В современном феминизме много течений, и зачастую они противоречат друг другу. Пока одни борются за всеобщее равноправие, другие открыто заявляют о ненависти ко всем мужчинам в мире. «Лента.ру» выяснила, каких взглядов придерживаются популярные блогеры-феминистки.
Леси Грин (Laci Green) можно назвать самой популярной феминисткой на YouTube. В общей сложности ее видео собрали 124 миллиона просмотров, а на ее канал подписались почти 1,5 миллиона человек.
Свой первый ролик, обзор вагинального гормонального кольца NovaRing, она опубликовала еще в 2008 году. Сегодня круг рассматриваемых ею вопросов существенно расширился.
В своих видео она рассуждает о возможности дружбы между мужчиной и женщиной, пытается понять причины мизогинии, говорит о пансексуальности, дает подросткам советы о том, как избежать попадания своих интимных фото в интернет, и даже объясняет, что же такое любовь.
Во многих роликах Грин рассуждает о том, почему сексуальность так табуирована в обществе. Себя же она считает не только феминисткой, но и специалистом по сексуальному образованию.
В своем программном ролике, который называется «Почему я феминистка», Грин объясняет, что значит для нее феминизм, и пытается разрушить несколько популярных мифов о сторонницах движения: она говорит, что не является лесбиянкой, не ненавидит мужчин и не стала монстром из-за «волосатых подмышек».
Основную проблему Грин видит в том, что общественные нормы пытаются обязать женщин и мужчин выглядеть и вести себя определенным образом. Быть женственной или мужественным, по ее мнению, это не плохо и не хорошо. Главное, не ставить свою внешность превыше всего.
В идеальном мире Леси Грин и мужчины, и женщины могут быть как сильными, так и слабыми, проявлять и лидерские качества, и повышенную эмоциональность.
Юлия Демакова — феминистка из Екатеринбурга. Ведет несколько популярных групп во «ВКонтакте», среди них — «Мама знает все» и «#Щастьебытьженой».
Основная идея этих сообществ, большинство из которых насчитывает более 7 тысяч подписчиков,— доказать женщинам, что они необязательно должны исполнять только роль матери, жены или дочери. К примеру, там выступают против слова «мамочка», которое, по мнению женщин, звучит очень снисходительно и оскорбительно.
В сообществах Демаковой во «ВКонтакте» публикуются анонимные истории женщин, столкнувшихся с различными неприятностями. В «#Щастьебытьженой» жалуются на проблемы с мужьями, в «#Щастьебытьдочерью» — на родителей, а «#Щастьебытьматерью» — на своих детей.
В сообществах действует превентивный бан — заблокировать могут даже пользователей, поставивших лайки к «неугодным» комментариям на других страницах. Внутри групп также строгая модерация. Записи, показавшиеся кому-либо (обычно самой Демаковой) оскорбительными, сразу удаляются, а нарушитель отправляется в бан. На ночь комментарии, как правило, отключают.
Демакова выступает против того, чтобы женщин называли слабым полом. Считает, что в обществе до сих пор нет равенства полов.
NixelPixel — видеоблогер по имени Ника. Живет в Москве, работает копирайтером в рекламном агентстве. Выкладывает на свой YouTube-канал с 77 тысячами подписчиков записи песен, которые исполняет под гитару или укулеле, делится рецептами, историями о путешествиях, рассуждает о феминизме.
NixelPixel называет себя интерсекциональной феминисткой. Такие феминистки убеждены, что разные виды дискриминации взаимосвязаны — например, расизм и сексизм. Именно в результате их взаимодействия создается целая система угнетения женщин.
Главные угнетатели в такой картине мира — «белые, цисгендерные, гетеронормативные мужчины». Все остальные — жертвы.
В своих видео о феминизме NixelPixel объясняет различные спорные моменты, но не рассматривает свой блог как площадку для дискуссий. В одном из роликов девушка просит вообще не оставлять комментарии, если зрители негативно настроены по отношению к феминисткам.
По ее мнению, так называемого обратного сексизма, то есть дискриминации мужчин женщинами, не существует. Все, что выглядит как иррациональная ненависть женщин к мужчинам, на самом деле — обоснованная ненависть к угнетателям.
Это оправдывается тем, что мужчины «продают, унижают на работе, называют тупыми шлюхами и насилуют» женщин.
Любовь Калугина — радикальная феминистка из Омска. Ведет блог в «Живом Журнале», администратор группы Proud of Being a Womаn во «ВКонтакте», у которой более тысячи подписчиков.
В своих «манифестах» заявляет, что «выступает против всех форм насилия по отношению к женщине, начиная от хамских шуточек и заканчивая изнасилованием, побоями и убийством женщины», а также против ограничения женских прав.
Калугина ненавидит «мужчин до дрожи в коленях», является «категоричной чайлдфри», а также не испытывает «ни малейшего уважения к трансам, верующим, исламозащитникам, борцунам за права пипл оф колор, сторонницам естественных родов и грудного вскармливания, вегетарианцам».
Она даже создала «доску позора» для тех феминисток, которые, по ее мнению, лишь притворяются участницами движения. Регулярно обновляет список «псевдофеминистских ресурсов».
Кроме того, Калугина напрямую связывает феминизм с гигиеной, а вернее, с ее отсутствием. По ее мнению, мода на чистоту — инструмент насилия над женщиной. Дезодоранты, эпиляция и стремление иметь белые зубы, как считает Калугина, не имеет ничего общего ни с этикетом, ни со здоровьем.
Жители Санкт-Петербурга Даниил Грачев и Даниил Яровиков создали во «ВКонтакте» и в Facebook сообщества с несколькими тысячами подписчиков, которые называются «Школа союзников», где также поднимают проблемы современного феминизма.
Слово «союзник» выбрано не просто так. Дело в том, что во многих феминистических пабликах считают, что мужчина, поддерживающий феминизм, не может называться феминистом.
У такого мнения разные основания, но чаще всего девушки сходятся на том, что слово «феминист» тоже в какой-то степени дискриминирует женщин. В общем, мужчинам рекомендовано называть себя «союзниками».
В качестве девиза своего сообщества Грачев и Яровиков выбрали фразу «Если проблема в мужчинах, то они могут быть и частью решения». В декабре 2015 года в интервью The Village они рассказали о целях своего проекта. Они не могут игнорировать существующие из-за сексизма проблемы, поскольку это было бы равноценно поддержке насилия над женщинами.
На мероприятиях «Школы» обсуждают, как помочь угнетенным женщинам. Мужчинам разрешается вступать в диалог только после того, как высказались все женщины.
«Союзникам» часто говорят, что сексизм и различного рода насилие негативно влияет не только на жизнь женщин, но и на мужчин. В ответ они советуют победить рак простаты, открыть кризисные центры для мужчин и добиться перевода армии на контрактную основу.
Феминизм сегодня не представляет собой какого-то определенного общественного движения с четкой программой, требованиями и планом действий. Подобное наблюдается лишь в маленьких группах с весьма радикальной идеологией.
К движению за права женщин активно подключаются мужчины, но и здесь возникает множество противоречий. В частности, даже в том, как им следует себя называть. Одни считают приемлемым слово «феминист», другие настаивают на профеминисте, а третьи признают только «союзников».
Несмотря на какие-то очевидные общие требования (вроде равной оплаты труда для представителей обоих полов), на большинство проблем современного общества у феминисток (и феминистов) нет единой точки зрения.
Например, интерсекциональная ветвь одобряет трансгендеров и считает их угнетенной группой, а радикальная выступает против мужчин, сменивших или планирующих сменить пол.
Эти идейные разногласия не позволяют феминисткам объединиться. Более того, становится все сложнее понять, за какие именно права и с кем они борются.