Интернет и СМИ
16:01, 20 апреля 2016

Динозавры против хейтеров Почему школьника Степана в соцсетях называют лузером и маменькиным сынком

Ксения Кривотулова (Руководитель отделов «Интернет и СМИ» и «Забота о себе»)
Фото: Jin Yu / Zumapress / Globallookpress.com

Московский школьник Степан прославился после поста его мамы на Facebook. Женщина попросила пользователей «ВКонтакте» поддержать лайками ее сына, поскольку одноклассники засмеяли его за посты про динозавров и лего. На ее просьбу откликнулось множество пользователей сети, и событие получило вирусную популярность. «Лента.ру» изучила историю сетевой славы обычного московского школьника.

Путь к успеху

Пост, вызвавший ажиотаж в соцсетях, был опубликован 18 апреля. Мать Степана рассказала в Facebook, что мальчика очень расстраивает то, что одноклассники считают его «лузером» из-за непопулярности во «ВКонтакте», и попросила своих знакомых «полайкать» его посты.

Широкую огласку история получила вечером следующего дня. Степана поддержали постами на его стене многие известные люди: бывший замглавы Роскомнадзора Максим Ксензов, директор по стратегическим коммуникациям Mail.ru Group Георгий Лобушкин, бывший пресс-секретарь «ВКонтакте» Владислав Цыплухин.

Кроме того, компания Mail.Ru Group пообещала подарить Степану столько конструктора Lego, сколько сам мальчик захочет, а глава Mail.Ru Дмитрий Гришин решил подарить ему робота BB-8 из новой части «Звездных войн».

Музыкант Василий Вакуленко, известный как Баста, записал для Степана видеообращение, в котором посоветовал ему быть достойным человеком и добиваться своих целей, не ориентируясь на количество лайков.

Многие поделились со Степаном историями о том, как они продолжают интересоваться «детскими» вещами, будучи уже взрослыми людьми. Пользователи «ВКонтакте» показали мальчику фотографии своих динозавров и конструкторов, сопровождая снимки комментариями в духе «Мне 30 лет, но я до сих пор играю в Lego» или «Динозавры — это круто».

Также Степан получил в качестве поддержки от администрации «ВКонтакте» золотой рейтинг. Теперь под аватаркой в его профиле располагается золотая шкала, а его «крутость» оценена в 146 процентов. Систему рейтингов из «ВКонтакте» убрали еще в 2011 году, так что Степана можно считать единственным обладателем некогда модной опции.

Кроме того, «ВКонтакте» запустила специальный хештег #LikeStepan, которым пользователи помечали посты в поддержку мальчика, а также создали несколько специальных тематических сообществ.

Утром 20 апреля Степан поблагодарил всех, кто откликнулся на просьбу его мамы, и попросил не писать на его странице нецензурные слова. На момент публикации материала последняя запись на его странице набрала более 15 тысяч лайков, а его фотографии пользователи «ВКонтакте» поставили почти 18 тысяч отметок «Мне нравится».

Не червонец, чтобы всем нравиться

На появление нового тренда пользователи сети традиционно отреагировали созданием мемов и коллажей с фотографиями мальчика. Так, например, Степан появился вместо Аль Пачино на знаменитом кадре из фильма «Лицо со шрамом» и «снялся» в клипе репера PHARAOH, многие обыгрывали в своих коллажах тему динозавров.

Однако история показалась милой далеко не всем. Некоторые пользователи упрекали мальчика в том, что он пытается «доказывать свою значимость» с помощью популярности в социальных сетях. Многие отмечали, что лайки — это не главное в жизни. Появились и те, кто с иронией просил «полайкать их фотки», чтобы повысить им самооценку.

Некоторым история напомнила сюжет одного из эпизодов мультсериала «Южный парк» (South Park). В серии You Have 0 Friends («У вас нет друзей») рассказывалось о мальчике, который был очень несчастен из-за отсутствия друзей в Facebook. То, что история из мультсериала воплотилась в жизнь, по мнению авторов подобных комментариев, убедительно доказывает, что «мир сошел с ума».

Пользователям сети также показалось, что популярность пришла к мальчику незаслуженно, и «заваливать лайками» его не за что. Сторонники этой точки зрения посчитали, что таких мальчиков, как Степан, миллионы, поэтому внимание СМИ он получил незаслуженно.

Появились и предположения о «коррупционной» составляющей дороги Степана к славе. В комментариях к его записям выдвинули версию, что вся эта история — пиар-акция, организованная одним из админов «ВКонтакте». Некоторые даже решили, что мама мальчика проплатила распространение поста, чтобы привлечь внимание к своему турагентству.

Были и пользователи, посчитавшие, что известность во «ВКонтакте» не поможет мальчику завоевать авторитет среди сверстников, а вызовет обратный эффект. Как предположили сторонники этой точки зрения, широкое внимание СМИ к Степану превратит его в объект насмешек.

Некоторые критиковали мать мальчика за ее пост. По их мнению, подобные методы воспитания сделают из ребенка «маменькиного сыночка, который сам ни на что в жизни способен не будет».

Того же поля ягоды

Степан, безусловно, не первый мальчик, получивший вирусную популярность в социальных сетях. Например, осенью 2015 года в интернете обсуждали инцидент с участием техасского школьника Ахмеда Мохамеда, который прославился тем, что его задержали прямо в школе за самодельные часы, которые учителя приняли за бомбу.

После инцидента президент США Барак Обама пригласил Мохамеда в Белый дом и назвал его часы «классными». Основатель Facebook Марк Цукерберг заявил, что «будущее принадлежит таким людям, как Ахмед», а также добавил, что изобретение мальчика заслуживает аплодисментов, а не ареста. Цукерберг пригласил Мохамеда посетить офис Facebook, если он пожелает. Потом мальчика позвали еще и на встречу постпредов стран-членов ООН.

Мохамеду предложили поучаствовать в научном конкурсе для школьников Google Science Fair, а Twitter и Reddit пригласили его на стажировку. В поддержку Ахмеда выступило даже NASA — в день инцидента он был одет в футболку с логотипом космического агентства.

Однако спустя несколько недель после инцидента Мохамед вместе с родителями уехал из США в Катар. Причиненный мальчику моральный ущерб семья позже оценила в 15 миллионов долларов.

Похожая история произошла в России в 2012 году: пользователи соцсетей помогли исполнить мечту московского школьника Севы, который больше всего на свете хотел покататься на легендарном автомобиле DeLorean, «машине времени» из фильма «Назад в будущее», а таких машин в России всего две.

Перед днем рождения мальчика его мама написала объявление, в котором просила помочь найти контакты владельцев DeLorean. Ее текст получил вирусную популярность в социальных сетях, и в итоге владельцы обоих автомобилей сами связались с ней и предложили исполнить мечту сына.

< Назад в рубрику