Но поставленные задачи выполнены — государственность сохранена, легитимный режим поддержан. Западу, конечно, хочется замолчать успех, не говорить о нем лишний раз, согласился президент России. Но показал, что его это не сильно волнует. Просто потому, что он уверен: «Принизить роль нашей страны по борьбе с террором — это просто невозможно». Не смогли изолировать Россию после Крымской весны, а после сирийской операции это будет совсем нереально, подчеркнул Путин.
В какой-то момент организаторам удалось направить русло разговора к отраслевым вопросам. Журналистка из Краснодарского края («мы маленькие, но гордые») напомнила, что в этот день православные отмечают Благовещение. Она просила президента о благой вести для себя — упростить порядок получения субсидий для региональных СМИ. Президент пообещал помочь.
Журналист из Челябинска жаловался на несоблюдение закона об авторском праве: «Воруют все: и тексты, и фото, и видеоконтент». Однако журналист, ко всеобщему удивлению, просил не наказывать за такие преступления рублем. Потому что на скамье подсудимых могут оказаться и журналисты — мол, от нечаянного использования чужого труда никто не застрахован.
Сотрудник центра общественного мониторинга по защите экологии кинула камень в огород депутатов Госдумы. В недрах нижней палаты парламента странным образом потерялся законопроект, усиливающий контроль за вырубкой лесов. «Там поработали лоббисты», — сделала вывод девушка и попросила президента разобраться с депутатами. Путин пообещал разыскать потерявшийся законопроект и признался, что и сам поражен масштабами вырубки леса. Ему сверху (а Владимир Путин перемещается на вертолете) виднее: Владивосток, Карелия и Москва такими темпами вскоре вовсе облысеют.
Следом прозвучал еще один традиционный для медиафорума вопрос о «незаконном обогащении» «Почты России» за счет повышения тарифов. Каждый год, по словам участников, подписка становится все менее выгодной. А для региональной прессы это жизненно важный вопрос. Путин обещал обсудить с правительством и посмотреть, что тут можно сделать.
Руководитель направления «Беременные женщины», которая сама закономерным образом оказалась беременной, заметила, что стране не помешало бы министерство демографии. Путин отреагировал с живым интересом: «А чего оно будет делать?» «Демографией заниматься», — не сразу поняла шутку дама. «Тогда надо подобрать достойных людей», — немедленно отреагировал Путин. В зале хохотали.
Среди прочего, региональную прессу волновали разбойные действия коллекторов, а также дороги, которые зимой сошли вместе со снегом, и ветераны, переставшие получать открытки от имени президента. Девушка из Тулы пожаловалась на цыган, по ее словам, уже полвека не соблюдающих закон. В середине марта в поселок Плеханово Тульской области из-за конфликта с цыганами, незаконно подключившимися к газопроводу, были стянуты силы ОМОНа.
«Нужно навести порядок. Надеюсь, Дюмин (Алексей Дюмин, и.о. губернатора — прим. «Ленты.ру») это сделает, мы будем ему помогать», — пообещал президент, но призвал действовать «без резких движений и перегибов».
Под занавес медиафорума прозвучал крик израненной души одного из участников, который, по его собственному признанию, недавно беседовал с немецким коллегой и не смог ответить ему на вопрос о национальной идее русских. В итоге беседа свелась к тому, что такой идеи у русских может и не быть. «От этой мысли у меня душу разорвало!» — пожаловался главе государства завладевший микрофоном гражданин.
«О Боже!» — воскликнул в ответ Путин.
Чтобы понять, что так изранило душу русского человека, он нашел в зале того самого немца. Им оказался Вилли Виммер, немецкий политик, бывший вице-председатель ОБСЕ. Виммер взял в руки микрофон, чтобы объяснить, как он сумел нанести такую душевную рану собеседнику.
Поскольку переводчика с немецкого в зале не было, Путин взял эту роль на себя. Тут слушатели с удивлением отметили, что российский президент гораздо лучший синхронист, чем те, кто работают на телевидении. На самом деле, он даже лучше, чем работающие в Кремле переводчики.
В итоге выяснилось, что иностранца неправильно поняли. Есть в России ценности: семья и вера. «Добавлю только одно к этому, что для России, для русского человека очень важно чувство патриотизма, национальной идентификации», — согласился с ним Путин. На этом медиафорум был официально завершен.