На этой неделе президент России Владимир Путин с одинаковыми почестями принял в Кремле главу Палестинской национальной администрации Махмуда Аббаса и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Москва традиционно поддерживает хорошие отношения и с первыми, и со вторыми. С Израилем Россия связана еще и на эмоциональном уровне — там проживает несколько поколений эмигрантов из СССР. Но не стоит переоценивать ставшую заметной активность Москвы в вопросе палестино-израильского урегулирования. Сомнительно, что Путин решил выступить арбитром в их споре. Эти визиты и разговоры носят уже вполне ритуальный характер, уверены эксперты.
Голанские высоты, уже полвека контролируемые Израилем, — одна из многочисленных спорных территорий на Ближнем Востоке. С 1944 по 1967 год они принадлежали Сирии, затем в ходе Шестидневной войны были захвачены Израилем. В 1981 году Кнессет Израиля принял «Закон о Голанских высотах», где в одностороннем порядке был провозглашен суверенитет Израиля над этой территорией. Резолюция номер 497 Совета Безопасности ООН от 17 декабря 1981 года признала аннексию незаконной, а в 2008 году действия Израиля осудила Генеральная Ассамблея ООН.
Это не изменило ситуацию. Как Израиль, так и Сирия считают Голанские высоты частью своей территории. В эти дни в Женеве под эгидой ООН проходят переговоры о будущем Сирии, и, как сообщают израильские СМИ, сирийские власти могут потребовать вернуть утраченные территории.
В воскресенье, 17 апреля, Биньямин Нетаньяху впервые в истории провел заседание правительства на Голанских высотах и заявил, что никогда не откажется от них. Начавшемуся урегулированию кризиса в Сирии он обещал не мешать, но при условии, что процесс не будет идти в ущерб интересам безопасности Израиля. Нетаньяху отметил, что международному сообществу пора признать реальность: что бы ни происходило по ту сторону границы, она не изменится.
Слова премьер-министра Израиля подвергли критике в США. Спикер госдепартамента Джон Кирби сообщил, что «позиция США осталась неизменной: мы не считаем Голаны частью Израиля, а статус этих территорий должен определяться в ходе переговоров, которые сейчас невозможны из-за ситуации в Сирии». Вице-президент США Джо Байден добавил, что «постоянное и систематическое расширение поселений и иные действия правительства Израиля толкают страну в сторону двунационального государства, что плохо для еврейского государства». Байден также признал бесперспективность нынешних попыток достижения мира между израильтянами и палестинцами, в первую очередь из-за отсутствия минимального взаимного доверия.
Причин, по которым Израиль отстаивает свое право на Голанские высоты, много. Это и укоренившееся в сознании большинства израильтян мнение, что Голаны — земля, издревле принадлежавшая еврейскому народу. И идеальный для обеспечения безопасности на восточных рубежах рельеф местности. И природные ресурсы: здесь производится половина минеральной воды Израиля, около четверти всех вин, а также множество фруктов и овощей. Кроме того, хороший климат и наличие исторических и природных памятников обеспечивают приток туристов.
Показательно, что в Кремле в эти дни уклонились от прямого ответа на вопрос, какова позиция Москвы по Голанским высотам. Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков попросил дождаться встречи Владимира Путина и Биньямина Нетаньяху.
Утром в четверг, 21 апреля, премьер-министр Израиля отправился в Москву. Но уже вечером он вернулся домой. На официальный визит эта поездка не походила. В Кремле ее назвали визитом вежливости. Такую «вежливость» Нетаньяху оказывает регулярно. В конце ноября прошлого года он провел с российским лидером переговоры в Париже. Ровно семь месяцев назад — 21 сентября — побывал в Москве. Дважды приезжал в 2013 году.
В свою очередь Путин был в Израиле в далеком 2012 году. Сначала он открыл мемориал в честь победы Красной Армии над нацистской Германией в городе Нетания. Затем по приглашению Махмуда Аббаса принял участие в торжественном открытии Российского центра науки и культуры в Вифлееме (расположенного на улице, названной именем Путина, что самого Путина удивило и привело в растерянность). Оттуда отправился в Иорданию и открыл Странноприимный дом для русских паломников.
Нынешняя встреча Путина и Нетаньяху началась поздравлением с наступающим праздником Песах. При этом Путин обращался к коллеге на ты. Политики знакомы более двадцати лет и, как считается, находятся в дружеских отношениях. «Это праздник нашей свободы, — благодарил Нетаньяху. — Завтра весь еврейский народ сядет за пасхальный стол, включая более миллиона русскоязычных израильтян, которые являются живым мостом между нашими народами. Я хочу поздравить евреев в России и евреев во всем мире с праздником Песах, пожелать им счастливого праздника».
«То, что поздравление не только евреям России, но и всем евреям в мире прозвучало из уст премьер-министра Израиля в Кремле, — это очень показательно», — заметил Путин.
Два дня назад он принимал в Кремле президента Всемирного еврейского конгресса Рональда Лаудера и получил благодарность «за все, что делает для еврейского народа». Сейчас в России наблюдается минимальный уровень антисемитизма, и «еврейское население живет очень хорошо», признал Лаудер.
Нетаньяху был намерен говорить о другом. «Я приехал сюда с одной конкретной главной целью — усилить координацию между нами в области безопасности, чтобы предотвратить разного рода ошибки, недоразумения или инциденты», — сказал он Путину. У Израиля есть очевидные, понятные красные линии, связанные с безопасностью, напомнил он. Первостепенная задача — не допустить поставку сверхсовременного оружия «Хезболле» (военизированная ливанская шиитская организация и политическая партия — прим. «Ленты.ру»). Вторая задача — предотвратить возникновение дополнительного фронта террора на Голанских высотах».
«Это красная черта, красная линия, которую мы обозначили и продолжаем на этом настаивать. Мы не можем вернуться к тем дням, когда по нашим поселкам, по нашим детям стреляли с Голанских высот. И поэтому в рамках договора или без договора Голанские высоты останутся частью израильской суверенной территории», — четко обозначил свою позицию Нетаньяху.
Путин от публичных заявлений воздержался. Переговоры лидеров прошли за закрытыми дверями. После переговоров Нетаньяху вышел только к израильской прессе.
Встречи с палестинским лидером тоже проходят по несколько раз в год. В этот раз Махмуд Аббас прилетел в Москву из Парижа. Он сообщил Путину, что активно работает для достижения договоренности с Израилем «на основе принципа двух государств, которые будут созданы в границах 1967 года». Палестинское государство, по этому плану, должно получить столицу в Восточном Иерусалиме.
«Политические переговоры между Палестиной и Израилем в настоящее время не ведутся, и поэтому на повестке дня стоят частные вопросы контактов с израильтянами по вопросам безопасности в том, что касается зоны А, которая находится в Палестине. И, естественно, среди наиболее важных вопросов — инициатива созыва международной конференции по ближневосточному урегулированию, с которой выступила Франция», — заявил Аббас.
Речь об инициативе бывшего главы французского МИД Лорана Фабиуса. Он недвусмысленно дал понять, что в случае провала конференции в Париже, Франция в одностороннем порядке признает Палестинское государство, а затем предложит сделать то же самое всем странам ЕС. Как сообщил Аббас, конференция предполагает две составляющие. Первая — встреча на уровне министров иностранных дел заинтересованных стран, и вторая — общее заседание.
Покинув Москву, Аббас продолжил международное турне, чтобы договориться с западными лидерами о конференции. Он посетит Германию и встретится с канцлером Ангелой Меркель, а затем отправится в Нью-Йорк. В интервью немецкому изданию Der Spiegel глава Палестинской национальной администрации сказал, что он, помня об уроках истории, не будет настаивать на том, чтобы Берлин усилил давление на Израиль. Тем не менее Аббас отметил, что намерен попросить Меркель использовать свою дружбу с Тель-Авивом для содействия мирному процессу. Палестинский лидер честно признал: на фоне всего происходящего на Ближнем Востоке он боится того, что их проблемы попросту забудут.
Впрочем, парижская конференция находится под большим вопросом. Франция предлагала провести ее уже в апреле, однако затем пришлось отложить на более поздний срок. По замыслу Парижа, на конференцию следует пригласить участников «ближневосточного квартета» (США, Россия, ЕС и ООН), представителей ведущих арабских стран (включая Египет, Иорданию, Саудовскую Аравию), а также крупных европейских стран — с целью придания новой коллективной динамики процессу мирного урегулирования.
«На фоне происходящего в Сирии и проблем вокруг Ирана французская инициатива выглядит совершенно неактуальной. Нужна ли она? Сейчас решаются гораздо более острые вопросы», — считает директор Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады Александр Шумилин.
Аббас и Нетаньяху практически одновременно оказались в Москве. Но по разным поводам, обращает внимание эксперт. «Их визиты в Москву часто следуют друг за другом. Здесь есть закономерность, стремление удержать внимание к своим проблемам. Но это лишь дипломатический ход, почти ритуал», — говорит Шумилин.
Темы, которые они поднимают, тоже сродни ритуалу. «Мир заботят другие проблемы. А их конфликт в таком состоянии, что к нему лучше не прикасаться. И эта общая установка всех стран. Пока не вспыхнуло — и не трогайте», — объясняет эксперт.
В вопросах палестино-израильского спора Москва стремится сохранить нейтралитет и обойти острые углы. Той же линии Россия придерживается и в вопросах сирийско-израильских отношений. Москве важен и Дамаск, и Тель-Авив. При этом Россия никогда не признавала аннексию Голанских высот и их принадлежности Израилю, указывает Шумилин. Но несмотря на вовлеченность в события на Ближнем Востоке, в этот конфликт Москва вмешиваться не будет.