Россия
01:03, 23 апреля 2016

Королёвские игры Зачем подмосковному Болшеву дороги в никуда и спорткомплекс на болоте

Юрий Васильев
Фото: Владимир Смирнов / ТАСС

Очередное градостроительное противостояние разворачивается в подмосковном Королеве. С начала апреля здесь проходят общественные слушания по генеральному плану застройки, который предполагает снос сотен частных домов. Не исключено, что итоги этих непростых обсуждений повлияют и на судьбы других строек Московской области. Тем более вопросы к подмосковным застройщикам теперь звучат на самом высоком уровне.

«Мы объявили мораторий на новое строительство в Балашихе и Королеве», — сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев в середине февраля, оговорившись, что запрет не касается уже согласованных проектов.

Через неделю на сайте администрации города Королева появился проект генплана — главного градостроительного документа на ближайшие 20 лет. Выяснилось, что под снос пойдут 20 тысяч квадратных метров частной застройки. Цель — возвести на этом месте многоэтажные дома и инфраструктуру, чтобы расселить шесть тысяч «квадратов» ветхого жилья.

«Как планы многоэтажек могли появиться после введения моратория — вопрос особый», — подчеркивает эколог Илья Завалишин, житель входящего в состав Королева поселка Болшево. Сейчас основной вопрос для Завалишина и его коллег-активистов — собственно генплан. Точнее, общественные слушания, которые продлятся до конца мая. Пять раундов уже состоялось, впереди еще столько же.

Протест небедных

Это уже третий генплан. В 2012 году в Королеве собирались сносить крепкие сталинки в центре города, в 2014-м — как раз частный сектор. Во всех случаях жители одно-двухэтажного Болшева выступают в первых рядах противников генплана. Болшево в летописях — с конца XVI века, традиции частной собственности здесь крепки и почитаемы. Одни тут дачники, другие живут постоянно — несколькими поколениями, как семья политтехнолога Николая Кремлева, одного из основных спикеров болшевского протеста.

«Если на общественных слушаниях из 12 территорий за генплан проголосуют семь, где есть проблемы с ветхим жильем, то план будет принят, поскольку итоговый протокол будет всего один, — объясняет Кремлев технологию принятия решений, заявленную мэрией Королева. — Это неправильно: ведь в этом случае мнение жителей пяти территорий не учитывается. Следует исходить из интересов каждой в отдельности».

Это точно не протест бедных: хорошие дома и приличные машины — норма для жителей, раз в два года встающих на пути очередных градостроительных перспектив со сносом частного сектора. Впрочем, назвать протест только частным было бы неверно.

«Генплан, который нам представили сейчас, — ухудшенная версия первого, самого плохого документа, — рассказывает уроженец Королева Александр Зубарев, проживший в Болшево несколько десятков лет. — Тогда на территории частного сектора хотели устроить среднеэтажное строительство — до девяти этажей. Слушания и четыре, и два года назад проходили бурно. Возмутились жители частных домов и дачники, жители обычных многоэтажек — которым тоже не понравилось обилие точечной застройки, заявленной в генплане».

На этой волне областные власти решили сманеврировать: слить два города — Юбилейный и Королев, заодно поменяв и мэрию, уже вызвавшую недовольство генпланом. План же отклонили вообще. Все думали — навсегда.

Однако новый градоначальник — бывший мэр подмосковного Реутова Александр Ходырев, избранный главой администрации Королева осенью 2014 года, посчитал иначе. «Нынешний генплан на порядок страшнее для жителей, — уверена Оксана Чугунова, одна из активистов "болшевского сопротивления". — Если в прежнем варианте частный сектор был закрашен под среднеэтажку, то сейчас уже речь идет о домах от 17 и более этажей».

Qui bono?

Естественно, жители Болшево и примкнувшие к ним королевцы пишут всем, вплоть до Владимира Путина. Предлагают в том числе позитивную программу: для расселения ветхого жилья — около трехсот человек — не сносить дома такого же количества частных владельцев, а изыскать резервы в имеющихся новостройках. Проще говоря, не нарушать мораторий, а договориться с застройщиками, у которых, по разным данным, раскуплено от четверти до половины квартир. Активисты «болшевского сопротивления» уверены, что шесть тысяч квадратных метров можно расселить и без новых многоэтажек.

Для кого же запланированы эти 20 тысяч новых квадратов? Дело в том, что по генплану к 2035 году в двухсоттысячном Королеве ждут прибавления еще 50 тысяч новых жителей. «Администрация рассчитывает количество новых квадратных метров, ориентируясь на эти прогнозы, — говорит Оксана Чугунова. — О том, насколько пострадает частный сектор и другое население — конечно, не говорят».

Возможно, заводы и объединения космического наукограда требуют все больше жилья для новых сотрудников? «На 11 предприятиях Королева около 20 тысяч работников. Совсем не то, что было при советской власти, — указывает Александр Зубарев — Если лет тридцать назад на этих предприятиях работала половина города, то теперь — от силы процентов десять. Даже меньше». Других предприятий в городе, работающем на космос, не планировалось и не строилось. Более того, по мнению активистов, у Королева вполне может исчезнуть и статус наукограда: ведь на наукоемких предприятиях занято меньше положенного минимума — 20 процентов городского населения. Остальные, как и все Подмосковье, в столице: сорок минут до «трех вокзалов», пустяки.

«Другой работы в городе нет, — подчеркивает Оксана Чугунова. — Городская администрация и областное начальство не могут определиться с тем, чего же они хотят от городского развития». «Они лет пятьдесят строят жилье для сотрудников, а их все меньше и меньше, — описывает процесс Илья Завалишин. — Задача работника: устроиться на завод, получить квартиру и сбежать».

Сами предприятия, по словам активистов, строительный ажиотаж только поощряют. «Сносят цеха и строят дома, вместо того чтобы развивать производство», — говорит Чугунова. В качестве примера она приводит комплекс ЖК «Золотые ворота» — 25-этажки напротив секретных производств: «Залезаешь на верхотуру, ставишь, что нужно — и у тебя вся информация. Никакого шпиона не надо. Когда выгодно им, они все секретные. Когда невыгодно — никакой секретности».

ФОК на болоте

«Кажется, разработчики генплана не очень-то знакомы с местностью, — предполагает эколог Завалишин, живущий в Болшево около полувека. — Вот болото, на нем запланировали ФОК — как будто кому-то он там нужен. Можно построить спорткомплекс рядом. Но вот беда: там полоса отчуждения высоковольтных линий... Или вот ряд шоссейных дорог, которые ведут на территории соседних муниципалитетов. Согласовано ли с ними строительство дорог? Нам о том не известно. Соседям, кстати, тоже». Почему бы, предлагает Николай Кремлев, не сделать развязку — вдали от имеющихся домов, но зато поближе к железнодорожному переезду, где постоянные пробки? Это в разы дешевле для бюджета и полезнее для горожан.

Пока же активистов больше волнуют не строительные планы, а разночтения в порядке учета итогов слушаний. С одной стороны, есть решение городского совета депутатов, где написано: слушания имеют рекомендательный характер. И есть Градостроительный кодекс РФ, а в нем — статья 28, где слова «рекомендательный» нет вообще. С другой — четкий регламент для главы муниципалитета: получив на руки результаты слушаний, он может либо одобрить план, либо отвергнуть его — насовсем или отправив на доработку. Обновленный документ предстоит снова защищать перед горожанами. Иных вариантов в федеральном законодательстве нет.

И немножко Лосиного

Чем отвечают городские власти? «Требования жителей не обоснованы, потому что генплан еще не обсуждался, — заявлял глава Королева Александр Ходырев в середине марта, за три недели до начала публичных слушаний. — Еще плана-то никто не видел, а уже шум поднимают». Активисты, понятно, отступать не хотят. И, помимо многоэтажного строительства, ФОКов на болоте и проч., пытаются выяснить, с какой целью в генплане к Королеву прирезана огромная территория Лосиного Острова — «легких Москвы».

Четкой границы между Лосиноостровским заповедником и просто лесами, непосредственно примыкающими к нему, нет. Зато есть еще один фактор, общий для всего Подмосковья: повышенная плотность населения. Здесь, конечно, не Реутов, где при мэре Ходыреве и других градоначальниках плотность достигла 10297 человек на квадратный километр — почти вдвое превзойдя Гонконг (6480 человек). Но Королеву, уверены активисты, более чем достаточно и имеющихся 3986 человек на «квадрат». «Прирежут от Лосинки — будет плотность три тысячи либо две с половиной, — говорит Илья Завалишин. — Значит, можно строить еще».

«Зачем нам в городе еще пятьдесят тысяч человек, если им негде работать? Зачем еще 20 тысяч автомобилей, которые негде ставить? Где они будут учиться, лечиться, куда они поведут своих детей? Конкретного ответа пока нет, — подытоживает Александр Зубарев. — Тем не менее нас надо сносить, землю отбирать, а потом уже делать с ней что угодно».

«Вы видели хоть один наукоград, застроенный высотками? — присоединяется к вопросам Илья Завалишин. — Вот и мы не видели. Наукоград предполагает атмосферу мышления, творчества. Возьмите хоть Оксфорд, хоть нашу Черноголовку. Мы можем потерять идентичность, а взамен получим неизвестно что».

Бетонные джунгли

«Болшевское сопротивление», разумеется, активно следит за тем, как обстоят дела в других районах Московской области — прекрасно понимая известную прецедентность борьбы с генпланом Королева. Недавно здесь активно обсуждали подробности визита координатора движения «Общество синих ведерок» Петра Шкуматова в другую подмосковную агломерацию — Железнодорожный. «Земли залейся, вправо, влево, — пишет он в своем Facebook. — Но эти бетонные монстры построены настолько плотно друг к другу, что во дворах уже паркуются в два ряда!!! И это днем!!! А что там по вечерам творится? Детские площадки строятся по остаточному принципу, меня "порадовала" одна такая детская площадка, которая построена прямо в пяти метрах от оживленного перекрестка! Никаких школ, детсадов или поликлиник среди этих бетонных джунглей визуально не наблюдается. Дома, дома, дома, машины, машины, машины — и больше ничего! Может быть, в глубине этих диких кварталов и есть что-то похожее на поликлинику, но я в этом сильно сомневаюсь».

Шкуматову нашлось что сказать и по основной теме его общественной деятельности — дорожному строительству и регулированию трафика: «До этой мечты новосела банально нет дороги! Любое ДТП блокирует все эти районы на 100 процентов! Не проедет ни скорая, ни пожарная, вообще никто! Дорога как после бомбежки! Ямы, никакого освещения, рядом поля аэрации, но им вообще это безразлично!!!»

Информация активиста выглядит особенно примечательно, если учесть, что губернатор Московской области Воробьев объявил об официальном запрете на строительство жилья без сопутствующей инфраструктуры еще в марте 2013 года. При этом продажи в Железнодорожном, по свидетельству Шкуматова, «идут в две очереди: две квартиры заверните, третью в ипотеку».

А вот последняя прямая линия с Владимиром Путиным, скорее, ободрила противников генплана. До президента дозвонились обманутые дольщики из Солнечногорского района, Путин пообещал «интенсивную работу» с их обращением. Но активисты Болшева уверены, что сама тема нового жилья в Подмосковье возникла на прямой линии не просто так, и одними мошенниками дело не ограничится.

Похоже, понимание ситуации обретает и городское руководство. Судя по результатам первых слушаний, постепенно уходят с повестки развязки, ведущие в никуда, и спортивные комплексы на болотах. Среди последних побед противников генплана — отмена строительства широкополосной трассы через поселок Валентиновка, входящего в ту же королевскую агломерацию. «Мы все слышим! И кроме того, мы же не вредители людям, мы слуги. Слуги народа, — приводит слова Александра Ходырева канал "360". — Поэтому наша главная задача — сделать так, как удобно людям, а не так, как кто-то хочет... Мы поняли, что да — Валентиновке эта дорога не нужна. И поэтому принято решение внести корректировку в генеральный план развития. И там дороги этой не будет».

В сопротивлении, однако, не расслабляются и ждут начала лета, когда дюжина слушаний подойдет к концу, и мэрия Королева вынесет решение. Как по соблюдению федерального законодательства в части «рекомендательное или обязательное», так и по подсчету результатов — одним протоколом или же с учетом мнений каждой территории. Учитывая множество факторов — хотя бы то, что без дороги сквозь Валентиновку генплан автоматически должен отправиться на доработку и на следующие слушания, — шансы активистов преуспеть и в третий раз выглядят вполне реальными.

< Назад в рубрику