Наблюдая за отечественным автомобильным рынком, легко впасть в депрессию: за четыре года, миновавших с момента, когда Россия, обойдя Германию, заняла второе место в Европе по продажам машин, этот показатель сократился почти вдвое — с 3 миллионов автомобилей в 2012 году до 1,6 миллиона в 2015-м. Падение нефтяных котировок, валютные колебания и война санкций обернулись для производителей тяжелыми потерями: недели не проходит, чтобы с рынка не ушла та или иная модель, ставшая не по карману покупателям. Уходят и марки целиком, причем как нишевые, вроде испанского Seat, так и массовые — Opel или Chevrolet.
Но не все игроки поддались панике. Пускай годовой прогноз Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) неутешительный — минус 4,7 процента к прошлому году, российский авторынок по-прежнему входит в европейский топ-5. А кризис, каким бы затяжным он ни был, все же временное явление. Концерн, способный сегодня укрепить свои позиции в России, сторицей окупит расходы, когда продажи вновь пойдут вверх.
Такая стратегия — не секрет, поэтому, пережив шоковый 2014-й, когда падение продаж достигало двузначных значений, избавившись от иллюзий скорого восстановления в 2015-м, ряд автопроизводителей продемонстрировал готовность работать в России даже себе в убыток.
О том, как автомобильные компании борются за будущее место под солнцем, инвестируя сотни миллионов долларов в тонущий рынок, рассказывает «Лента.ру»
Спокойнее других на отечественном рынке чувствует себя совместное российско-американское предприятие. Хотя продажи марки в прошлом году упали на 41 процент, Ford Sollers (FS) продолжает реализацию большого инвестиционного плана, связанного с локализацией выпускаемых моделей, принятого еще в докризисном 2011 году.
В марте с конвейера завода двигателей в Елабуге сошел пятитысячный мотор Duratec, объемом 1,6 литра. А в апреле на предприятии FS во Всеволожске, где производятся автомобили Ford Focus и Mondeo, приступили к серийной установке этих ДВС на новый Focus. Это третья модель бренда, оснащаемая российским двигателем — вслед за Fiesta и Eco Sport.
Двигатель Duratec локализован на 45 процентов: блок цилиндров, головка блока и крышка коренных подшипников выпускаются литейным заводом «РосАЛит» и Заволжским моторным заводом (ЗМЗ), а поршень — Костромским заводом автокомпонентов. Алюминий для деталей поставляет компания «Русал», моторное масло — «Лукойл». Этими двигателями предполагается оснащать 30 процентов выпускаемых в России машин.
Отметим, что Елабужский моторный завод был запущен в разгар кризиса в сентябре 2015 года. Объявленная мощность — до 200 тысяч двигателей в год. По словам президента и СЕО Ford Sollers Марка Овендена, это наиболее передовой моторный завод Ford в мире, автоматизация производственных процессов достигает 95 процентов. Общий объем инвестиций в проект достиг 275 миллионов долларов.
Пока некоторые конкуренты из бюджетного сегмента готовятся паковать чемоданы, корейские производители, напротив, стараются расширить свое присутствие на рынке. Невзирая на убытки, корейцы следуют стратегии сдерживания цен и занимают освобождающиеся ниши.
Согласно отчету компании Hyundai Motor, годовой убыток завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг» (ХММР), расположенного в Санкт-Петербурге, составил 17,6 миллиарда корейских вон (около 1,05 миллиарда рублей). На каждой выпущенной машине Hyundai теряет около пяти тысяч рублей. Однако такие бестселлеры, как Hyundai Solaris и KIA Rio дорожают очень постепенно: в марте они прибавили в цене только 1,7 и 2,8 процента соответственно.
Это приносит свои плоды: в феврале Solaris стал самым продаваемым автомобилем в России, прибавив 1,6 процента — 8310 реализованных машин. В затылок ему дышит KIA: плюс 15,8 процентов, 7017 автомобилей. Отметим, что показатели «корейцев» растут, в то время как, например, Lada Granta, расположившаяся на третьей строчке рейтинга (6335 штук), напротив, потеряла 39,9 процентов продаж.
По мнению ведущего аналитика «Автостат» Алексея Муханова, успехи на других рынках позволяют корейским компаниям не только мириться с убытком, но и запускать в России новые модели. Так, в марте запустили тестовую сборку кроссовера Creta на заводе Hyundai в Санкт-Петербурге.
Не мудрствуя лукаво, японская автомобилестроительная корпорация решила действовать наверняка и вложила деньги в локализацию российского бестселлера — кроссовера RAV4, вошедшего в топ-5 самых популярных внедорожников прошлого года. Специально для этого мощность завода Toyota в Санкт-Петербурге в конце 2015 года была увеличена с 50 тысяч до 100 тысяч автомобилей в год. Расширение коснулось цехов и производственных линий, таким образом было создано 800 новых рабочих мест. Общие инвестиции в проект — 7,1 миллиарда рублей.
Запуск производства RAV4 запланирован на август текущего года; кроссовер станет второй моделью, после седана Camry, производимой в Санкт-Петербурге. Toyota, в отличие от большинства конкурентов, может похвастаться хоть и небольшой, но положительной динамикой продаж: в первом квартале 2016 года компания прибавила 0,7 процента в сравнении с 2015 годом. Основной вклад в это внесли модели RAV4, Land Cruiser 200 и Camry.
В декабре прошлого года у этой китайской марки было зафиксировано самое большое падение продаж на российском рынке — минус 94 процента. Аналитики предрекали скорый уход бренда, однако китайцы рассудили, что кризис, напротив, может обернуться для них своеобразным трамплином. Great Wall Motors выступила ключевым инвестором индустриального парка «Узловая» в Тульской области (объем инвестиций — 500 миллионов долларов). В конце марта стало известно, что территория парка может получить статус Особой экономической зоны, а это сулит производителю серьезные налоговые льготы. «Узловая» уже вошла в список получателей федеральных субсидий в 2016 году.
Завод Great Wall в Тульской области запускается в 2018 году — цеха штамповки, сварки, окраски и сборки, а также запчастей. Объявленная мощность — 150 тысяч автомобилей в год, 2500 рабочих мест. Предприятие будет производить 4 модели внедорожников суббренда Haval. К этому моменту планируется наладить дилерскую сеть.
С падением спроса на машины внутри страны сам собой разрешился вопрос, долгое время не дававший покоя российским автомобилистам: являются «отечественные иномарки» настоящими иномарками в плане качества или нет? Утвердительный ответ был дан в августе прошлого года, когда завод Hyundai в Санкт-Петербурге приступил к сборке автомобилей для Ливана и Египта.
Экспортный сценарий оказался привлекательным для иностранных производителей в России, не желающих «портить» отлаженное производство в ожидании, когда рынок пойдет на поправку — сокращать рабочих и консервировать мощности. В январе 2016 года заинтересованность в экспорте выразил Ford, следом Renault заявил о намерении наладить поставки выпущенных «АвтоВАЗом» автомобильных кузовов на предприятие в Алжире. Экспорт планируется начать уже в этом году, однако конкретные цифры не называются — сообщается только, что речь идет о тысячах кузовов в год. Второй участник франко-японского альянса, компания Nissan, также рассматривает возможности российского экспорта — в страны Скандинавии и Восточной Европы.
В апреле Минпромторг опубликовал постановление: автозаводы, работающие в рамках соглашений о промышленной сборке, смогут получить субсидии для компенсации расходов на транспортировку и сертификацию машин. Если федеральное правительство это утвердит, производителям предоставят стопроцентное покрытие расходов на сертификацию автомобилей и 80-50-процентную компенсацию затрат на транспортировку машин.