В воскресенье, 10 апреля, премьер-министр Украины Арсений Яценюк выступил с обращением, сообщив о своей отставке. Указал он и на своего преемника — спикера Верховной Рады Владимира Гройсмана. Это не стало неожиданностью — о Гройсмане в качестве следующего председателя правительства в последний месяц говорили открыто. А вот отставка Яценюка, хотя ее ждали еще в феврале, ошеломила многих. Арсений Петрович сопротивлялся до последнего, торги затянулись. И, видимо, завершились успешно, раз Яценюк воскресным вечером сам вышел в эфир с сенсационным заявлением. «Лента.ру» проанализировала, что может записать в свой актив кабинет министров Яценюка, на какую новую должность он способен претендовать, а также как изменится в ближайшее время политический расклад на Украине.
Арсений Яценюк возглавил правительство Украины фактически сразу после Евромайдана, приведшего страну к государственному перевороту. 27 февраля 2014 года за Яценюка — на тот момент безальтернативного кандидата на пост главы кабмина Украины — проголосовал 371 народный депутат. Это рекордное число голосов для украинского парламента при утверждении главы правительства. Учитывая специфику своего назначения, Яценюк не сильно заботился о симпатиях электората. Напротив, он сразу же анонсировал ряд непопулярных мер по сокращению бюджетных расходов и социальных программ. Объявив, что государственная казна Украины фактически пуста, новый премьер ввел в стране «жесткий режим экономии», а свой кабмин публично назвал «правительством камикадзе».
Об отношении Запада к Яценюку можно судить хотя бы по тому, что уже 6 марта 2014 года он посетил Брюссель, где встретился со всеми ведущими политиками и чиновниками. А 12 марта нового главу правительства Украины со всеми протокольными церемониями принимал в Белом доме президент США Барак Обама. Программа действий Яценюка, озвученная после этих визитов, была крайне незамысловата: в политическом аспекте — курс на Евросоюз и НАТО, в экономическом — выполнение абсолютно всех требований Международного валютного фонда (МВФ) для финансирования с его стороны.
Однако медовый месяц «правительства камикадзе» и Верховной Рады быстро завершился. Первый раз Яценюк подал в отставку уже в июле 2014-го, причем с большим скандалом. Тогда депутаты категорически отказались поддержать инициативы премьера, продиктованные МВФ, — в частности, изменения в государственном бюджете, Налоговом кодексе и законах, регулирующих управление газотранспортной системой Украины. Яценюк обиделся на Раду, назначил исполняющим обязанности премьера Украины Владимира Гройсмана и пропал, вообще не появляясь на работе. Это продолжалось почти неделю, но в итоге конфликт удалось уладить — премьер как ни в чем не бывало вернулся на рабочее место, а парламент отказался отправлять его в отставку.
Яценюк мог покинуть премьерский пост в ноябре того же года, после внеочередных выборов в Верховную Раду. Однако результаты экономических реформ его правительства, которые вскоре привели к тотальному обнищанию населения и фактически коллапсу экономики Украины, пока еще не чувствовались. Партия премьера «Народный фронт» выиграла выборы по общегосударственному многомандатному округу, причем обошла «Блок Петра Порошенко» — на 0,3 процента. Таким образом Яценюк сохранил за собой пост главы правительства и даже на волне успеха продавил принятие Верховной Радой программы действий своего кабмина на год, что дало ему иммунитет от отставки.
На протяжении всего 2015 года вопрос ухода Яценюка не поднимался, хотя рейтинги — и его личные, и «Народного фронта» — кубарем скатились в район нуля. А когда неприкосновенность главы кабмина перестала действовать, он уже был настолько непопулярен (и среди населения, и в политических кругах в Киеве, и на Западе), что стало ясно: отставка его правительства — это лишь вопрос времени.
Если оценивать экономические итоги работы правительства за постмайданный период по ряду формальных экономических показателей, Яценюку, как ни странно, есть что сказать в свою защиту. Фокус тут в критически низкой базе сравнения. Если весной 2014 года госказна Украины была практически пуста (и до сих пор неясно, стараниями бывшего режима или дорвавшихся до власти лидеров Майдана, которые в первые дни после бегства Януковича и соратников могли творить что угодно), то нынешние 13,5 миллиардов долларов золотовалютных резервов (ЗВР) выглядят серьезным достижением. Однако, для сравнения: еще в мае 2013-го при правительстве Азарова ЗВР Украины составляли очень респектабельные 25 миллиардов долларов.
Впрочем, украинцы судят о его деятельности не по абстрактным показателям, а по вполне конкретным «достижениям». Главные из них — драконовское увеличение тарифов на жилищно-коммунальные и транспортные услуги, катастрофическое обесценивание национальной валюты при жестком урезании социальной помощи и замораживании зарплат и пенсий. В рамках договоренностей официального Киева с МВФ, правительство Украины уже повысило цены на газ, воду, электричество, отопление в 3-6 раз. Причем это даже не окончательные расценки — процесс поэтапный и будет продолжаться весь этот и следующий годы. Формально неимущим украинцам призвана помочь программа льгот и субсидий от кабмина. Но по факту это оказалась лишь пиар-завесой, которая реально ничего не дает. Население логично отвечает правительству кризисом неплатежей (согласно официальной информации, в январе 2016 года уровень платежей за жилкомуслуги не превысил 56 процентов), а в итоге жилищно-коммунальное хозяйство Украины может просто парализовать из-за нехватки оборотных средств.
Ситуация с гривной тоже весьма плачевная. Если до Евромайдана 1 доллар стоил порядка 8 гривен, то сейчас — 25-26 гривен. В отдельные моменты национальная валюта проваливалась до 40 гривен за доллар. Инфляция в 2015 году достигла максимума за 20 лет — 43,3 процента, и это по официальным данным. А вот вездесущее ЦРУ оценивает уровень инфляции в стране в прошлом году в 49 процентов. По этому показателю Украина занимает последнее, 225 место среди стран, предоставивших соответствующую информацию. Эксперты ООН подсчитали, что летом 2015-го за чертой бедности на Украине уже оказалось более 80 процента населения. И с тех пор ситуация только ухудшалась.
Печальнее всего то, что, похоже, перспектив у Украины теперь нет. Один из громких «успехов» правительства Яценюка — реструктуризация частного внешнего долга страны, позволившая избежать дефолта. Казалось бы, дело хорошее. Только вот схема реструктуризации, о которой договорились Яценюк и компания, перечеркивает все потенциальные возможности для роста бюджетных показателей. В частности, если уровень реального ВВП страны составит от 3 до 4 процентов, Украина автоматически будет обязана отдавать кредиторам 15 процентов от превышения показателя ВВП над 3 процентами. Если выше 4 процентов — то еще плюс сразу 40 процентов. Также надо учесть годовую процентную ставку в 7,75. В общем, перспектива Украины очевидна — тяжелая работа на выплату процентов. Согласно предварительным подсчетам, Украине «простили» 3,6 миллиардов долларов, но отдать за отсрочку придется примерно в 10 раз больше.
Помимо столь серьезных реформ в экономике, Яценюк с тем же рвением занимался дипломатией. Так, находясь с визитом в Германии, он громко заявил о «советском вторжении на Украину и в Германию» в годы Второй мировой войны. После такого даже упрямый Берлин оторопел и сделал соответствующие выводы о своем протеже.
Надо отметить, что нынешнее заявление об отставке само по себе юридических последствий не имеет. Яценюк пообещал, что 12 апреля официальное представление поступит в Верховную Раду, которая еще должна легализовать смену главы правительства, а тут вполне возможны сюрпризы.
Но если все пройдет без форс-мажоров, возникает самый интересный вопрос: куда именно уходит Яценюк? Очевидно, что раз он добровольно покидает свой пост (напомним, что после неудачного голосования за отставку в феврале Яценюк получил иммунитет до сентября и уйти мог только по собственному желанию), ему дали некие гарантии политического будущего. Если это не так, то участь его очень незавидна: слишком уж много врагов он обрел в последнее время. Претензий к Яценюку хватает, и уголовные дела после отставки против него и ближайших соратников можно открывать хоть каждый день — при политической воле на то Порошенко. Но в этот радикальный сценарий верится с трудом. Вряд ли США, в основном определяющие политику в Киеве, готовы списать лидера «Народного фронта» прямо сейчас.
Один из вариантов — предоставление Яценюку довольно высокого поста. В экспертных кругах больше всего говорили о возможности делегировать Яценюка в кресло главы Национального банка Украины. В таком «размене» с точки зрения западных кураторов есть своя логика. Это хотя бы частичное поколеблет монопольное положение Порошенко, возникающее при назначении Владимира Гройсмана новым главой правительства.
Сам Яценюк в «прощальном» заявлении загадочно высказался о том, что видит свои новые задачи даже шире, чем полномочия главы правительства: «новое избирательное законодательство, конституционная реформа, судебная реформа, коалиционный контроль за курсом нового правительства, международная поддержка Украины и ее членство в ЕС и НАТО». А это вполне может быть заявкой и на следующие президентские выборы, до которых на самом деле осталось не так уж долго. Получив удобную позицию для нещадной критики оппонентов и некоторое количество свободного времени, Яценюк сможет приступить к подготовке площадки для «триумфального возвращения», потому что смена правительства, конечно же, никаких глобальных проблем на Украине не решит.
Отдельно стоит упомянуть огромные риски полного обвала политической системы, которые будут сопровождать процесс смены кабмина. Перед формированием нового правительства в Раде должна быть создана и новая коалиция, а без «Народного фронта» Яценюка здесь не обойтись. В лагере пока еще премьера обещают, что НФ войдет в большинство: «подставит плечо президенту, но и будет гарантом предотвращения сползания Украины к авторитаризму». Как это выйдет на практике, покажет только время.
Кроме того, нет сомнений, что эту хлипкую конструкцию атакуют политики, очень рассчитывавшие получить свою выгоду от противостояния Яценюк — Порошенко. И первая среди них — глава «Батькивщины» Юлия Тимошенко. Поэтому передача власти потребует от исполнителей этой операции идеальной точности. Иначе и так балансирующий на грани украинский политикум может окончательно развалиться и вызвать крах всей страны.