Ценности
08:10, 25 апреля 2016

Бабки есть? Существует ли модная одежда для тех, кому за...

Владислав Крылов
Вероника Гудкова (Редактор отдела «Ценности»)
Фото: Essdras M Suarez / The Boston Globe / Getty Images

Коллекционер моды и дизайнер Айрис Апфель заявила, что фэшн-индустрия практически не обращает внимания не только на пожилых людей, но и на потенциальных потребителей среднего возраста. «Лента.ру» опросила российских экспертов в области моды, чтобы выяснить, насколько это характерно для отечественного рынка.

Экстравагантная старушка в неизменных круглых очках — постоянный гость модных показов в Нью-Йорке, да и европейские недели моды, несмотря на почтенный возраст (этим летом ей исполнится 95), она периодически посещает. Апфель проработала всю жизнь в весьма специфической области и выполняла заказы самых требовательных клиентов — ее компания Old World Weavers, специализирующаяся на реставрации винтажной одежды и мебели, принимала участие в дизайн-проектах для девяти президентов США (Гарри Трумэна, Дуайта Эйзенхауэра, Джона Кеннеди, Линдона Джонсона, Ричарда Никсона, Джеральда Форда, Джимми Картера, Рональда Рейгана и Билла Клинтона). Сама она стала медиазвездой и, как принято говорить, иконой стиля в 83 года, когда ее обширная личная коллекция одежды и аксессуаров была выставлена в нью-йоркском музее «Метрополитен». Тогда же она начала и карьеру в фэшн-бизнесе, став лицом косметического бренда М.А.С и запустив собственную линию украшений и аксессуаров Iris Apfel Jewellery.

Уникальный статус Апфель позволяет ей выносить на публику суждения, которые в ревнивой и строго блюдущей корпоративную солидарность фэшн-вселенной мало кому сошли бы с рук. Например, в недавнем интервью британской газете The Daily Telegraph она посетовала, что «индустрия моды забывает не только о пожилых людях — она не помнит и о людях среднего возраста. Индустрия моды одержима юностью, что с финансовой точки зрения — настоящее безумие. Они сами накликали на себя свои проблемы, и мне их ничуть не жалко. Многие топовые дизайнеры шьют очень дорогие платья в расчете на фигуры 16-летних — но молодые девушки просто не могут себе такое позволить. В нашей стране (США — прим. «Ленты.ру») такими финансовыми возможностями обладают только женщины в возрасте 65-75 лет. Только у них есть необходимые средства и время их тратить, но как раз им-то труднее всего найти красивую одежду. Это же нонсенс».

Размышления Айрис Апфель обрели неожиданную поддержку и внутри модной индустрии, по крайней мере в России. «Мир модной индустрии полон снобизма и предрассудков о том, что синонимы "мода", например, это "красота" и "молодость", — говорит дизайнер марки KURAGA Елизавета Сухинина. — На мой взгляд, хитрость не только в том, что бренды просто ориентируются на молодую аудиторию, но и в том, что показать дизайн в выгодном свете проще на молодых субтильных и зачастую безликих моделях. К тому же молодежи куда проще навязывать тренды и управлять ее вкусами. Взрослые же женщины обладают своими устоявшимися предпочтениями, поэтому часто выбирают один узнаваемый или привычный бренд, периодически с умом экспериментируя. Однако на своем опыте я понимаю, что Айрис Апфель права относительно покупательной способности различных возрастных категорий. Конечно, нельзя это принимать как абсолютную данность, но в большинстве своем это действительно та аудитория, которая приносит больший процент прибыли. Впрочем, и тут угнаться за всеми не получится, поэтому каждый бренд самостоятельно ищет и изучает своего покупателя во всех возрастных категориях и вкусах. А значит, важно при разработке коллекции также ориентироваться на размерную сетку и особенности фигуры своих покупательниц старшего возраста и быть уверенным в том, что, даже глядя на рекламные съемки стандартных моделей, покупательницы всех возрастов смогут визуализировать себя в подобных образах и подобрать себе что-то».

Некоторые модные журналисты и обозреватели полагают все же, что в высказываниях Апфель много спорного. «Апфель говорит об исконной дихотомии моды, — считает главный редактор журнала PORT Анзор Канкулов. — Ведь только в ХХ веке эта индустрия стала обращаться, если можно так выразиться, к народу. До того мода существовала лишь для тех, кто мог себе это позволить. Существовала в виде ателье, в которых за большие деньги придумывали стиль персонально для человека — так и возникла от-кутюр. Собственно, и сейчас половина модных домов зарабатывают деньги именно так или подобным образом. Это одна сторона. А то, чем недовольна Апфель, это, собственно, масштабирование высокой моды к нуждам обычных людей. Сегодня мода больше занимается установкой неких стандартов, определением трендов — модная индустрия в этом отношении ушла очень далеко от того, чем была когда-то. А с практической точки зрения, мне кажется, что после 40 стоит найти один-два бренда, которые нравятся и подходят, и покупать вещи только у них. В каком-то возрасте надо закончить с экспериментами и найти себя окончательно».

С идеей необходимости возрастного самоограничения не согласен фэшн-блогер Михаил Володин (behandsome.ru): «Не думаю, что есть смысл говорить о каких-либо ограничениях. Особенно применительно к людям, в средствах не стесненным. Во-первых, сегодня какое-то невероятное количество модных брендов, возможностей узнать о них и в итоге найти то, что понравилось бы и подошло. Во-вторых, все более популярным (прежде всего у людей с нестандартной фигурой) становится пошив на заказ — сделают все, что угодно, от костюма до галстука и ботинок. Если возможности позволяют, даже лететь никуда не надо: портные часто гастролируют в Москве. Недавно бизнесмен, который привозит сюда итальянских портных, рассказывал мне, как некоторые его клиенты листают Instagram с фотографиями звезд стритстайла на Pitti и просто показывают итальянцу пальцем, что они хотят. Поэтому какие тут могут быть ограничения? Сегодня возможно все!»

Кирилл Гасилин, модельер, основатель бренда Cyrille Gassiline, склонен рассматривать проблему в социокультурном контексте. «Порожденный в XX веке культ вечной молодости продолжает править бал и в веке XXI-м. Одежда же должна соответствовать "перекроенной старости", то есть молодиться и походить на подростковую моду, — отмечает он. — Нужно понимать, что мода сама ничего не создает, она лишь отражает эпоху и время. Если общество принимает те или иные стандарты жизни, то мода их проецирует и подхватывает. С появлением блогов и соцсетей можно легко отслеживать, как выглядит одежда на почитателях марки. Возможно, это даст толчок многим дизайнерам задуматься и обернуть время вспять. Мне нравится создавать одежду на реальных женщин и мужчин. Признаюсь, это гораздо сложнее, но интереснее».

< Назад в рубрику