Спорт
11:13, 30 апреля 2016

«Российским судьям не хватает профессионализма» Николай Левников о Сергее Карасеве и мировом футбольном арбитраже

Беседовал Михаил Потапов
Сергей Карасев
Фото: Александр Кулебякин / Russian Look / Globallookpress.com

Председатель судейско-инспекторского корпуса РФС Николай Левников рассказал «Ленте.ру» о ситуации с единственной российской бригадой на чемпионате Европы-2016, о главной проблеме российских арбитров, о нововведениях в футбольных правилах и многом другом.

«Лента.ру»: Антон Аверьянов, помощник Сергея Карасева, не сдал тест на физическую готовность и не поедет на Евро-2016. Как вы восприняли эту новость?

Николай Левников: Я был на этом семинаре, где арбитры, и в частности Аверьянов, сдавали нормативы. К сожалению, Антон чуть-чуть не уложился. Это в первую очередь его личная трагедия. Антон — очень сильный арбитр и заслужил поездку на Евро. Он усердно готовился, но, увы, сдал из трех нормативов два. Его отсутствие никоим образом не отразится на российской бригаде, УЕФА предусмотрела такие случаи. Кто-то может получить травму, кто-то по другой причине не сдать норматив, поэтому перед сбором было выбрано не четыре ассистента, а пять. Четверо из них сдали нормативы и едут на Евро, у России будет полноценная бригада. Раньше же было так, что если кто-то один не сдал — не едет вся бригада.

Какой тест не сдал Аверьянов?

Короткую дистанцию, 40 метров. Норма УЕФА немного отличается от той, что арбитры сдают в РФС. В России норматив — шесть секунд ровно, Антон всегда спокойно в него укладывался, но в Европе норматив 5,8. Антон пробежал за 5,83. Ему не хватило трех сотых секунды. У него была вторая попытка, но он пробежал ровно с тем же результатом. В его возрасте (43 года) скорость увеличить практически невозможно, как бы человек ни тренировался.

В каком составе российская бригада отправится на Евро-2016?

Возглавит бригаду, как и планировалось, Сергей Карасев. Лайнсмены — Тихон Калугин и заменивший Аверьянова Николай Голубев. Дополнительными ассистентами назначены Сергей Лапочкин и Сергей Иванов.

Последним российским арбитром, работавшим на крупных международных турнирах, был Валентин Иванов, обслуживавший матчи чемпионата мира 2006 года. С чем связано столь долгое отсутствие россиян на крупнейших футбольных турнирах?

Это очень непростой вопрос. Думаю, дело в том, что нам не хватало внутренней конкуренции среди арбитров. Опытные судьи завершили карьеру, мы сильно омолодили состав, и те, кто был наверху тогда, очень легко из года в год становились лучшими здесь, но с зарубежными арбитрами соперничать не могли. Для этого необходима очень серьезная внутренняя конкуренция. К тому же, мне кажется, что есть некоторые отличия между нашими арбитрами и зарубежными. Будучи на последнем семинаре, где сдавали тесты для отбора на Евро-2016, я видел, как работали иностранные судьи: они только прилетели на семинар, на следующий день у них сдача нормативов, но почти все вечером тренировались по полной программе. Понимания, что надо постоянно работать профессионально и запредельно, большинству наших арбитров не хватает.

Смог ли на ситуацию повлиять итальянец Роберто Розетти, занимавший пост главы судейского корпуса РФС в 2011-2013 годах?

Нет, не смог. Просто в эти годы выросла целая группа арбитров, и конкуренция значительно усилилась. Важно не просто поехать на крупный турнир, нужно еще быть там востребованным на самых высоких стадиях. Это же касается и Лиги чемпионов, и Лиги Европы. Стремиться нужно к тому, чтобы судить как минимум полуфиналы, а для этого надо еще больше работать. Надо продолжать повышать ответственность и профессионализм арбитров.

Почему в УЕФА среди российских рефери выделяют именно Карасева?

У нас сейчас девять арбитров ФИФА. Только они теоретически могут куда-то попадать. Из них к серьезным матчам привлекаются двое — Владислав Безбородов и Сергей Карасев. Они лучше остальных, но у Карасева есть преимущество перед Безбородовым — возраст. Теоретически Сергей может отработать и на чемпионате мира-2018. Отличный шанс был у Алексея Николаева, но он по некоторым судейским параметрам снизил к себе требования. Я вообще, считаю, что Николаев — один из сильнейших арбитров. Если бы он не снизил к себе требования в 2007-2009 годах, мы бы не ждали так долго отечественных судей на крупных турнирах. Остальные пока слишком молоды. Ушло поколение Иванова, Егорова, а молодые не прогрессируют так быстро, как хотелось бы.

У каких молодых российских арбитров есть перспектива дорасти до топ-уровня по европейским меркам?

У нас есть судьи, которые совсем недавно появились: Сергей Лапочкин, Кирилл Левников, Виталий Мешков, Сергей Иванов. Они еще не успели дорасти до топ-группы, но у них есть потенциал. Такие арбитры, как Михаил Вилков и Сергей Николаев, немножко задержались в своем развитии.

В сезоне-2015/16 в РФПЛ ввели исчезающий спрей. Насколько это нововведение себя оправдало?

У нас он пока не очень активно используется, но, к моему удивлению, он серьезно помогает. С ним намного легче управлять игроками при установке стенки. Я был одним из тех, кто не очень верил в это новшество, но игроки действительно придерживаются этой нарисованной линии. С точки зрения ускорения игры и управления футболистами, это новшество полностью себя оправдало.

В Англии арбитры не дают свистков без серьезного повода. В Испании — напротив: свистят при малейшем контакте. Какая манера вам ближе, какую считаете правильной?

Тут дело в том, что менталитет игроков сильно отличается. В Испании футболисты очень болезненно реагируют, когда против них, по их мнению, нарушают правила. В Англии игроки привыкли к другой манере судейства и не реагируют, если арбитр пропускает незначительные нарушения и позволяет бороться. Мое твердое убеждение: современный судья должен проводить игру с наименьшим количеством остановок. Думаю, что болельщики ждут этого и от российских арбитров. Это риск, потому что игра может в любой момент выйти из под контроля, но для зрелищности футбола это необходимо. Главное — точно определить границу дозволенного и не перегнуть палку. Словом, стремиться нам надо к английской манере судейства.

Назовите тройку лучших арбитров в Европе на сегодняшний день?

Мне очень импонирует турок Джюнейт Чакыр, судивший недавний полуфинал Лиги чемпионов между «Манчестер Сити» и «Реалом». Очень классно судит итальянец Никола Риццоли, отработавший финал чемпионата мира-2014, а на третье место поставлю немца Феликса Брыха. За этими тремя есть еще группа из тех, кто находится почти на их уровне: это и англичанин Клаттенбург, и венгр Кашаи, и голландец Кюйперс, и швед Эрикссон. Скорее всего, кто-то из них будет судить финал чемпионата Европы.

Недавно в футбольные правила внесли изменения. В частности, было отменено правило тройного наказания: пенальти, удаление и дисквалификация вратаря за фол в штрафной площади. Что вы думаете об этом нововведении?

Считаю его правильным. Если вратарь старается сыграть в мяч, но нарушает правила, то удалять его и одновременно назначать пенальти — это перебор. Но мы все должны помнить, почему вводилась эта норма и почему ФИФА ее так долго не отменяла, несмотря на призывы. В 80-е годы резко упала результативность футбола во всем мире, на стадионы перестали ходить зрители, и вот тогда пошли на это революционное изменение. Голкиперов начали удалять и наказывать дисквалификацией, поводов для этого у судей хватало, и результативность футбола резко поднялась.

Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB) одобрил тестирование видеоассистентов главных судей. Они будут помогать арбитрам принимать решения в спорных моментах при определении офсайда, удалении игрока и назначении пенальти. На ваш взгляд, это поможет футболу или, наоборот, помешает?

Я к этому отношусь очень настороженно. Если это не скажется негативно на динамике игры, если не будет слишком долгих пауз, то замечательно. Все, что делается в помощь арбитру, — на пользу футболу, ведь важно, чтобы восторжествовала истина. Но в футболе зачастую не бывает черного и белого: смотришь повторы с разных ракурсов десятки раз и не приходишь к однозначному выводу. Очень часто разные арбитры оценивают одну и ту же ситуацию по-разному. Единственное, что можно будет быстро определить, — это офсайд, и то, если момент четко попал в объектив офсайдной камеры. Посмотрим, как это нововведение приживется, пока я настроен скептически.

< Назад в рубрику