В условиях экономического кризиса создание благоприятного инвестиционного климата — главное условие привлечения бизнеса в мегаполис. И это не только сокращение финансовых издержек, но и прежде всего снижение административных барьеров при прохождении согласовательных процедур.
Простота и прозрачность выгодны всем участникам строительного процесса. Ведь сокращение административных процедур экономит средства как городского бюджета, так и самих застройщиков.
В Москве в строительной отрасли сегодня задействован почти миллион человек. И всем очевидно, что создание простого, четкого и прозрачного алгоритма получения градостроительной документации серьезно нивелирует коррупционные риски, снижает риски реализации проектов, позволяет планировать затраты и активно развивать сектор в целом. Одно рабочее место в строительстве создает восемь-девять рабочих мест в смежных отраслях. Общее количество строящихся объектов в Москве превышает 2,5 тысячи, строительство ведется на площади более 20 миллионов квадратных метров.
Департамент градостроительной политики Москвы разработал новый комплекс мер, под условным названием «От проекта до объекта за 9 шагов».
Теперь при строительстве низкорисковых объектов, то есть возводимых согласно Градостроительному кодексу РФ по упрощенной схеме регулирования, сроки согласований и затрат существенно сократятся: девять шагов, 99 дней и 0,9 процента от стоимости объекта.
Строительство таких объектов (малоэтажная застройка, склады и т.п.) должно сопровождаться минимумом согласований. После оптимизации административных процедур оставили лишь девять необходимых шагов, сократив средний срок согласований до 99 дней (без учета доработки документов заявителем). Стратегическое значение концепции заключается в том, что механизмы, инструменты и решения при ее реализации в перспективе можно распространить на все объекты в целом.
99 дней — это общий срок на прохождение самих процедур. Время на сбор документов, проектирование и, понятно, само строительство сюда не входят. Подсчитывается все в соответствии с методикой международных экспертов Всемирного банка.
Заявки большей частью подаются в электронном виде через портал государственных услуг. Процесс согласований контролируется с помощью специального сервиса «Кабинет застройщика».
В частности, Стройкомплексом уже в этом году принято новаторское решение включить в состав ГПЗУ (градостроительный план земельного участка) информации о подземных коммуникациях и сооружениях, а также о предварительных технических условиях подключения к водоснабжению и водоотведению. В перспективе планируется включать в ГПЗУ информацию по остальным сетям. Это уже получило одобрение со стороны Минстроя России, Минэкономразвития России и Агентства стратегических инициатив. Если раньше застройщику требовалось много времени для сбора исходных данных, то теперь вся эта информация будет сразу предоставляться в рамках ГПЗУ, а срок получения ГПЗУ не увеличится.
Более того, с 11 апреля 2016 года заявка на ГПЗУ в Москве подается исключительно в электронном виде, сообщила на днях пресс-служба Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы. «В сфере градостроительства мы стремимся сформировать полный цикл оказания услуг в электронном виде — от предоставления земли до разрешения на строительство. Исключительно в электронный вид в первую очередь переводятся наиболее востребованные заявителями услуги», — приводит ТАСС комментарий председателя Комитета государственных услуг города Москвы Елены Шинкарук. По ее словам, уже в 2015 году 54 процента обратившихся за услугой по получению ГПЗУ сделали это электронным способом.
Ранее сообщалось, что Минстрой России поручил регионам до конца 2016 года в обязательном порядке обеспечить застройщиков электронными услугами по четырем главным градостроительным документам: выдача разрешения на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, выдача ГПЗУ и заключения госэкспертизы градостроительной документации.
Главная государственная экспертиза с 1 сентября 2016 года будет работать с проектами, которые финансируются из федерального бюджета, только в электронном виде. А с 1 января 2017 года все региональные отделения государственной экспертизы перейдут исключительно на электронную форму работы с градостроительной документацией.
Градостроительные власти столицы понимают, что четкий и понятный алгоритм прохождения административных процедур позволяет застройщикам правильно планировать свою работу, располагать исчерпывающим перечнем документов, минимизировать свои затраты на подготовительную работу.
В связи с этим разработанный комплекс мер «От проекта до объекта за 9 шагов» ставит перед собой несколько важных целей. Одна из основных — сократить количество процедур и сроки их прохождения до необходимого минимума, чтобы экономить время и одновременно обеспечивать соблюдение порядка и законности при строительстве, а также безопасность и комфорт конечных пользователей — жителей Москвы.
Не менее важная цель — оптимизировать прохождение оставшихся необходимых процедур, перевести их все в электронный вид. Это позволяет застройщику, помимо очевидных преимуществ, получать услуги из любой точки мира, а также владеть информацией о ходе оформления документов в режиме онлайн.
Проект перевода согласований в электронный формат стартовал в 2013 году с первых семи услуг. К концу 2014 года — 12 услуг из 14 уже предоставлялись в электронном виде. В 2015-м девять услуг оказываются исключительно в этой форме.
Как рассказал в своем выступлении в ходе круглого стола в формате Urban Talks «Стало ли легче строить в Москве» руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин, Москва лидирует среди субъектов Российской Федерации в области перевода в электронный вид госуслуг в строительной сфере. Для бизнеса в настоящее время в электронном виде доступны 12 таких госуслуг. Это градостроительные планы земельных участков, государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, разрешения на строительство, заключения о соответствии построенных объектов требованиям технических регламентов и проектной документации, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение архитектурно-градостроительного решения, паспорта колористического решения фасадов зданий и многое другое. В 2015 году 73 процента всех заявлений на госуслуги строительной сферы в Москве подано в электронном виде.
В феврале текущего года мэр Москвы Сергей Собянин на коллегии Стройкомплекса сообщил, что отныне заявитель без личного посещения органов власти может оформить необходимые документы на всех этапах реализации строительного проекта, начиная с заключения договора аренды земли и заканчивая получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Начало нововведениям в градостроительном хозяйстве Москвы было положено еще в 2012 году, когда мэр столицы Сергей Собянин назвал снижение административных барьеров одной из главных задач города по созданию комфортного инвестиционного климата.
С 2012 года Строительным комплексом Москвы, другими ОИВами (ДИТ, КГУ, ОАТИ) проделана большая и системная работа по снижению административных барьеров в строительной сфере. Работа велась по трем основным направлениям: ликвидация излишних административных процедур, сокращение сроков прохождения необходимых процедур, перевод услуг в электронный вид.
В первую очередь был существенно сокращен срок процедур. К примеру, проведение госэкспертизы типовой проектной документации урезали с 50 до 30 дней, не типовой — с 50 до 45 дней. Теперь за 14 дней вместо 30 можно оформить свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения, а за семь дней вместо 14 — получить ордер на производство земляных работ.
Некоторые процедуры просто ликвидировали — например, согласование документов с управами и префектурами. Ключевая реформа 2015 года — принятие нового порядка оформления ордеров, разработанного аппаратом мэра при участии КГУ и ОАТИ. Принципиально изменилась система оформления документов, необходимых для производства земляных работ, в том числе в строительстве. Отменили и ряд дополнительных процедур, связанных с оформлением ордеров.
В качестве одного из важных индикаторов хода реализации программ по снижению административных барьеров используются целевые показатели рейтинга Doing Business Всемирного банка (ВБ). Рейтинг основывается на анонимном опросе застройщиков и девелоперов в 189 странах, отражая степень легкости ведения бизнеса, в том числе в сфере строительства.
По оценке ВБ (с учетом всех методологических условностей), в 2010 году застройщик в Москве тратил на административные процедуры 589 дней и 4,2 процента от общей стоимости проекта, в 2016-м — 244 дня и 1,7 процента от стоимости, то есть практически в 2,5 раза меньше. Сократилось и общее количество процедур — с 48 до 19.
«От сложившейся в советские годы системы регулирования в строительстве мы унаследовали достаточно высокий уровень контроля за качеством и безопасностью в строительстве. Это подтверждают иностранные эксперты», — отмечал на круглом столе руководитель департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Левкин.
Придерживаться традиций, внедряя в них современные технологии, — в данном случае наилучшая стратегия, оправдывающая себя не только в Москве, но и во всей России. Так, по оценке Всемирного банка в РФ «индекс качества строительства» составил 14 баллов из максимальных 15. Кстати, столько же баллов (14) и у Сингапура, лидирующего по направлению «Получение разрешения на строительство».