Спорт
00:10, 24 апреля 2016

Сона, Рона и Маленький принц Представляем города Евро-2016. На очереди Лион, где пройдут шесть матчей

Георгий Олтаржевский

Лион — старинный и фантастически красивый город. Расположен он неподалеку от подножия Альп на равнине, где сходятся воды неторопливых рек Соны и Роны. Это город, залитый солнцем и навевающий спокойное умиротворение в любое время, но только когда там нет футбола. Наша команда сможет попасть в Лион лишь в том случае, если дойдет до полуфинала, то есть повторит лучшее в истории российского спорта достижение 2008 года.

К Сент-Экзюпери через Шарля де Голля

Добраться до Лиона несложно, было бы желание. Как во всяком уважающем себя городе, там есть аэропорт. Он носит имя Антуана де Сент-Экзюпери — летчика, писателя и местного уроженца. От центра города до воздушной гавани всего 15 километров, которые легко преодолеть на трамвае — аэроэкспрессе. Ходит он каждые четверть часа и стоит 14 евро, билеты можно купить в специальных автоматических кассах в вестибюле аэропорта. Ехать примерно полчаса.

Дольше, но дешевле добираться на автобусе — билет стоит 8 евро, ехать минимум минут 45-50. Если вас это не пугает, идите ко второму терминалу и ищите табличку Satobus. Последняя альтернатива — такси. Обойдется оно примерно в 20-25 евро, так что, если вы едете компанией, это может быть даже выгоднее трамвая.

Но есть одна проблема — прямых рейсов из Москвы в Лион нет. Вариантов два: или лететь с пересадкой (таких предложений множество), или добираться через Париж. Это только на первый взгляд сложно, а на деле даже удобно. Если вы приземлитесь в аэропорту Шарль де Голль, то там же можете сесть на скоростной поезд, который за два часа домчит до центрального вокзала Лиона. Билет на поезд TGV обойдется примерно в 100 евро. Теоретически можно доехать и вчетверо дешевле, если приобрести билет заранее.

Ну а если вы уже на Евро и вдруг решили посетить Лион (у сборной России будет возможность попасть в этот город не ранее полуфинала), то легко доберетесь до него на уже упомянутом поезде TGV из Парижа (если ехать с севера) или Марселя (с юга). В любом случае маршрут пройдет через эти города. И, конечно, в вашем распоряжении великолепные французские шоссе, если вы предпочитаете путешествовать на авто.

От Луция Планка до Наполеона Бонапарта

Моря в Лионе нет, зато есть сразу две большие реки — Сона и Рона. Город расположен при их слиянии, точнее на месте впадения первой во вторую. А поскольку в древности именно реки были главными транспортными артериями и основой торговли, то они и определили судьбу этого прекрасного места.

В середине первого тысячелетия здесь стихийно возникла большая ярмарка, куда местные кельты (они же галлы) регулярно съезжались поторговать. Города как такового тогда еще не существовало, но было место, именуемое Лугдун, — «холм бога Луга». Иногда его еще называют холмом ворона, поскольку эта могучая птица считалась одной из ипостасей Луга (кстати, главного божества кельтского пантеона) и произношение этих слов в галльском языке почти не отличалось.

Через какое-то время здесь возникло небольшое, но уже постоянное галльское поселение, или оппидум, ну а потом сюда явились римляне. Честь основания города принадлежит проконсулу Галлии Луцию Мунацию Планку, который по решению сената совершил это великое деяние в 43 году до нашей эры. Довольно быстро в городе появился форум, акведуки, одеон, термы, театры и прочие атрибуты тогдашней цивилизации. Менее чем через сто лет Лугдун стал одним из крупнейших городов Галлии и центром одноименной провинции. Между прочим, в этом славном городе родились два римских императора — Тиберий Клавдий и Септимий Каракалла.

В 197 году Лугдун стал жертвой гражданской войны и был практически уничтожен. Впрочем, такая же судьба постепенно постигла и всю Римскую империю. Но выгодное положение снова сыграло свою животворящую роль, и город возродился. Сначала при бургундах, а затем при франках. В конце первого тысячелетия при Карле Великом Лион (с тех пор он именовался так) снова вошел в число крупнейших ремесленных, торговых, а теперь и религиозных центров страны. Здесь даже состоялось несколько церковных соборов, а архиепископ стал фактическим главой города.

В противостоянии церковной власти и сильной городской общины прошло практически все Средневековье. С переменным успехом. Происходило это на привычном для того времени фоне войн, реформации, восстаний, эпидемий и прочих средневековых развлечений. Но шаг за шагом промышленный и торговый прогресс взял верх, и в Новое время Лион вступил богатым светским городом, одним из важных торговых центров и крупнейшим в Европе производителем шелка.

Но тут приключились Великая французская революция и очередная гражданская война. Лион неосмотрительно занял сторону умеренных жирондистов, но победили якобинцы. Город был объявлен «врагом революции» и приговорен к уничтожению. Армия генерала Келлермана выступила в поход. Два месяца жители Лиона отчаянно сопротивлялись, но силы были не равны. Половина защитников погибли, а сам город был практически уничтожен. Войска Конвента разрушили стены, форты, лучшие здания. Многие лионцы были репрессированы, остальные разъехались. Промышленные предприятия остановились, торговля замерла…

Возрождением Лион обязан Наполеону Бонапарту. Именно император издал указ о начале строительства фактически нового города и заложил первый камень при восстановлении площади Белькур. Не прошло и ста лет, как Лион снова оказался в числе крупнейших центров Франции, а его промышленные выставки гремели на всю Европу. Сейчас это третий по величине город страны, уступающий лишь Парижу и Марселю.

Старый форум и трабули

Лион довольно эклектичен, но в то же время, целостен. Что, собственно, и неудивительно при его богатой и драматичной истории. Скажем, три квартала Старого города почти полностью сохранили средневековый облик, а в других районах преобладает застройка XIX-XX веков с вкраплениями зданий эпохи Возрождения и даже более ранних периодов, вплоть до римских развалин. Но в целом городская архитектура достаточно однородна и гармонична.

За два тысячелетия город успел немного покочевать — то поднимался на окрестные холмы, то спускался на берега Соны и Роны. Опять же, следствие бурной молодости. Кстати, название главенствующего холма Фурвьер это искаженная транскрипция латинского forum vetus («старый форум»), которая в течение веков изменилась почти до неузнаваемости. Если вы любите римские древности, то вам туда — любоваться амфитеатром Трех Галлий и прочими имперскими достопримечательностями. Это познавательно, но не уникально — есть в Европе римские строения и покруче. А вот что действительно неповторимо, так это Старый город, собор Сент-Жан и, конечно, знаменитые трабули.

Старый Лион — это удивительным образом сохранившийся средневековый район, состоящий из трех кварталов. К 1960-м годам он пришел в запустение, и мэрия решила его снести, но министр культуры Франции Андре Мальро сумел переубедить правительство. Была принята специальная программа, и постепенно трущобы превратились в настоящую культурологическую жемчужину города. Этот район целиком входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и ежегодно привлекает в Лион миллионы туристов.

Памятников в Старом Лионе масса, всех не перечислишь. Да это и не нужно. Погуляйте, насладитесь атмосферой и удивляйтесь выплывающим из-за угла затейливым готическим соборам и ренессансным дворцам. Хотя одно здание все же стоит выделить: это собор Святого Иоанна Крестителя, которого французы запросто именуют Сен-Жан. Иногда его называют просто Лионским собором. Заложен он почти тысячу лет назад, строился (по французской традиции) лет двести, потом не раз перестраивался, потому впитал разнообразные архитектурные стили. Что его совсем не портит, а лишь обогащает. Это шедевр, который нельзя не увидеть.

А еще обязательно нужно посмотреть на уникальную местную достопримечательность — трабули. Это сеть узких проходов, порой даже коридоров, которые связывают улицы старой части города. Через них можно пересечь квартал и выйти прямиком на параллельную улицу. Иногда они начинаются подворотней, иногда узким проходом между домами, а некоторые выглядят как дверь в подъезд. Когда возникла эта сеть достоверно неизвестно (говорят, на закате Римской империи), но точно, что она не раз спасала лионцев в трудные минуты. Пройтись по нескольким из почти четырехсот трабулей — долг любого гостя славного города. Это такой же обязательный обряд, как подъем на Фурвьер, неспешная прогулка по Прескилю или стаканчик прохладного бургундского на площади Белькур.

Иди в бушон, съешь машон

Достопримечательностей в Лионе масса, всех не обойти и за неделю. Когда же вы достаточно утомите себя обилием памятников и перепадами высот, значит, пришло время знакомиться с местной кухней. Тем более что она тоже своего рода достопримечательность города.

Первые сведения о лионской кухне относятся к римским временам. До нас дошло даже имя самого известного местного повара той эпохи — Септинамуса, державшего популярный трактир. В эпоху Ренессанса кухня разделилась на изысканную аристократическую и общедоступную народную. Скажем, жившая здесь Мария Медичи выписывала поваров из Флоренции, ну а если вы хотите познакомиться с общедоступной кухней того времени, читайте Франсуа Рабле, который работал врачом в лионском госпитале. Немало из описанного им в знаменитом «Гаргантюа и Пантагрюэле» подсмотрено в Лионе.

Лионская кухня и сейчас делится на высокую и... хорошую. Потому что плохой здесь просто нет. Если вы приверженец первой, то вам стоит знать, что Лион — второй город во Франции по количеству мишленовских ресторанов. А если звездный пафос не слишком заботит ваше самолюбие, а хочется сытно и вкусно поесть, то добро пожаловать в бушон — самое что ни на есть классическое лионское заведение.

Бушон — это народный ресторан, можно сказать, харчевня. Вы не увидите здесь белоснежных скатертей и безупречно одетых официантов, зато найдете простую, семейную атмосферу, сытную вкусную еду и отличное местное вино, чаще всего Кот дю Рон или Божоле. Раньше над такими заведениями вешали пучок сена — буш (bouche), демонстрируя, что путник может найти здесь отдых для себя и своей лошади. Кони теперь все больше железные, но традиция осталась.

А если голод одолел вас с самого утра, то смело заказывайте в бушоне машон — сытный завтрак, которого хватит на весь день. Это блюдо сохранилось с тех времен, когда Лион был городом ткачей. Перед долгим трудовым днем работяги заходили в харчевни и требовали сытный завтрак с вином, что постепенно вошло в традицию.

Внук дедушки Жерлана

Но вернемся к футболу. Много лет в Лионе он ассоциировался со «Стад Жерлан» — старым стадионом местного клуба. Он был заложен (страшно подумать!) еще до Первой мировой войны, и хотя его не раз перестраивали, годы взяли свое. На место ветерана заступил «Стад де Люмьер», торжественно открытый в январе текущего года.

«Стадион света» на треть больше предшественника и вмещает под 60 тысяч зрителей. Расположен он в десяти километрах от центра города в районе Десин. Ехать до него удобно, все продумано заранее.

Общая стоимость проекта составила примерно 450 миллионов евро, из которых 170 миллионов пошло на улучшение прилегающей инфраструктуры, прежде всего транспортной. Эти расходы взял на себя городской бюджет. Остаток финансирования покрыли футбольный клуб «Олимпик» и частные инвесторы. Если есть желание, посмотрите для сравнения на сметы наших стадионов. Глубокий вздох…

< Назад в рубрику