После первого тура президентских выборов в Австрии, состоявшегося 24 апреля, с большим отрывом лидирует кандидат от крайне правой Австрийской партии свободы (АПС), известной жесткой антимигрантской риторикой. 45-летнего Норберта Хофера поддержали 36 процентов избирателей. Единомышленники Хофера из правых и евроскептических партий по всему Евросоюзу расценили его успех чуть ли не как собственную победу. Хотя полномочия главы государства в парламентской республике сведены к минимуму, то, что кандидат от АПС вышел в финал президентской гонки, само по себе говорит о многом.
«Это далеко не самый яркий политик в партии», — утверждают австрийские газеты. И действительно, биография Норберта Хофера не потрясает воображение. Известно, что он с юности симпатизировал правым, хотя его отец был ярым сторонником консервативной Австрийской народной партии, идеология которой схожа с немецкой ХДС. В большую политику подался спустя шесть лет после окончания Технического колледжа авиационных технологий в Айзенштадте. Начав с должности секретаря Партии свободы в Бургенланде, за 10 лет поднялся до ближайшего советника нынешнего лидера партии Хайнца-Кристиана Штрахе. Три года назад Хофер стал вице-спикером парламента.
На выборы он шел, обещая бороться с безработицей, добиваться улучшения системы здравоохранения и защищать окружающую среду. Но к успеху его привела прежде всего антимигрантская риторика. Ничего нового, по сути, он не говорил — Партия свободы и раньше стояла на этих позициях, но миграционный кризис в Евросоюзе сделал граждан Австрии более чуткими к словам борцов с понаехавшими. На руку Хоферу сыграла даже его давняя любовь к огнестрельному оружию (в Австрии оно легально). По его словам, «неудивительно, что в Австрии во времена миграционного кризиса стремительно растет спрос на оружие». «В такие неспокойные времена люди хотят защищать себя», — не раз повторял Хофер во время президентской кампании, не забывая добавить, что сам практически не расстается с пистолетом «Глок».
Нашли отклик у избирателей и его речи о том, что политика Брюсселя вредит национальным интересам Австрии. В частности, Хофер утверждал, что руководство ЕС под давлением США навязало странам-членам союза антироссийские санкции, которые «вредят как Австрии, так и Евросоюзу в целом». За эти высказывания Хофер даже снискал реноме «пророссийского кандидата», что, впрочем, не помешало ему на 16 процентов опередить своего главного соперника на президентских выборах — экономиста Александра Ван дер Беллена, ранее возглавлявшего Партию зеленых.
Успех Хофера вызвал восторг у его единомышленников по всему Евросоюзу. «Искренние поздравления моим друзьям из Австрийской партии свободы в связи с таким невероятным результатом. Браво!» — откликнулась в Twitter глава французского «Национального фронта» Марин Ле Пен. К поздравлениям присоединились и другие видные евроскептики — лидер голландских правых Герт Вилдерс и руководитель итальянской «Лиги Севера» Маттео Сальвини.
Ликование правых как в самой Австрии, так и за ее пределами легко объяснимо — последний раз АПС добивалась серьезного успеха 17 лет назад. На протяжении своей более чем шестидесятилетней истории партия пользовалась определенной поддержкой австрийцев. Однако настоящим триумфом для АПС стали выборы 1999 года, когда ее поддержали 27 процентов избирателей, обеспечив тем самым 52 места в парламенте. В итоге Партия свободы оттеснила прежних фаворитов и, объединившись с Народной партией, сформировала коалиционное правительство.
Однако победа оказалась пирровой — в Брюсселе новое австрийское руководство приняли в штыки, и страна превратилась в изгоя: 14 европейских государств фактически прекратили сотрудничество с Веной. Израиль и вовсе отозвал посла. Чтобы разрядить обстановку, тогдашний лидер АПС Йорг Хайдер подал в отставку. Имиджу партии был нанесен серьезный ущерб. Возникшие в рядах АПС разногласия лишь усугубили ситуацию, и в результате на следующих парламентских выборах крайне правые с треском провалились, втрое снизив свои показатели.
Столь резкая реакция мирового сообщества на победу АПС в 1999 году связана с тем, что эту партию в свое время организовали бывшие члены НСДАП, отставные офицеры Вермахта и Ваффен-СС. Более того: родители самого Йорга Хайдера состояли в нелегальной нацистской организации, а в период аншлюса Австрии в 1938 году перешли в НСДАП.
Среди нынешних членов Партии свободы хватает тех, чьи высказывания очень далеко выходят за рамки политкорректности. Так, член парламента от АПС Сюзанна Винтер, выступая в 2007-м на новогоднем съезде партии, назвала пророка Мухаммеда «растлителем малолетних», написавшим Коран «во время эпилептического припадка». Помимо этого, Винтер предостерегла австрийцев от «мусульманского миграционного цунами», заявив, что ислам «вообще не является настоящей религией».
Винтер предлагала отбирать водительские права у женщин, носящих хиджаб, выступала против строительства мечетей, а также настаивала на использовании слова «негр». Рассуждая о чернокожих жителях Граца, она однажды заметила: «В их генах есть что-то такое, из-за чего у них так мало чувства собственного достоинства и слишком много чувства превосходства».
Сын Винтер пошел еще дальше, потребовав «завести в городском парке отару овец для борьбы с изнасилованиями, совершаемыми мусульманами», поскольку «сексуальные отношения с животными, похоже, имеют в исламе древнюю традицию».
Хотя Винтер в прошлом году была изгнана из рядов АПС, шлейф скандальных заявлений и намертво прилипший к партии ярлык ксенофобской или даже нацистской организации могут помешать Хоферу занять президентское кресло. Готовы ли австрийцы простить представителю Партии свободы прежние грехи АПС, станет ясно 22 мая, когда состоится второй тур выборов.