Топливный скандал с участием японской корпорации Mitsubishi Motors все громче: после публикации 20 апреля на сайте компании признания в фальсификации тестов, акции концерна подешевели на треть. Биржа приостановила торги из-за зашкаливающего количества желающих избавиться от бумаг Mitsubishi. В результате за два дня компания потеряла более миллиарда рыночной стоимости, побив собственный антирекорд 12-летней давности.
Особую значимость ситуации придает тот факт, что Mitsubishi — первый японский производитель, которого поймали за руку при подтасовке показателей топливной эффективности. Компании не повезло оказаться в шлейфе «дизельгейта» Volkswagen — крупнейшего разоблачения в истории автопрома. Правительство Японии, очевидно, полагает, что такая аналогия бросает тень на всех национальных производителей. «Это серьезно подорвало доверие потребителей, и мы этого так не оставим», — пригрозил глава кабинета министров Есихидэ Суга.
«Лента.ру» разбирается в случившемся, а также вспоминает другие громкие разоблачения производителей машин и автокомпонентов.
Если бы не пресловутый «дизельгейт», махинации Mitsubishi могли бы и не получить столь широкой огласки, ведь речь идет о машинах, практически неизвестных за пределами Японии. В Россию, например, эти модели никогда не поставлялись. Оскандалившиеся eK Wagon и Space, а также Dayz и Dayz Roox относятся к кей-карам, специфическому классу, созданному в соответствии с жесткими требованиями национального законодательства. Оговорено буквально все: размеры кузова, объем двигателя и его мощность.
Дело в том, что обычную машину в Японии можно приобрести только вкупе с парковочным местом, а владелец микроскопического кей-кара освобожден от необходимости платить за землю. Эти автомобили предназначены в основном для внутреннего рынка, хотя крошечный внедорожник Suzuki Jimny продается и в России.
Для кей-каров Mitsubishi в 2011 году создал совместное предприятие с Nissan Motor — NMKV. Первой компании принадлежит бренд eK, второй — Dayz. Однако разработкой и тестированием машин занимается Mitsubishi, так что фактически автомобили двух марок различаются только кузовными панелями. Хотя ниссановский Dayz может похвастаться наличием люксового варианта Highway Star.
Именно Nissan забил тревогу, обнаружив несоответствие тестов Mitsubishi стандартам Минтранса. Это случилось, когда компании предоставили техдокументацию на следующее поколение автомобилей. Внутреннее расследование NMKV выявило, что при измерении коэффициентов сопротивления качению и сопротивления воздуха при движении машины применялись различные уловки. В результате показатели расхода топлива и выбросов углекислого газа оказались заниженными у 600 тысяч автомобилей.
Mitsubishi и Nissan приняли совместное решение прекратить выпуск и продажи этих моделей. Но дело этим не ограничится, для Mitsubishi мытарства только начинаются: в штаб-квартире концерна в Токио и исследовательском центре в Нагоя проведены обыски, чтобы выяснить — не занижала ли компания данные расхода бензина у экспортных моделей. Если так, автопроизводителя ждут миллиардные иски, не говоря уже о колоссальных репутационных потерях.
Гром грянул 18 сентября 2015 года. Американское Управление по защите окружающей среды (EPA) обнародовало исследование токсичности дизельных автомобилей Audi и Volkswagen с двигателями 2.0 TDI. Оказалось, что концентрация углекислого газа в выхлопе в 40 раз превышает разрешенное значение. И эти машины поставлялись на американский рынок с 2009 года.
Причем, в отличие от Mitsubishi, где испытатели просто рисовали нужные цифры на бумаге, немцы «обучили» двигатель распознавать сертификационный ездовой цикл. И активировать специальный режим, при котором показатели выхлопа вписываются в экологические нормы. То есть машины самостоятельно обманывали тестеров по всему миру. Таких автомобилей было продано более 11 миллионов.
Раскрытие аферы привело к отставке главы концерна Мартина Винтеркорна и главы американского филиала Майка Хорна. Скандал получил название «Дизельгейт», по аналогии с «Уотергейтом», политическим кризисом, закончившимся отставкой президента США Ричарда Никсона. Возможная сумма компенсации астрономическая — 18 миллиардов долларов.
Расследование «дизельгейта» ведут Франция, Германия и США. Причем Америка, похоже, имеет на концерн самый большой зуб: власти страны собираются прибегнуть к закону о контроле финансовых институтов, чтобы расширить правовое преследование Volkswagen. Ранее этот закон использовался против крупнейших банков после кризиса 2008 года.
Американские производители тоже не без греха. Так, руководство General Motors (GM) в течение многих лет замалчивало выявленный брак Chevrolet Cobalt, зная, что он может привести к смертельной аварии. Подобная ситуация описана в романе Чака Паланика «Бойцовский клуб» — главный герой как раз работает на американский автоконцерн, скрывающий дефект, так как судебные разбирательства с родственниками погибших дешевле массового отзыва модели. В 2014 году догадка писателя подтвердилась: неудачная конструкция замка зажигания у модели, выпускавшейся с 2004 по 2010 год, стоила жизни 42 водителям, еще 58 человек получили увечья.
Выяснилось, что во время движения ключ мог выскочить из гнезда, это приводило к неожиданной остановке двигателя и отключению всех вспомогательных систем, прежде всего усилителя руля и тормозов. При столкновении не срабатывали подушки безопасности. Таких машин было выпущено около трех миллионов.
Концерн не только замалчивал брак, но и увольнял сотрудников, которые указывали на дефект. Бывший менеджер General Motors Билл Макалер в 2004 году подал на автопроизводителя в суд, но проиграл. По его словам, GM не отбраковывал машины с катастрофическими дефектами: протечкой топлива или неисправным рулевым управлением.
Компенсации жертвам замка зажигания составили 400 миллионов долларов, еще 35 миллионов были взысканы Национальной администрацией безопасности дорожного движения (NHTSA) через суд. В 2014 году GM учредил денежный фонд для помощи людям, физически или морально пострадавшим от неисправных машин концерна.
В 2009 году в СМИ распространилась история о странном звонке в службу 911: якобы водитель заявил, что не может остановить разгон автомобиля, едущего по шоссе. Спасатели посоветовали ему держаться и молиться. Это походило на глупый розыгрыш, однако все произошло в реальности: в аварии погибла американская семья из четырех человек.
Инцидент стал предвестником самого масштабного отзыва автомобилей Toyota и Lexus в истории концерна. В историю это вошло под названием «педальный кризис»: 4,2 миллиона машин были направлены в сервисные центры в 2009 году из-за коврика на полу, который блокировал педаль тормоза. Год спустя концерн отозвал еще 2,3 миллиона автомобилей — в них педаль газа могла заклинить в полунажатом состоянии. Бракованные автомобили поставлялись преимущественно на рынки США и Канады. Суммарно по всему миру было отозвано около 9 миллионов машин.
По информации Национальной администрации безопасности дорожного движения, о возможных неисправностях концерн Toyota знал еще в 2006 году, однако ничего не предпринял для исправления ситуации. Дефекты стали причиной смерти 50 человек. В 2010 году Министерство транспорта США оштрафовало Toyota на 16,4 миллиона долларов.
За сокрытие дефектов или информации об авариях NHTSA оштрафовало многих производителей, в этом списке есть даже Ferrari. Однако абсолютный и зловещий рекорд по замалчиванию проблем принадлежит японской компании Takata Corp, крупнейшему производителю подушек безопасности. Ее продукция использовалась в автомобилях BMW, Chrysler, Ford, Mazda, Subaru, Mitsubishi, Nissan, Honda и Toyota.
Расследование в отношении Takata Федеральная прокуратура США открыла в октябре 2014 года после ряда смертельных случаев, когда было доказано, что водители погибли именно из-за подушек безопасности. Они либо не раскрывались, либо взрывались, выстреливая в лицо автомобилистам металлическими осколками. Впервые такие случаи были зарегистрированы еще в 2004 году.
Takata провела внутреннее расследование. Выяснилось, что причина — в используемом для раскрытия подушек взрывчатом веществе, нитрате аммония — нестабильном и чувствительном к влажности. Кроме того, корпуса блоков наполнения трескались, что превращало систему безопасности в аналог осколочной гранаты. Инженеры разработали план по исправлению дефектов и рекомендовали запустить отзывную кампанию, однако им было приказано уничтожить все данные и молчать.
Последствия этого решения автопроизводители разгребают по сию пору: компания успела выпустить 285 миллионов потенциально опасных подушек безопасности. Только в США может быть отозвано 90 миллионов автомобилей. Бракованные подушки отправили в отставку генерального директора Honda Такахиро Хатиго: концерн установил их более 30 миллионов в свои автомобили.
Точное количество пострадавших по всему миру неизвестно — доказано восемь смертельных случаев. В ноябре 2015 года NHTSA оштрафовало Takata на 70 миллионов долларов. На собрании акционеров генеральный директор компании Сигэхиса Такада публично извинился и выразил надежду, что марке удастся восстановить доверие к своей продукции. «Я чувствую возложенную на меня ответственность», — заверил Такада.