На дворе майские праздники, а значит — открытие дачного сезона. Но поскольку на дворе еще и год Больших Выборов — российские дачники превращаются в целевую электоральную группу, симпатии которой можно завоевать или растерять с помощью разных законодательных инициатив. «Лента.ру» собрала десятку самых резонансных.
Какие каникулы больше нужны народу ― новогодние или майские? Увлекательный спор на эту тему можно продолжать годами, что депутаты с удовольствием и делают. Аргумент за длительные майские каникулы: народ привык в эти дни выезжать на дачи, готовить участки к посадкам и жарить шашлыки. Аргумент против: никто картошку уже не сажает, зато с шашлыками страну постигает многодневный запой.
Впрочем, последний повод депутаты регулярно используют и для того, чтобы обосновать необходимость отмены длинных новогодних каникул. В 2015 году «Левада-центр» провел опрос, который показал, что большинство россиян (67 процентов) положительно относятся к тому, чтобы перенести нерабочие дни с января на май. Сейчас действует компромиссный вариант: от новогодних каникул забрали пару дней, что обеспечило удлинение майских праздников. Однако можно с уверенностью предсказать, что эту тему народные избранники будут еще не раз эксплуатировать под разными пиар-соусами. Например, таким: в кризис возросло значение дачных участков для выращивания овощей ― так дайте людям спокойно засеять свои шесть соток огурцами!
Раздать всем желающим по гектару земли ― идея партии ЛДПР. Законопроект так и называется «О родовых поместьях». К гектару земли либерал-демократы предлагали всякие приятные бонусы, например — ликвидировать налогообложение произведенной в поместье продукции. Сторонники этой экзотической идеи подают ее как панацею от всех бед: мол, люди окажутся при деле ― исчезнет безработица, будут сами сеять и пахать ― вот вам и импортозамещение. К тому же на гектаре можно построить дом ― вот и решена жилищная проблема!
Правда, специалисты смотрят на все это скептически: с гектара даже одну корову не прокормить, а дом без инфраструктуры никому не нужен ― наши потенциальные латифундисты недостаточно богаты, чтобы выписывать в усадьбу частных гувернеров и врачей. Но идея от этого не перестала быть привлекательной. Собственный законопроект про родовые поместья в Госдуму внесла даже КПРФ. И страшно представить, что подумали бы вожди пролетариата, узнав, что вместо национализации земель коммунисты теперь предлагают выращивать новых помещиков.
Это «народное» название закона об упрощенном порядке приватизации участков, которые находятся в личном пользовании, и расположенных на них домов и строений. Документ был принят еще в 2006 году, потом продлевался до 2010-го, а недавно подоспела очередная амнистия ― сроком до 1 марта 2018 года.
Между прочим, «упрощенка» уже привела к тому, что россияне даже чаще европейцев становятся собственниками сразу нескольких объектов недвижимости — по статистике, 32,3 процента российских домохозяйств владеют недвижимостью помимо основного жилья, и часто вторым объектом является именно дачный участок.
Еще в 2010 году Госдума приняла закон о совершенствовании оборота земель сельхозназначения. Он был адресован тем владельцам неиспользуемых участков, которые жаждут скорее перевести землю в другую категорию и, к примеру, построить на ней кафе.
Действительно, в России около 40 миллионов гектаров запущенных земель. Но вот вопрос: не начнут ли изымать участки у садоводов, которые либо забросили бабушкино хозяйство и не косят тимофеевку, либо нахально выращивают на участках петуньи и розы вместо картошки и морковки? Четкого ответа на этот вопрос пока нет: правоприменительная практика покажет. Но за то, чтобы садоводов оставили в покое, уже высказался депутат от «Справедливой России» Андрей Туманов, главред газеты «Ваши 6 соток». Можно не сомневаться, что будут и другие желающие защитить садоводов, особенно перед выборами.
С такой инициативой под занавес дачного сезона 2015 года выступила «Справедливая Россия». Идея вроде простая, но обставлена рядом условий. Во-первых, от земельного налога освобождаются только владельцы единственного участка. Во-вторых, эти граждане не должны быть индивидуальными предпринимателями. И в-третьих, участок должен иметь площадь строго 12 соток, из которых восемь налогом не облагаются, но с оставшихся четырех его необходимо заплатить. Сложно и непонятно, почему именно 12, а не 15 или, наконец, не хрестоматийные российские шесть соток? Подробных объяснений авторы так и не дали.
По подсчетам законодателей, общая площадь участков по восемь соток, которые можно освободить от налога, составляет около 400 тысяч гектаров. С них уплачивались налоги на 260 миллионов рублей в год. На каждую сотку получается 6,5 рубля в среднем ― сумма подъемная даже для пенсионеров. Но кадастровая стоимость участков разнится, и суммы налогов тоже, поэтому далеко не всегда дело обходится настолько щадящими суммами. То есть велик шанс, что избирателям идея эсеров о безналоговых сотках понравится: к путанице население уже привыкло, а сэкономить даже символическую сумму в кризис приятно.
Ограничение поголовья коров и кур на приусадебных участках ― пожалуй, одна из самых одиозных «пугалок» в сфере АПК. И надо же было премьеру Дмитрию Медведеву поручить Минсельхозу проработать возможность таких ограничений в наше время! Да еще и, как назло, тема «утекла» в публичное пространство в начале августа 2015 года, прямо к очередной годовщине продуктового эмбарго.
Это сразу открыло простор для критики: дескать, мало того, что чужих гусей давят бульдозерами, еще и своих выращивать не дают. После волны критики тема надолго затихла и всплыла 3 марта 2016 года в виде законопроекта ставропольского заксобрания, внесенного в Госдуму. Конкретных ограничений законотворцы мудро не прописывают, предоставляя это право регионам. Но вопрос о поголовье домашнего скота, несомненно, прозвучит в ходе грядущей избирательной кампании еще не раз.
Что бывает, если депутат не просто пиарится на народной теме, а знает жизнь садоводческих товариществ изнутри? Тогда на свет может появиться законопроект о поправках в ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», написанный все тем же эсером Тумановым. Речь идет о том, как заставить членов садового товарищества платить дополнительные взносы по решению общего собрания.
На практике в поселке обязательно найдется парочка бедных или чересчур принципиальных садоводов, которые не станут сдавать деньги на какие-то общие нужды, а в ответ на все увещевания напомнят еще и о неприкосновенности частной собственности. В пояснительной записке к законопроекту Туманов сетует на «отсутствие действенного внесудебного механизма принуждения отдельных членов товарищества к исполнению положений устава и решений общих собраний, особенно если дело касается дополнительных взносов». Внесен законопроект в ноябре 2014 года и пока не принят ― авторам предложили скорректировать текст.
Можно ли получить постоянную регистрацию по месту жительства на любимой даче? Еще в 2008 году Конституционный суд признал, что можно, однако депутаты не спешили с соответствующими поправками в законодательство. Слишком много проблем может возникнуть, если признать дачи населенными пунктами: дачники станут жителями, потребуют благоустройства…
Проблемой занялся и Общероссийский народный фронт, который в прошлом году просил власти Адыгеи разрешить дачную регистрацию ― например, только в пределах территориального образования «Город Майкоп» больше 2 тысяч семей живут на дачах. А в апреле 2016 года Минэкономразвития объявило о первомайском подарке россиянам: разработан законопроект, который приравнивает дачные домики к объектам индивидуального жилищного строительства. Но критики есть и у этой затеи, ведь с разрешением прописки вокруг крупных городов могут появиться «резиновые дачи» для легальных и нелегальных мигрантов.
Хотя этот законопроект единоросс Михаил Терентьев вносил еще в 2014 году, но он связан с предыдущей темой прописки. Ведь если разрешить официально регистрироваться на дачах, кто гарантирует, что граждане не начнут там стихийное многоэтажное строительство? Терентьев предлагал за многоэтажки на приусадебных участках штрафовать на сумму до 5 миллионов рублей.
В пояснительной записке к законопроекту депутат отмечал, что в последнее время участились случаи масштабного строительства под видом частных домов для нескольких семей, причем проектной документации на них, как правило, не делается, а уж о социальной инфраструктуре и речи не идет. В Московской области Терентьев таких домов насчитал 450 — цифра для Подмосковья достаточно скромная, так что идея запретить многоэтажки под видом ИЖС массового дачника, видимо, все-таки не затронет.
С 1 января 2018 года в силу вступит запрет на любые операции с земельными участками, которые не имеют установленных по закону границ. Их нельзя будет продать, подарить, завещать. Таких участков в России порядка 40 процентов, и в основном это как раз дачи. Казалось бы, в чем проблема: уточняй границы и живи спокойно. Однако те, кто уже пытался это сделать, столкнулись с массой сложностей, корни которых растут из советского прошлого, когда должному юридическому оформлению земли не придавали серьезного значения. В результате у одних участки на бумаге «накладываются» друг на друга, у других «вылезают» за границы товарищества…
И все, кого это стихийное бедствие настигает, говорят о том, что за установление точных границ воевать приходится не один год. Вот тот случай, когда депутатская активность была бы полезна.