Из жизни
00:08, 17 апреля 2016

Ультрафиолет или жизнь Личный опыт: чем может закончиться любовь к пляжу и солярию

Юлия Верби
Триша Пэйтас
Фото: BarcroftMedia / TАСС

Мода на загорелую кожу не проходит уже много десятилетий. В XXI веке врачи забили тревогу, напоминая об опасности ультрафиолета: у тех, кто любит пляж и солярий, многократно выше риск развития кожных онкозаболеваний. В последние годы индустрия моды начала прислушиваться к медикам, популяризируя природный цвет кожи и использование защитных кремов. Но многие по-прежнему предпочитают учиться на собственных ошибках. В преддверии пляжного сезона «Лента.ру» собрала истории пользовательниц соцсетей, которые жестоко поплатились за страсть к бронзовой коже и хотят предупредить таких же упрямых.

«После отпуска на пляже я всегда ходила в солярий»

40-летняя жительница шотландского города Ливингстон Лоррейн Хендерсон любила солнце как никто другой: с 13 лет посещала солярий до четырех раз в неделю, а всем видам отдыха предпочитала пляжный. При этом она была категорически против солнцезащитных кремов, которые мешали достичь цели — получить шоколадный загар; вместо них использовала детское масло без защитных фильтров. Недавно она опубликовала в Facebook фотографию, на которой ее бледное лицо пересекает длинный хирургический шов: у Хендерсон диагностировали рак кожи, и врачи были вынуждены иссечь новообразование. Женщина долго решалась на публикацию снимка, но все-таки выложила его, чтобы предупредить всех об опасности увлечения ультрафиолетом.

«Мне всего лишь хотелось чувствовать себя красивой, а загар давал мне такую возможность. Обычно я загорала по шесть минут, но после курорта увеличивала время до девяти минут, чтобы сохранить оттенок», — рассказала Лоррейн.

По ее словам, все началось с того, что она заметила на лице воспаление, похожее на прыщ. Однако, в отличие от акне, воспаление никак не заживало. Хендерсон не придала этому особого значения, проходив с «прыщом» около года и продолжая загорать в надежде, что солнце подсушит дефект. Так продолжалось до тех пор, пока подруга не посоветовала любительнице ультрафиолета сходить к врачу. По словам Лоррейн, она не особенно волновалась, идя к дерматологу, и попросила его «быстренько глянуть, что это». Специалист немедленно отправил пациентку на анализы, которые подтвердили, что это злокачественное новообразование, которое надо удалять.

«Я была в шоке. Мне вообще такое не приходило в голову», — признается Лоррейн. До нее дошло, к чему привело увлечение загаром, лишь когда она увидела послеоперационный шрам на лице.

«Я считаю, что людей недостаточно предупреждают об опасности солнца», — уверена Хендерсон. Теперь она обходит солярии стороной и использует крем с уровнем защиты SPF50. Рассказ и фото Хендерсон заслужили около 4700 репостов. Многие выражали ей сочувствие и благодарили за откровенность.

«Вот так выглядит лечение рака кожи»

Тоуни Уиллоби, 27-летняя молодая мать и медсестра из штата Алабама, начала посещать солярий в старших классах школы. К 21 году ей поставили диагноз «базальноклеточный рак кожи», новообразования на лице пришлось удалять лазером. С тех пор каждый год она проходит медицинское обследование, и почти каждый раз врачи находят новые злокачественные элементы на ее коже. Тоуни решила поделиться своей историей в Facebook, чтобы предостеречь других поклонников солнца и соляриев.

«Если кому-то нужна мотивация НЕ загорать, то вот, пожалуйста: так выглядят последствия лечения рака кожи. Используйте солнцезащитные средства и купите автозагар», — подписала снимок Уиллоби.

Девушка призвала подписчиков и всех, кто увидит пост, учиться на чужих ошибках: «Не позволяйте загару помешать вам увидеть, как растут ваши дети. Сейчас я больше всего боюсь этого, потому что у меня двухлетний сын».

По словам Тоуни, она благодарит Бога за то, что у нее не меланома — наиболее агрессивная форма рака кожи.

Послание Уиллоби заслужило около 60 тысяч репостов в соцсети. «Я очень надеялась побудить хотя бы одного человека изменить взгляды на загар, уход за кожей и солнцезащитные средства», — написала Тоуни.

«Это может случиться и с вами»

Большинство видов кожных онкозаболеваний хорошо поддаются лечению, но злокачественные элементы способны возвращаться и после лечения. У Джуди Клауд из штата Индиана, большой фанатки пляжа и солярия, рак кожи диагностировали, когда ей не было и 30 лет. Сейчас ей 49, и с тех пор ей четырежды приходилось проводить радикальное лечение. В последний раз ей удалили 23 опухоли на лице, груди, руках и ногах. Операция обошлась в 27 тысяч долларов.

Примечательно, что у Джуди уже была семейная история онкозаболеваний, но в молодости женщина не считала это фактором риска. Однако перенеся последнюю изматывающую процедуру, Клауд решила опубликовать показательные фото в своем Facebook.

«Я часто слышу от людей, что они чувствуют себя привлекательнее после солярия или пляжа. Взгляните на эти фото. На моем месте можете быть вы», — написала Джуди.

«А меня рак не остановит»

Казалось бы, все эти истории, как и приводимая исследователями статистика, — убедительнее некуда. Но у загара остаются преданные поклонники. Даже зная о риске, они не готовы отказаться от солярия и долгих часов в шезлонге.

Модель Триша Пэйтас из Лос-Анджелеса — как раз одна из таких фанаток. За последние 10 лет ни один ее день не проходил без ультрафиолетовых ванн. Иногда 25-летняя блондинка ходит в солярий дважды в день, и это в дополнение к регулярным походам на пляж и автозагару. С 15 лет она потратила на свое увлечение около 50 тысяч долларов.

«Если мне скажут, что у меня рак кожи, вряд ли меня это остановит. Удалю его и продолжу», — заявила смуглянка в эфире телепередачи Good Morning America.

По словам Триши, ей просто очень нравится быть загорелой, а бледной она себе не нравится.

Немного цифр

Рак кожи — второй по распространенности среди женщин от 20 до 30 лет. Шансы заболеть увеличиваются и у поклонников солярия, и у любителей настоящего солнца.

На I и II стадии рака кожи излечение возможно в 80-100 процентах случаев. При распространенных формах рака (III стадия) и особенно при рецидивах результаты значительно ухудшаются и составляют 40-50 процентов. Около 90 процентов людей, у которых диагностирован рак кожи (любой), живут 10 лет и более.

Самый агрессивный вид онкозаболеваний кожи — меланома. Она легко распространяется по организму в виде вторичных опухолей (метастазов), с трудом поддается лечению и имеет не такие хорошие показатели продолжительности жизни больных, как при других видах рака кожи.

У женщин, которые до 35 лет регулярно посещали солярий, вероятность заболевания меланомой увеличивается на 87 процентов по сравнению с теми, кто в него не ходил вообще.

Показатели частоты заболевания меланомой в последние 30 лет растут быстрее, чем у любого из самых распространенных видов рака. Врачи винят круглогодичную доступность отдыха на пляжных курортах и, конечно, моду на солярии. Посещение последних Всемирная организация здравоохранения занесла в список вредных привычек наравне с курением, отметив связь с онкорисками. Кроме ультрафиолета, факторами развития рака кожи являются курение, попадание на кожу химических канцерогенов, ионизирующее излучение, прием ослабляющих иммунитет препаратов и наследственность.

< Назад в рубрику