Спорт
11:07, 12 апреля 2016

«На юге России скоро будет своя Турция» Бывший игрок клуба ПФЛ о бедности, «договорняках» и тренировочных сборах

Беседовал Алексей Гусев (Редактор отдела «Спорт»)
Павел Гаранников
Фото: @PaGa23

Профессиональная футбольная лига (ПФЛ) — третий по значимости после премьер-лиги и Футбольной национальной лиги дивизион страны. Поделен на несколько географических зон, самая большая и труднодоступная из которых — Восток. Именно там выступал Павел Гаранников, успевший поиграть за «Читу» и «Байкал». Футболист рассказал «Ленте.ру» об особенностях самой популярной игры с мячом за Уралом.

«Лента.ру»: Большую часть карьеры вы выступали за «Читу», затем сезон провели в составе «Байкала». С 2014 года вы без клуба, это так?

Павел Гаранников: Я решил совсем закончить с футболом, так сложилась жизнь. Продолжать карьеру дальше не видел смысла. В 30 лет трудно выйти на какой-то другой уровень.

У вас был финансовый конфликт с «Читой». Что произошло?

Клуб подписал со мной трудовой договор на определенных условиях. После его истечения «Чита» не выполнила своих обязательств, и мне пришлось обратиться в палату по разрешению споров РФС. Палата приняла мою сторону, но руководству клуба в суде удалось доказать, что соглашение со мной было заключено с нарушениями. За «Читой» — мощный административный ресурс, биться в одиночку против государственной машины нереально. В итоге я проиграл дело и денег не получил. Интересно, но палата по разрешению споров до сих пор на моей стороне.

Мало кто из любителей футбола достаточно хорошо знаком с ПФЛ. Расскажите об этом турнире. Какие стадионы, каково качество полей?

Могу говорить только о той зоне, где я выступал — о Востоке. Здесь очень непростые климатические условия, плюс финансовая ситуация у многих команд оставляет желать лучшего. Поэтому немногие могут себе позволить хорошее поле. «Чита» — пожалуй, единственный клуб, располагающий натуральным газоном, который летом находится в очень приличном состоянии. В том же Омске, например, крытый манеж, но поле ужасное. Знакомые рассказывали, что там нередко проводят сельхозвыставки и другие подобные мероприятия.

Бывают ли на трибунах аншлаги? Насколько развито фанатское движение?

С этим дела обстоят не лучшим образом. Посещаемость очень слабая. Надеюсь, коллеги на меня не обидятся, но я считаю второй дивизион полулюбительским. На мой субъективный взгляд, уровень чемпионата за последние годы серьезно понизился. У каждой команды ПФЛ есть свои фанаты, но не в том количестве, в котором бы хотелось нам, футболистам. Что касается «Читы», 20-30 человек активно и организованно поддерживали команду на каждом матче.

Можно ли выйти в ФНЛ исключительно за счет хорошей игры, без воли руководства региона?

С учетом особенностей футбола во втором дивизионе поддержка местных властей зачастую играет первостепенную роль. Во-первых это финансирование. Если команда тренируется в хороших условиях, а футболисты вовремя получают зарплату — это отличная заявка на повышение в классе. Что касается каких-то закулисных моментов, могу говорить только за «Читу». Когда в 2009 году мы выходили в первый дивизион, ни о чем подобном мне известно не было.

Что в ПФЛ изменилось после перехода на систему осень-весна в 2012 году? Как это восприняли игроки и вы лично?

Футболисты получили дополнительный отпуск, а руководство клубов — лишнюю головную боль. В сезоне образовались два больших перерыва, которые нужно заполнить сборами, на это необходимо дополнительное финансирование. Лично я не могу найти ни одного плюса в этом переходе.

Куда обычно ездили на сборы?

В основном на юг России, но иногда летали и в Турцию. Там были очень хорошие условия для тренировок, плюс большой выбор спарринг-партнеров. После того, как с турками возникли проблемы, клубы ПФЛ тренируются только в пределах России. Пару лет поездят, вложат деньги в инфраструктуру, и на юге нашей страны будет своя Турция.

Высоки ли шансы у футболиста пробиться из ПФЛ в премьер-лигу? Что для этого нужно? Нанять агента или самому ездить по просмотрам?

Изначально сам футболист должен поставить перед собой такую цель, трудиться, тренироваться и идти к ней. Агентам и скаутам очень тяжело следить за зоной Восток, но все равно есть ребята, которым удается пойти на повышение. Еще один важный момент — прибыль от переходов должны получать футболисты и клубы, а не только хитрые агенты, как это часто бывает.

Как в ПФЛ обстоят дела с договорными матчами, подкупом арбитров? Можете вспомнить такие случаи из личной практики?

Подобные факты, даже когда их предают огласке, всегда очень трудно доказать. В тех командах, за которые я выступал, ни с чем таким сталкиваться не приходилось. Могу сказать, что несколько раз замечал, как арбитры откровенно «душили» нашу команду. Но это только мое мнение, многим футболистам во время матча кажется, что судьи к ним несправедливы.

Говорят, что команды в ПФЛ крайне редко играют по иной тактике, чем «бей-беги». Это правда? Какую тактику применяли тренеры ваших клубов?

Большинство тренеров, с которыми мне приходилось сталкиваться по ходу карьеры, проповедовали силовой футбол. В игроках они ценили бойцовские качества гораздо больше, чем какие-то технико-тактические навыки. Я недолго тренировался с «Балтикой», когда ее возглавлял Евгений Николаевич Перевертайло. Он произвел на меня очень сильное впечатление, я словно оказался на другой планете. Мое представление о футболе перевернулось, и я даже расстроился, что до этого не работал с такими тренерами. Чем больше будет подобных специалистов, тем быстрее наш футбол выйдет на новый уровень.

Очень рад также, что в «Байкале» мне удалось поработать под началом Сергея Горлуковича. Он настоящая легенда. Истинный фанат футбола, никогда не переносил равнодушия со стороны игроков или шапкозакидательского настроения. Отдельно стоит отметить его разборы встреч. Если футболист сыграл неудачно, Сергей Вадимович с непередаваемой экспрессией доносил до него, что тот неправ.

Насколько строго футболисты в клубах ПФЛ соблюдают спортивный режим?

Здесь все индивидуально и остается на совести каждого футболиста. Эта проблема существует на всех уровнях, начиная со сборной, когда игроки перед играми сидят в заведениях, выпивают, курят кальян. У всех разный подход к тренировочному процессу, у каждого свои особенности организма. Но такого, чтобы кто-то напился и вышел на поле, лично я не встречал.

Что в ПФЛ с зарплатами?

Серьезных денег во второй лиге не заработаешь, зарплаты сопоставимы с доходами всех остальных граждан. Можно даже сказать, что невысокий заработок — одна из причин, по которой я решил закончить с футболом.

Чем занимаетесь теперь?

Неприятная история, которая случилась у меня с «Читой», подсказала мне дальнейший путь. У меня есть юридическое образование, поэтому сейчас работаю в сфере спортивного права.

Вы довольны своей судьбой? Не хотелось бы, оглянувшись назад, что-то изменить?

Я ни и о чем не жалею, но, возможно, кое-что в прошлом можно было бы сделать по-другому. Раньше у меня было любимое дело — футбол, который стоял на первом месте. После появления семьи, детей приоритеты поменялись, теперь семья — главный смысл жизни.

< Назад в рубрику