Даже сейчас во время экономического кризиса и общего спада пассажиропотока аэропорты только Московского авиационного узла перевозят более 5 миллионов пассажиров ежемесячно. Для одних путешествие по воздуху означает радость и положительные эмоции. Ведь впереди заветный отдых, море, новые яркие впечатления. Но для других это тяжелое психологическое испытание. О том, почему возникает страх полета и как с ним бороться, «Ленте.ру» рассказал пилот, авиационный психолог и основатель центра по борьбе с аэрофобией «Летаем без страха» Алексей Герваш.
«Лента.ру»: Почему люди боятся летать? Влияют ли на это авиакатастрофы и другие инциденты, связанные с авиаперевозками?
Алексей Герваш: Прежде всего отмечу, что нет никакой связи между количеством авиакатастроф и числом аэрофобов. Аэрофобия — психологическое расстройство, которым страдают около 30 процентов людей. Корень аэрофобии — в так называемом дефиците доверия к жизни. В целом люди делятся на две категории. К первой относятся те, для кого мир глобально надежен и безопасен, несмотря на единичные теракты, катастрофы и прочее. Ко второй — те, кто практически всегда и везде видят угрозу и только в единичных ситуациях чувствуют себя в безопасности. Поэтому ни одна авиакатастрофа не окажет серьезного психологического влияния на первую группу, но может послужить еще одним аргументом против путешествия по воздуху для второй.
У людей из второй группы есть несколько иллюзий, которые позволяют им существовать в этом «чудовищно опасном мире». Во-первых, это иллюзия абсолютной безопасности в конкретных местах (например, у себя дома). Улица, автомобили, общественные места «на земле» воспринимаются как относительно безопасные. Другими словами, опасность есть, но либо я «все и всегда контролирую», либо «если что, я сбегу и спасусь». Люди восполняют дефицит доверия к жизни этими иллюзиями и стремлением к тотальному контролю.
Аэрофобы воспринимают самолет как источник опасности — место, откуда невозможно вернуться живым и здоровым. А если это все-таки получилось, то вопреки всему или благодаря счастливому случаю. Кстати, что интересно, среди аэрофобов больше женщин, чем мужчин (соотношение примерно 55 на 45 процентов). При этом женщины намного чаще обращаются за специализированной помощью, стремясь побороть свой страх.
Существует ли какая-то взаимосвязь между страхом полетов и, например, террористической угрозой?
Нет таких, кто боится летать только из-за угрозы терактов. Ведь, как ни печально, это может произойти где угодно. Опасность подстерегает нас повсюду. Может кирпич на голову упасть, можно поскользнуться на лестнице. Но это не означает, что надо сидеть дома. Просто в случае с полетом на самолете у человека отсутствует иллюзия контроля ситуации.
Эксперты установили, что после теракта в США 11 сентября 2001 года действительно наблюдался коллективный стресс и многие стали реже летать между Нью-Йорком и Вашингтоном, предпочитая ездить на автомобиле. При этом многократно увеличилось количество аварий и возросла смертность на дорогах. Подсчитано, что количество жертв страшного теракта в США приближается к 40 тысячам человек. Непосредственно 11 сентября погибли около трех тысяч человек, а остальные — так называемые «сопутствующие» жертвы, те, кто погиб в результате аварий, которых не должно было произойти.
Можно ли победить аэрофобию? И если да, то как именно?
Да, вылечить можно практически любого аэрофоба. Всего у 2 процентов аэрофобов эта проблема находится за гранью психологии, перешла на уровень психиатрии. Но, что интересно, остальные 98 процентов считают, что они как раз и входят в эти 2 процента.
В российском обществе не вполне адекватное отношение к аэрофобам. Их не понимают и не воспринимают их страхи всерьез. Что говорить — у нас отсутствует культура обращения за помощью к психологам в принципе. Скажем, если в Голландии у человека болит голова или спина, он идет к врачу и решает свою проблему. В России же большинство сначала займется самолечением, потом испробует «верные» советы друзей и знакомых, и только если все это не поможет, обратится за помощью к врачу. Таков наш менталитет. А аэрофобы к тому же особо мнительные и недоверчивые по натуре люди, они тянут до последнего, чтобы не признавать наличие проблемы. Например, подавляют страх алкоголем.
Но разве это не одно из возможных решений проблемы? Выпил перед полетом пару бокалов вина и прекрасно проспал весь рейс…
Нет, алкоголь только усугубит страх. Во-первых, спиртное сильно влияет на вестибулярный аппарат. Состояние полета уже нестандартно для организма, алкоголь же многократно усиливает эти ощущения. Во-вторых, в сознании четко формируется схема: «я употребляю алкоголь, чтобы устранить себя из этой среды, значит, та ситуация, в которой я нахожусь, опасна». Так человек еще сильнее на подсознательном уровне формирует связь между опасностью и самолетом, и выбраться из этой ловушки самостоятельно ему все сложнее.
Многие боятся зон турбулентности…
Это лишний раз показывает, что нет никакой связи между аэрофобией и рисками. Самолет в зоне турбулентности — это стандартная ситуация, к которой абсолютно приспособлен и борт, и экипаж. Многим кажется, что, когда самолет «трясет», с ними что-то не в порядке. На самом деле это никак не связано с безопасностью полета. Но страх не поддается логике. Мнительный, тревожный человек склонен придумывать, фантазировать и создавать свое собственное «кино», в котором турбулентность — синоним опасности.
Страх полета — это такой же страх, как клаустрофобия или боязнь высоты и тысячи других фобий. Аэрофобы боятся не из-за того, что не понимают, как и почему летает самолет. У этого страха психологические причины. И бороться с ними поможет психология, а не только лишь логика и здравый смысл.
Уделяют ли внимание проблеме аэрофобии сами авиакомпании?
Сегодня в мире есть около 50 центров по изучению аэрофобии и борьбе с ней. И 40 из них функционируют при крупных авиакомпаниях. Проблема боязни полетов не нова и глубина ее очевидна. Крупные перевозчики понимают, что 30 процентов аэрофобов — это сотни тысяч потенциальных пассажиров.
А как с этим обстоят дела в России?
Отечественные авиакомпании эту проблему стараются не замечать. В нашей стране существует единственный специализированный центр по борьбе с аэрофобией — «Летаем без страха», где применяется оригинальная психологическая методика. Терапия состоит из двух частей: лекции, беседы, разбор совместных полетов и т.д., а также самостоятельная работа, то есть самостоятельные полеты. В ходе курса обсуждаются индивидуальные причины аэрофобии у каждого пациента, выявляется ошибочное и формируется правильное мышление относительно авиаперелетов, разбираются и корректируются логические цепочки, связанные с восприятием полета. Мы учим, как справиться с паническим расстройством, страхом, другими проявлениями аэрофобии, как контролировать свои эмоции. Также непременно проводится и обязательный авиаликбез, где просто и понятно рассказывается, как летает самолет, что его держит в воздухе, что такое турбулентность и многое другое.
У клиентов есть возможность увидеть полет глазами пилотов — на тренажере Boeing 737, получив объяснение всех происходящих технологических процессов. Также с помощью виртуальной реальности мы можем смоделировать полет и таким образом подготовиться к нему еще на земле. Наконец, по желанию организуем совместный полет, чтобы в реальных условиях проверить свои успехи по борьбе с аэрофобией.
Вторая часть терапии продолжается всю оставшуюся жизнь. Но, как правило, те, кто проходят наш курс, в дальнейшем успешно летают самостоятельно, забыв, что такое страх полета. Мы помогли уже примерно 7 тысячам человек избавиться от аэрофобии.
Что делать, если у вас или у вашего соседа приступ паники?
Как ни банально это звучит, постарайтесь успокоиться. Поймите: волнение перед полетом — это нормально. Тут нет ничего необычного. Ведь полет на самолете для нас — нестандартная ситуация. Большинство не летают каждый день. Так что испытывать легкое волнение вполне допустимо.
Но аэрофобия — это реальная фобия, а значит, довольно серьезное расстройство. И вылечить его алкоголем, разговорами с друзьями, советами посмотреть телевизор, послушать музыку или разгадать кроссворд, увы, не получится. Все это только сформирует «навыки неправильного полета», когда человек изобретает себе ряд ритуалов и старается неукоснительно следовать им. К таковым относится, например, тщательная проверка того, что мобильный телефон выключен во время взлета и посадки. Аэрофоб очень серьезно относится к этой просьбе экипажа и требует от всех окружающих немедленно выключить телефоны и планшеты. Неужели вы думаете, что безопасность воздушного судна стоимостью 300 миллионов долларов зависит от включенного мобильного? Самолет — сложная конструкция, где все продумано до мелочей и любая система многократно дублируется. Поэтому в идеале во время полета у человека должно быть такое же ощущение, как, например, при поездке в трамвае.
Мой главный совет: не читать советы дилетантов в интернете, а трезво оценить свое состояние. Относитесь ли вы к 70 процентам обычных людей, которые просто волнуются перед полетом, или все же попадаете в оставшиеся 30 процентов аэрофобов. Если вы во второй группе, лучше всего обратиться за профессиональной помощью. Стесняться этого не надо.