Наука и техника
00:09, 9 апреля 2016

От шариата к Европе Почему Крым вошел в состав Российской империи в XVIII веке

Записал Алексей Сочнев
Семья крымских татар и мулла
Литография из книги: Pauli G.F.Ch. Description ethnographique des peuples de la Russie. Saint-Pétersbourg, 1862

Доктор исторических наук Илья Зайцев прочитал в Библиотеке иностранной литературы лекцию об истории взаимоотношений между Россией и Крымским ханством с 1772 по 1783 год, когда Крым объявил независимость, а спустя 10 лет вошел в состав Российской империи. «Лента.ру» записала основные тезисы лекции.

1 ноября 1772 года в городе Карасубазаре посол России в Крымском ханстве Евдоким Щербинин и хан Сахиб-Гирей подписали мирный договор; 29 января 1773 года в Санкт-Петербурге этот договор был ратифицирован российской стороной. Он начинался провозглашением «союза, дружбы и доверенности между Россией и Крымским ханством» и гарантировал независимость ханства как от Российской, так и от Османской империи. Однако через 10 лет, 8 апреля 1783 года, Крым стал частью Российской империи.

Это событие — первый в истории России опыт присоединения не просто исламской территории, а высокоразвитого исламского государства. Завоевания исламских царств происходили в истории России и ранее (можно привести хрестоматийные примеры Казани и Астрахани), но до присоединения Крыма не было случаев апелляции к мусульманской социально-политической доктрине на государственно-правовом уровне.

«Идеальное» исламское устройство

Данная доктрина не предполагает каких-либо границ между сакральным и мирским, светским и религиозным, что является очень важным отличием от европейского понимания государства. Идеальное исламское государство — это община верующих, которая следует шариату. С точки зрения фикха, (мусульманская доктрина о правилах поведения — прим. «Ленты.ру») государство не является юридическим лицом и участником каких-либо споров, а единственным источником суверенитета становится сам Бог.

Здесь не обойтись без фигуры халифа, которая будет ключевой для понимания сложившейся к XVIII веку ситуации в Крыму. Халиф — не государственное лицо, как часто считают европейские исследователи, халиф — это гарант следования шариату в общине. Когда человек платит налоги или служит в армии, он выполняет не обязательства перед государством, а демонстрирует свое отношение к Богу. Вот с таким «идеальным» исламским устройством столкнулась Российская империя, когда подошла к решению крымского вопроса.

Карасубазарский мир

Между Россией и Крымским ханством было множество договоров, но подписывались они с современной точки зрения не между странами, а между отдельными личностями — например, между крымским ханом и московским царем. Это были межличностные соглашения, которые после смерти одного из контрагентов переставали действовать, и их надо было подписывать снова.

Карасубазарский договор от 1 ноября 1772 года стал первым межгосударственным соглашением, подписанным по всем европейским светским правилам. Со стороны России его заверил Евдоким Щербинин, который до этого управлял Слободской Украиной, а со стороны ханства — вновь избранный хан Сахиб-Гирей. Это был мирный договор о добрососедских отношениях. В нем объявлялось, что «ни Российская империя, ни Оттоманская Порта и прочие посторонние, никто и ни один ни в чем вмешиваться да не имеют, но, по избрании и постановлении хана, доносимо будет высочайшему российскому двору».

Извечная дилемма между выбором хана и его назначением со стороны Порты в данном случае отвергалась. Русская сторона настаивала, что хан ни в коем случае не должен утверждаться Османской империей — об этом лишь явочным порядком должны доносить в Петербург.

Крымчане так до конца не поняли и не осознали, что за документ они подписывали, так как это была чисто европейская категория, недоступная их пониманию и никак не сопрягавшаяся с шариатскими нормами. Россия оперировала европейскими правовыми понятиями и говорила на светском языке, а Крым говорил с точки зрения религиозного закона. Подписывая документ, стороны, очевидно, подразумевали совершенно разные вещи.

Этот договор, кроме уже упомянутой независимости, имел несколько важных следствий: он подтверждал подданство Большой и Малой Кабарды (вассалы Крымского ханства), которая тогда была предметом спора между Османской империей и Россией; кроме того, Крымское ханство обязалось не помогать противникам России своими войсками.

Керчь и Ени-Кале (крепость, заложенная в самом начале XVIII века недалеко от Керчи) должны были остаться за Российской империей, поскольку на Крымском полуострове на момент подписания договора находились русские войска под предводительством Василия Долгорукова, — они были навязаны крымской стороне силой. Это соглашение свело на нет все достижения крымской дипломатии.

В мирный договор входил еще один важный пункт: гарантии прежних владений хана на Кубанской стороне и за Перекопом (часть Херсонской области и земли ближе к Одессе). Там не велось никакой хозяйственной деятельности, но эта земля была важная для Крыма как пастбища ногайцев — подданных крымского хана. Договор также разрешал свободную торговлю для граждан обеих стран; отдельной статьей оговаривалось присутствие русского консула и гарантии его безопасности со стороны ханов.

Россия с 60-х годов XVIII века добивалась присутствия при хане постоянного представителя Российской империи, но крымчане не видели необходимости посылать своего консула в Петербург и не понимали, зачем русский консул нужен в Крыму. Кроме того, крымский хан вполне резонно подозревал, что эта миссия русских может превратиться в очаг разложения государства. В какой-то степени так и вышло.

Опередивший время

Ключевую роль в событиях того времени сыграл хан Шахин-Гирей, брат Сахиб-Гирея, подписавшего договор с русскими. Он занимал должность калги (второе по значимости лицо после хана в иерархии Крымского ханства).

Екатерина II
Портрет И. Б. Лампи Старшего

Чтобы решать вопросы, связанные с дальнейшим статусом Крыма, Шахин-Гирей был отправлен в Петербург, где провел больше года. По прибытии он долго отказывался ехать к Никите Панину (русский дипломат, главный советник по вопросам внешней политики при Екатерине II — прим. «Ленты.ру») и требовал, чтобы тот пришел к нему первым, а затем отказывался снимать шапку на аудиенции. Поначалу Екатерина относилась к будущему хану неплохо и даже упоминала его в своей переписке с Вольтером, называя «крымским дофином» (такой титул носили наследники французского престола — прим. «Ленты.ру»), «славным малым», с которым «дело, видимо, получится».

Став ханом, Шахин-Гирей начал проводить реформы, которые сыграли с ним злую шутку и настроили против него большую часть населения Крыма. Но если смотреть на преобразования Шахин-Гирея сквозь призму европейского общества, перед нами встает образ не совсем пропащего человека — создателя программы, явно опередившей свое время.

Он унифицировал податную систему, попытался утвердить классы крымского дворянства, выстроенные по русскому образцу (что было заведомо невозможно), проводил реформы в армии, ориентируясь на русский опыт, начал по-новому чеканить монету.

До Шахин-Гирея армия Крыма представляла собой феодальное ополчение во главе с беем (высшее воинское звание — прим. «Ленты.ру»), к которому присоединялись кочевники ногайцы. Османы любили бросать крымское войско в своих походах (как на Запад, так и в Персию) в самое пекло. Шахин ввел регулярную армию и рекрутскую повинность, немного отличающуюся от российской: он брал одного человека с пяти дворов.

Для создания регулярной армии он использовал русских советников, которые, естественно, работали за деньги, и среди них было много проходимцев. Когда хан решил переодеть всю армию в русскую форму, войско взбунтовалось.

Шахин-Гирей попытался поменять и налоговую систему. До реформы она была простой: одну подушную подать брали с немусульман, другую — с джамаатов, свободных мусульманских общинников, то есть некрепостных крестьян, которые обрабатывали землю общего пользования. И немусульмане, и джамаат платили фиксированную подать своему бею, в административном подчинении которого они находились. Шахин же по европейскому образцу ввел одинаковую для всех подушную подать, а также упорядочил сборы за свадьбы, изготовление вина и прочее. Это была попытка реформировать традиционный крымский уклад под европейские нормы.

Новый хан провел и административную реформу: во вновь обретенных южных землях ханства он сделал около 40 каймаканств (административно-судебная единица, которая в свою очередь делилась на кадылыки — округа, возглавляемые судьями). Шахин-Гирей впервые ввел систему откупов, которая тоже всем не понравилась. Сферы деятельности, приносившие определенный доход, например таможня, питейные заведения или любые производства, отдавались человеку, способному внести деньги в казну вперед. Конечно, сумма откупа выходила меньше своевременной выплаты, но преимуществом этой схемы было быстрое пополнение казны.

Реформы коснулись и самого хана. Он не боялся брить бороду, трапезничал сидя на стуле, пользовался приборами и, что было совершенно фантастическим, выезжал в карете. Его деятельность, противная исламскому закону, вызывала сильное недовольство населения.

«Спасение» христиан

Удобный момент для свержения Шахин-Гирея возник, когда русское правительство вывезло из Крыма почти всех христиан (русских, армян и греков). Задумывалось это как благо, но обернулось трагедией. В России долгое время считали, что христиане не должны жить под исламской властью, поэтому российские дипломаты сначала попытались вписать пункт о выселении христиан из Крыма в карасубазарский договор, но хан воспротивился, и этот пункт остался только в черновиках соглашения. Тогда было принято решение о выселении христиан из Крыма своими силами на вновь приобретенные Россией земли в районе Мариуполя. Организовывал эту операцию и командовал ею граф Александр Суворов, агитировали за выезд из Крыма представители греческого духовенства.

Хан Шахин-Гирей
Изображение: public domain

Мобилизация христиан была проведена успешно, но когда люди приехали на новое место, выяснилось, что денег на строительство жилья не хватает, а земли, которые им выделили, непригодны для садоводства и выращивания винограда — людей выселили в голую степь. В результате неурожая и плохих погодных условий зимой 1778-1779 годов люди погибали от голода и морозов. Точное число погибших неизвестно, правдоподобная цифра — около 50 тысяч человек. Эта операция подорвала численность крымских христиан, которые поддались на пропаганду.

К 1781-1782 годам на полуострове разразился кризис: реформы хана вызвали недовольство почти всех жителей Крыма, они отказывались подчиняться его приказам и уходили в горы. Первоначально восставшие даже обратились к русскому правительству с просьбой сместить хана, но Российская империя не хотела поддерживать никого, кроме представителей официальных властей. Все это время сложные вопросы взаимодействия между Крымом, Россией и Османской империей решал граф Никита Панин, руководивший внешней политикой Российской империи, но в 1781-м он ушел в отставку, а сменивший его Александр Безбородко имел совсем другое представление о судьбе Крыма.

В 1782 году стало ясно, что с волнениями хан не справляется, и Безбородко решил, что надо действовать жестко: на полуостров были введены русские войска. Тогда же в Петербурге появились первые письменные упоминания о том, что хорошо бы включить Крым в состав Российской империи, дабы не возиться с подставными ханами, которые к тому же не могут управлять ситуацией на полуострове. К весне 1783 года был подготовлен манифест о включении Крыма в состав России. Более чем трехсотлетняя история крымского ханства на этом завершилась. Кто виноват в этом — Шахин-Гирей или международная политика? Ответить на этот вопрос однозначно очень сложно.

Смерть на Родосе

Судьба реформатора Шахин-Гирея сложилась трагично. После опубликования апрельского манифеста Екатерины в 1783 году стало понятно, что в Крым он никогда не вернется. Русские долго думали, что же с ним делать. После присоединения Крыма он четыре года жил в России — в Воронеже, Калуге и Киеве, а потом сам попросил о выезде.

Сначала он отправился в болгарский город Карнабад, оттуда османы сослали его на остров Родос, где многие ханы провели свои последние дни. Шахин-Гирей жил некоторое время на острове, а потом ему припомнили притеснение мусульман в Крыму и попытку переметнуться на сторону России, и в 1787 году казнили. Согласно легенде, в 20-х годах XIX века на Родосе рыли котлован, чтобы построить казармы для янычар, и наткнулись на старую выгребную яму, в которой нашли голову бывшего хана.

< Назад в рубрику