Россия
18:54, 1 мая 2016

Вывел «Формулу» без политики Президент России предпочел спорт мировым проблемам

Татьяна Меликян
Фото: Иван Секретарев / AP Photo

В России в третий раз состоялись «королевские гонки». «Формула-1» с аншлагом проревела в Сочи. Соревнования посетил и президент России Владимир Путин. Но если в предыдущий раз он использовал эту площадку для политики, обсудив на трибунах с наследным принцем Абу-Даби ситуацию в Сирии, то теперь гонки прошли без проблем мирового масштаба. Зато с аварией в первом же круге.

«Честно, ну какого черта он делает? Он врезался прямо в меня!» — ворвались в эфир крики пилота «Феррари» Себастьяна Феттеля. Далее следовала непереводимая игра английских и немецких слов. Гонка началась с аварии. Россиянин Даниил Квят из команды «Ред Булл» на первом же круге дважды врезался в заднюю часть болида Феттеля. После второго контакта немецкий гонщик потерял управление, угодил в ограждение и не смог продолжить гонку. Квят вынужден был заехать в боксы для смены носового обтекателя, а позднее был наказан 10-секундным штрафом.

«Мне некуда было деваться, — продолжал возмущаться уже после аварии расстроенный Феттель. — Довольно странно, что гонщики, которые едут сзади, не пользуются тормозами». Позже он немного остыл и признал, что обидно и самому виновнику аварии: «Я ведь его тоже в итоге ударил, но считаю, что с его стороны не было необходимости так агрессивно атаковать. Ведь вся гонка была впереди».

На трибунах «Сочи Автодрома» в этот день яблоку негде было упасть. Билеты на все 55 тысяч мест были проданы. Два года подряд российский этап «королевских гонок» проходил с аншлагом, и организаторы не сомневались, что так же будет в 2016 году. Прогноз оправдался: болельщики в очередной раз проголосовали рублем. Организаторы признавались, что мечтают о сотне тысяч зрителей на трибунах. Но до этого еще минимум три года — «Формула-1» будет проводиться в Сочи до 2020-го.

Популярность «королевских гонок» в России неудивительна. Удивительно, что она выражается материально. Цены на билеты высокие. Не спасают даже пакеты специальных предложений и прочие хитрости для привлечения аудитории. На этот раз проход в зону свободного размещения обошелся любителям гонок в 5 тысяч рублей, трибуна Даниила Квята — почти в 10 тысяч рублей, место на главной трибуне — минимум в 18 800 рублей, а ложа премиум-класса — в 49 тысяч. Для тех, кому и целого премиума мало, предлагались «золотые» ложи (129 тысяч) и «платиновые» места (162 тысячи).

В последний день гонок, выложив за билет немалые суммы, можно было, например, получить в подарок шоколадное пасхальное яйцо. Поскольку финал совпал с православной Пасхой, организаторы угощали гостей по традиции — пасхой и яйцами. Такой подарок доставили и в офис владельца «Формулы-1» Берни Экклстоуна, а также вице-премьера России Дмитрия Козака. Праздничные угощения появились и в кафе для прессы.

Козак стал главным ньюсмейкером. Выйдя к гаражным боксам автогонщиков, он закономерно столкнулся и с прессой. И первый же вопрос был о затратах на строительство трассы. На взгляд Козака, они вернутся за 5-7 лет. «Операционные расходы трассы полностью окупаются за счет билетной программы. Проведение "Формулы-1" демонстрирует бюджетную эффективность за счет российского туристического потока. И все налоги, которые поступают в федеральный и региональный бюджеты, полностью окупают затраты», — заявил Козак журналистам.

По его словам, проведение в России ночных гонок в рамках чемпионата мира по автогонкам класса «Формула-1» — вопрос решенный. Но для этого необходимо 300 миллионов рублей. «Вчера провели переговоры с Экклстоуном о том, чтобы перезаключить контракт с инвестором, который в дальнейшем будет полностью финансировать проведение Гран-при. После замены управляющей компании будем вести переговоры о дополнительных инвестициях, требуемых для ночной гонки», — объяснил Козак. Он не отрицал, что в роли такого инвестора готов выступить «Лукойл».

Вице-премьер также прокомментировал конфликт с региональными чиновниками. В октябре прошлого года парламентарии Краснодарского края попросили правительство возместить из федерального бюджета расходы на трассу в Сочи и проведение двух Гран-при. В постановлении отмечалось, что из краевой казны было потрачено более 13 миллиардов рублей. «Никаких оснований для того, чтобы компенсировать Краснодарскому краю расходы на строительство, нет, поскольку эта трасса была построена полностью за счет субсидий из федерального бюджета», — отметил вице-премьер. Он также добавил, что власти не планируют передавать «Сочи Автодром» в федеральную собственность.

Трассу в олимпийском парке строила компания, принадлежащая Краснодарскому краю. Проект непрерывно дорожал. В 2011 году предполагалось, что он обойдется российскому бюджету в 6 миллиардов рублей, а в итоге его стоимость приблизилась к 16 миллиардам. Кроме того, за право провести соревнование Россия ежегодно вносит владельцам гонок более 40 миллионов долларов. Организаторы в основном зарабатывают на рекламе и продаже билетов, хотя и отсюда процент отчисляется компании Берни Экклстоуна. В большинстве стран гонки «Формулы-1» убыточны, и Россия, несмотря на оптимистичные заявления Козака, вряд ли исключение.

Долгие годы российским фаворитом за право принять гонку считалась Москва. Экклстоун вел переговоры еще с Леонидом Брежневым. Генсек и сам любил дорогие автомобили и был поклонником автогонок. Обсуждались разные варианты, например, почти варварский — трасса вокруг Кремля, частично по Красной площади. После распада СССР Экклстоун возобновил переговоры уже с мэром Москвы Юрием Лужковым. Столичный градоначальник не раз говорил о намерении провести полноценный этап гонки. Но не смог согласовать финансовые вопросы. В результате российская столица получила рекламный вариант «Формулы», когда в страну приезжает несколько пилотов и проводит демонстрационные заезды.

Договориться с Краснодарским краем (а точнее, конечно, с Владимиром Путиным) оказалось проще. Приход гонок в постолимпийский Сочи должен был показать, что после завершения Игр жизнь в кластере не закончится. Ежегодный этап «Формулы-1» — это и реклама городу, и международный престиж.

Правда, за это приходится дорого платить. Главный источник доходов владельцев гонок — взносы за право проведения Гран-при. И каждый год эти взносы растут. Может, поэтому так туманно звучали слова Экклстоуна о том, хотел бы он увидеть в календаре чемпионата еще один Гран-при России. «Посмотрим. Мы были бы рады», — сказал владелец гонок.

В том, что касается не финансовых, а дружеских отношений с российскими властями, Берни Экклстоун был определеннее. Он не раз говорил о том, как восхищается Владимиром Путиным. Российский президент — человек, способный разобраться с кризисом в Сирии, он человек, который должен управлять Европой, уверен британец. Искренне ли это или такая европейская фронда? Сложно сказать. 85-летний Экклстоун — сторонник выхода Британии из Евросоюза. И предлагая Путину стать главным в Европе, он не скрывает желания «избавиться от Брюсселя».

«На данный момент в мировой политике нет равных Путину. Если сравнивать его с великими лидерами, то он как Уинстон Черчилль в Англии. Путин войдет в историю как великий политик», — заявил Экклстоун в интервью агентству ТАСС перед Гран-при.

В воскресенье он вновь встретился с Путиным. Российский президент поговорил с победителем — немецким гонщиком Нико Росбергом. И поблагодарил Экклстоуна за поддержку Сочи. Владелец «Формулы-1» почему-то не был разговорчив. Он лишь отметил, что рад находиться в России. И ни слова о том, что Путину пора править Европой. А российский президент тем временем наградил победителей. И на этот раз вовремя отошел от гонщиков, уже встряхивающих бутылкой шампанского. На сей раз Владимир Путин покинул трассу в сухом пиджаке. А тысячи болельщиков хлынули к выходам. Радоваться за соотечественника им не пришлось — Даниил Квят в итоге занял лишь 15 место.

< Назад в рубрику