Интернет и СМИ
00:10, 29 апреля 2016

В деньгах счастье Почему стоит научиться платить за фильмы и музыку в сети

Владимир Тодоров
Фото: Jean-Paul Pelissier / Reuters

В последние годы в России развернулась масштабная борьба с интернет-пиратством. Главная победа правообладателей — блокировка самого популярного торрент-трекера RuTracker и возможность быстро ограничивать доступ к нелегальному контенту. Однако, как показывает мировая практика, для победы над пиратами недостаточно только запретительных мер. Пользователи должны осознать необходимость платить за музыку, кино и книги. «Лента.ру» вспомнила примеры удобных интернет-сервисов, за которые не жалко отдать деньги.

Война до последнего пирата

Проблема пиратства возникла вместе с интернетом. В Рунете долгое время практически не было удобных площадок с легальным контентом, зато пользователи быстро освоили пиратские сайты и торрент-трекеры. Более того, сформировалось мнение, что платить за кино и музыку в интернете совершенно необязательно.

В 2013 году в России вступил в силу «антипиратский» закон. Правообладателям дали возможность через суд ограничивать нелегальное распространение фильмов и сериалов, а ответственность за окончательную блокировку и мониторинг пиратских ресурсов возложили на Роскомнадзор. С мая 2015 года под действие закона попали музыка, книги и софт, а владельцам контента разрешили напрямую требовать от сайтов удалять нелегальные файлы. После двух судебных разбирательств в Мосгорсуде пиратские сайты стали блокировать навсегда.

Одна из громких побед правообладателей — ограничение доступа к самому популярному торрент-трекеру постсоветского пространства RuTracker.Org. Любопытно, что администрация сервиса и пользователи по сути согласились на блокировку в России, не желая удалять 320 тысяч нелегальных раздач. Россияне лишились и еще ряда известных трекеров, в том числе Kinozal.tv и Rutor.Org. В 2016 году Роскомнадзор рассчитывает навечно заблокировать еще 15 подобных ресурсов.

Однако ограничение доступа к популярным пиратским сайтам не решило проблемы правообладателей окончательно. Россияне научились обходить блокировки, а найти нелегальную музыку и фильмы на просторах Рунета по-прежнему не составляет особого труда. И владельцы контента прислушались, наконец, к экспертам, давно говорившим о необходимости популяризации легальных онлайн-сервисов.

В начале апреля эту проблему на одной из крупнейших международных конференций правообладателей обозначил президент совета Российского союза правообладателей (РСП), известный кинорежиссер Никита Михалков. По его словам, для борьбы с пиратами нужно выстроить целую систему взаимоотношений между владельцами контента и пользователями, в которой первые получали бы вознаграждение, а вторые — качественный контент по доступной цене.

Той же позиции придерживается и министр связи Николай Никифоров. На форуме «РИФ+КИБ 2016» он с удовлетворением отметил, что всего за год число россиян, покупающих легальный контент в сети, возросло с 12 миллионов до 18 миллионов человек. Добиться этого удалось не только за счет активной борьбы с пиратством, но и благодаря росту популярности легальных онлайн-сервисов, чья выручка, по данным компании J`son & Partners, увеличилась на 15 процентов.

Более того, выполненное в 2015 году по заказу Медиа-коммуникационного союза (МКС) исследование о причинах и масштабах пиратства в России показало, что только четыре процента потребителей принципиально не готовы платить за контент, а 12 процентов считают его стоимость слишком высокой.

Дальнейшее развитие легальных онлайн-кинотеатров, стриминговых сервисов и интернет-библиотек — одна из главных тем организованного Институтом развития интернета и МКС форума «Интернет+Медиа», который пройдет в Москве 10-11 мая.

Музыкальный рай

На Западе индустрия легального контента активно развивается с середины 2000-х годов. Правообладатели в США и Европе быстро поняли, что бороться с пиратскими ресурсами вроде музыкального сервиса Napster можно не только с помощью блокировок и многомиллионных судебных исков, но и посредством создания конкурентных продуктов, за которые пользователи готовы платить деньги.

Один из первых подобных продуктов — открывшийся в конце 2008 года стриминговый сервис Spotify. Запустившие проект шведы Дениэл Эк и Мартин Лоренцтон понимали, что вряд ли сразу заставят пользователей платить, поэтому позволили им бесплатно слушать музыку в течение месяца.

Потом — либо постоянно любуйся рекламными объявлениями, либо приобретай подписку, автоматически повышающую качество звука и позволяющую воспроизводить любимые композиции без подключения к интернету.

Идея сработала — цена в 10 долларов в месяц и удобный интерфейс принесли Spotify более 75 миллионов пользователей, из которых 30 миллионов приобрели платную подписку. Сервис постоянно расширяет фонотеку, взаимодействуя с исполнителями и лейблами, а также исправно платит отчисления правообладателям.

На успех Spotify обратили внимание гиганты интернет-индустрии. В конце 2011 года компания Google представила свой сервис Play Music. Популярность ему обеспечила операционная система Android, где приложение входит в число предустановленных. Google тщательно работает над локализацией сервиса под каждый регион, а также постоянно вводит новые опции — например, подкасты и анализ музыкальных предпочтений пользователей. Немалую роль играет и относительно низкая стоимость подписки: для россиян — всего 159 рублей.

В июне 2015 года стартовал Apple Music. Поскольку компания Apple позже всех вышла на рынок потоковой музыки, ей пришлось привлекать пользователей не только возможностью бесплатно слушать музыку в течение трех месяцев, но и расширенной базой из 35 миллионов композиций, интеграцией с iTunes и активным сотрудничеством со многими популярными исполнителями. Рэпер Дрейк согласился эксклюзивно представить там свой новый альбом, а певица Тейлор Свифт вдобавок к этому снялась в рекламе сервиса. В итоге платную подписку на Apple Music уже оформили 10 миллионов человек.

Все эти сервисы объединяет одно — они успешно договорились с крупнейшими мировыми звукозаписывающими лейблами, в том числе Universal Music Group, Sony Music Entertainment, EMI и Warner Music Group. Да, правообладателям пришлось смириться, что их доходы от подписок пользователей в обозримой перспективе будут в разы ниже, чем от продаж пластинок, но это все равно лучше, чем терпеть многомиллионные убытки от нелегальных скачиваний. Пользователи же готовы платить около 10 долларов в месяц за обширную музыкальную базу и удобный интерфейс.

Похожей концепции придерживается и основанный еще в 2010 году российский сервис «Яндекс.Музыка». Платная подписка и договоренность с основными российскими лейблами позволили ему привлечь более 13 миллионов ежемесячных пользователей. О запуске платного музыкального приложения с похожей моделью монетизации недавно объявила и социальная сеть «ВКонтакте».

Соблазнительные сериалы

В отличие от музыкальной индустрии, рынок кино долгое время не хотел переходить на стриминговую модель. В США доходы кинокомпаниям обеспечивало кабельное телевидение.

Все изменилось в 2013 году, когда стриминговый сервис Netflix поддержал моду на приглашение в многосерийные проекты высокобюджетных голливудских актеров и самостоятельно снял сериал «Карточный домик» с Кевином Спейси. Теперь Netflix массово крадет подписчиков у американских кабельных сетей, заманивая их низкой месячной абонентской платой в 10 долларов и эксклюзивными материалами. Помимо уже упомянутого «Карточного домика», триллера о Пабло Эскобаре «Нарко» и комедии о буднях женской тюрьмы «Оранжевый — хит сезона», сервис вовремя договорился с боссами Marvel и теперь дополняет их киновселенную успешными сериалами «Сорвиголова» и «Джессика Джонс».

В январе 2016 года сервис начал полноценную работу в 130 странах мира, в том числе в России, и в середине апреля число его подписчиков возросло до 81,5 миллионов, а выручка достигла почти двух миллиардов долларов. И это несмотря на серьезную конкуренцию с Hulu и Amazon Prime. Первый недавно закончил показ весьма удачного мини-сериала 11.22.63 с Джеймсом Франко по роману Стивена Кинга, а второй готовится представить новое автошоу с бывшими ведущими Top Gear Джереми Кларксоном, Джеймсом Мэем и Ричардом Хаммондом.

Западные стриминговые сервисы — это низкая цена подписки и удобство интерфейса, а также доступный только подписчикам эксклюзивный контент. Важную роль играет и кроссплатформенность — смотреть сериалы того же Netflix или Hulu можно с любого устройства, будь то Smart TV или планшет.

< Назад в рубрику