21 апреля в Национальном собрании с ежегодным посланием к народу и парламенту обратился президент Белоруссии Александр Лукашенко. В целом речь главы государства протекала в уже давно известном формате и напоминала «старые песни о главном». Но среди всего сказанного прозвучал ряд заявлений, в очередной раз подтвердивших желание официального Минска найти за пределами страны виновных в своих сегодняшних проблемах. В частности, несколько ярких фирменных пассажей глава государства адресовал и ближайшим соседям. Например, Лукашенко сообщил, что не собирается быть мальчиком на побегушках у России. «Лента.ру» проанализировала пламенную речь президента Белоруссии.
Нынешнее послание можно считать своеобразной репетицией перед пятым Всенародным белорусским собранием, которое должно состояться в течение полугода. Именно там президент планирует отчитаться в том, что было сделано и не сделано за минувшую пятилетку, а также предложить основные направления развития страны на несколько лет вперед. И именно там белорусский лидер рассчитывает получить официальную поддержку простых граждан на все те непопулярные реформы, которые уже начались в стране. Поэтому апрельское выступление Лукашенко перед парламентариями стало лишь эмоциональной разминкой, призванной прощупать ситуацию в высших органах управления и среди простых граждан.
Очевидно, что в ближайшие дни по всей республике разъедутся представители официальных социологических служб, чтобы выяснить общественное мнение. А в Минске тем временем будут ждать реакции из Москвы. Недаром Александр Лукашенко в очередной раз упомянул, что он не собирается быть на побегушках у России и считает свою страну равным ей партнером. А дабы усилить эффект, белорусский лидер отметил, что именно Кремль — главное препятствие на пути республики к международному признанию, в то время как мировые державы требуют от белорусов играть более активную и значительную роль в мировой политике. В иные времена эти слова могли бы вызвать удивление. Однако не сегодня, когда руководство Белоруссии открыто взяло курс на сближение с Западом.
По мнению Александра Лукашенко, сегодня на Западе относятся к белорусам более доброжелательно, чем в России, предлагая конструктивное сотрудничество и считая республику «опорой безопасности в регионе». Как оказалось, все те, кто за последние месяцы приезжал в страну, в том числе и «умнейший человек» из Пентагона Майкл Карпентер, никогда не ставили перед Минском выбора — Запад или Россия. Такая постановка вопроса, по мнению белорусского лидера, присуща только Кремлю. Правда, подтвердить или опровергнуть подобное утверждение не представляется возможным, поскольку на официальном уровне ни Москва, ни Брюссель никогда не требовали от белорусов четко определиться со своей внешней политикой. Более того, российская сторона и вовсе всегда подчеркивала, что будет только рада, если Минск нормализует свои отношения с Евросоюзом, так как в условиях санкционного противостояния с Западом это в какой-то степени даже необходимо России.
Вместе с тем Лукашенко не мог не отметить, что, требуя от Белоруссии отказаться от западного вектора, в Москве продолжают тесно сотрудничать с НАТО, ЕС и США. Хотя Минск даже не подписал соглашение об ассоциации с Евросоюзом в отличие от иных соседей России. В данном случае слова президента выражают убежденность белорусского руководства в том, что Москва должна платить за своеобразный нейтралитет республики. А российская сторона, как считает Лукашенко, «не всегда выполняет свои обязательства в рамках Союзного государства и нарушает подписанные соглашения». И это при том, что совсем недавно Белоруссия получила при поддержке России кредит на два миллиарда долларов от Евразийского фонда стабилизации и развития.
Интересно и то, что президент в своей речи затронул весьма щепетильный вопрос, с каждым годом становящийся все более актуальным как в самой республике, так и в двухсторонних отношениях с Россией — «белорусизацию». Александр Лукашенко считает, что ничего подобного в стране не наблюдается и это всего лишь вымысел некоторых «в том числе и провластных рупоров», которые порой доходят «до клеветы». Однако, как говорится, все не так однозначно. Конечно, официально белорусы и русские по-прежнему братья и «быть или не быть с Россией» граждане республики «решили на всенародном референдуме».
Но в стране усиливается национализм, в том числе и на государственном уровне. Происходят весьма специфические процессы: от увеличения количества уроков белорусской литературы в школах и пропагандирования вышиванок до откровенного игнорирования антироссийских выступлений и неприкрытой русофобии. Если принять все это во внимание, фраза Лукашенко о нежелательности возврата к «нацменовским временам», когда «посадили полстраны на чемоданы из-за того, что они русские», уже выглядит как определенное предупреждение Москве.
Все нынешние претензии Александра Лукашенко к России звучали уже не раз. В Минске действительно считают, что Москва обязана содержать республику, а сегодня делает это в недостаточном объеме. Более того, как показала речь президента 21 апреля, аппетиты белорусов растут просто в геометрической прогрессии. Когда глава государства с обидой в голосе говорил о нежелании руководства России покупать Минский завод колесных тягачей (МЗКТ), он отметил, что в свое время предложил россиянам адекватную формулу обмена. «Так вы нам взамен на МЗКТ передайте или продайте месторождения, чтобы мы могли добывать 10 миллионов тонн нефти у вас», — советовал он.
Вот только президент не упомянул, что подобный размен, мягко говоря, не совсем равноценный. В свое время Александр Лукашенко сам заявил о том, что не собирается продавать МЗКТ, а у россиян «мозгов и денег нет», для того чтобы создать подобное предприятие у себя. Впрочем, тогда все же была озвучена сумма, за которую он был готов подумать над данным вопросом — 3 миллиарда долларов США. Если сопоставить эту цифру с приблизительными оборотами нефтяных компаний, добывающих около 10 миллионов тонн нефти в год, то оказывается, что они близки друг другу. И, по всей видимости, это совершенно неслучайно, тем более что оборот МЗКТ составляет всего лишь около 100 миллионов долларов в год, и сумма в 3 миллиарда вряд ли связана с прибылью завода. Впрочем, и тогда, и сейчас Минский завод колесных тягачей остается одним из немногих предприятий республики, которые обеспечены заказами из России. А значит, продавать его при нынешнем раскладе никто не будет.
В целом послание национального лидера к парламенту и народу оказалось довольно предсказуемым, хотя и не было лишено интересных моментов. Отношения с Россией и Западом, как и ситуация внутри республики, интересуют Александра Лукашенко в том же формате, что и прежде. Выяснилось, правда, что для главы государства сегодня крайне важен не только поиск подходов к западным партнерам, но и решение злободневных вопросов в белорусско-российских отношениях. Однако, на его взгляд, вина за имеющиеся двусторонние проблемы лежит только на плечах российского руководства, в то время как белорусы всеми силами стремятся оставаться братским России народом, просто «живущим в собственной квартире».