Россия
09:07, 4 мая 2016

Зацепило Смертельно опасное развлечение становится все популярнее

Иван Петров
Фото5 Сергей Ермохин / РИА Новости

О «зацепинге» много говорят в СМИ, с этим явлением борются полицейские и работники транспортных предприятий, но поклонников движения становится все больше. Экстремальные забавы повысили смертность на железной дороге, погибшие и пострадавшие — в основном подростки. «Лента.ру» попыталась разобраться, в чем притягательность странного увлечения и что делать с «зацеперами».

Не крутости ради

Сообщения с железной дороги звучат как сводки из зоны ЧС: в Москве 15-летний школьник потерял стопу при падении с «Ласточки»; в Петербурге подросток погиб под колесами «Сапсана»... Еженедельно — новая трагедия. География «зацепинга» охватила всю Россию. Там, где есть двухколейка, находятся любители опасной езды верхом на паровозе. Есть и еще одно условие распространения новомодной забавы: наличие в населенном пункте интернета.

«Я увлекаюсь зацепингом уже лет шесть, — рассказывает 17-летний Александр. — Наткнулся на видео в интернете и решил попробовать. Среди моих единомышленников в основном студенты, но есть и ребята постарше. Катаемся в основном в Подмосковье, но бывают и поездки в соседние регионы. Для новичков, желающих присоединиться к нашей команде, мы проводим тренировки. Обучаем их, на чем и как стоять, что можно трогать, а что нет. Пассажиры, за редким исключением, относятся к нам позитивно. Но как-то было дело — пивными бутылками закидали».

Александр относит себя к «цивилизованным зацеперам»: не курит, не пьет, занимается спортом. Считает важнейшими человеческими качествами смелость и упорство.

Парень, способный прокатиться на крыше электрички или на хвостовом локомотиве, несомненно, повышает свой статус в группе. Хотя никто из подростков в жизни не признается, что идет в «зацеперы» для того, чтобы приобрести авторитет среди сверстников. Такие поступки чаще мотивируют жаждой приключений, адреналиновым голодом и даже желанием проверить себя на прочность.

Вот этой прочности часто и не хватает любителям приключений, чтобы противостоять законам физики.

Докатались

По данным управления на транспорте МВД по ЦФО, только в центральной России за минувший год погибли почти полсотни несовершеннолетних «зацеперов»; задержаны около 400 подростков, катавшихся на подвижном составе с нарушением всех мыслимых правил безопасности.

Диана — одна из тех, кого «зацеперы» пренебрежительно называют «антиками», то есть «антизацеперами». Ее единомышленники вместе с охранниками РЖД и полицией регулярно проводят рейды вдоль железной дороги, находят и заваривают «залазы» — так подростки называют бреши в ограде или удобные места, откуда можно незаметно забраться на подвижной состав. «Антики» борются с пропагандой опасного хобби и в интернете: под видом подростков вступают в тематические группы, пытаются убедить «сверстников» оставить опасное занятие.

Сын Дианиной подруги стал инвалидом после падения с электрички. Она избрала радикальный метод убеждения: общаясь с «зацеперами» на форумах, она выкладывает снимки жертв — жуткие кадры с детскими телами, обгоревшими под огромным напряжением и разорванными под колесами. Сложно сказать, насколько действенны такие меры в отношении подростков, но любого взрослого от них бросает в дрожь.

На одном фото — крупным планом лицо красивого мальчика. Только кожа неестественного цвета — серая, как будто покрыта пеплом. Тело ребенка прижато к крыше вагона токоприемником. Он катался «верхом» и пытался отжать пружинящие «рога» от проводов… Всего одно неверное движение стало последним.

Парень решил повторить фокус, увиденный в ролике в одной из тематических групп — таких много, например, во «ВКонтакте». Вот лихой «райдер» шатает токоприемник, летят искры. Красиво! В конце клипа титры «Опасно! Не пытайтесь повторить!» Для подростка более мотивирующего призыва к действию сложно придумать.

Без сантиментов

Под снимками погибших ребят в группах нет места соболезнованиям: «так ему и надо», «шашлык», «фарш». Демонстрация цинизма и жестокости вообще характерна для подростков, а для «зацеперов» в особенности. Многие комментаторы к видео и фото с трагическим исходом пишут одну и ту же фразу: «Он знал, на что шел». У «зацеперов» это как мантра.

«По таким делам приходилось общаться с электриками из депо — они вообще от подобных происшествий в шоке, — рассказывает оперуполномоченный транспортной полиции одного из линейных отделов на железнодорожном транспорте. — Даже дипломированные технари, у которых допуск к высокому напряжению, с особой опаской приближаются к токопринимающим устройствам на крышах электропоездов. От дуги (электрический пробой, возникающий в воздухе между электродами — прим. «Ленты.ру») никто не застрахован. А этим хоть бы хны».

Знает ли кто-то из «зацеперов», как устроен электропоезд? Вряд ли. Хотя в своей среде они обмениваются поверхностной информацией о технике, которую «обкатывают». Еще одним сюрпризом для них становится, например, обморожение конечностей во время катания в холодное время года. Это, кстати, сигнал для родителей: если ребенок ни с того ни с сего что-то отморозил — он может состоять в одном из таких сообществ.

Обмораживают руки, ноги, уши, лицо. Некоторые пытаются скрыть неприятные последствия от близких, и тогда начинается гангрена. Были случаи, когда до ампутации пальцев доходило, но эти травмы меркнут перед страшной смертью от тока или падения с движущегося состава.

«В моей практике самый страшный случай произошел с 12-летним мальчишкой, — вспоминает оперативник. — Он ехал сзади, видимо, руки не выдержали, слетел. Переломался, сильно расшиб голову, самостоятельно не смог выбраться с путей. За электричкой следовал другой поезд, машинист его заметил, но огромный тормозной путь не оставил ребенку шансов».

«Зацеперы» позиционируют себя как сообщество отважных друзей. Взаимовыручка, обмен опытом и рука товарища в опасной ситуации — основополагающие принципы. На деле же не всегда любители «зацепинга» способны на мужественный поступок — например, рассказать матери своего друга, что с ее сыном случилась беда.

«Несколько недель нам потребовалось на то, чтобы установить личность мальчика, погибшего на железной дороге, — рассказал «Ленте.ру» сыщик УгРо по розыску без вести пропавших. — Выяснилось, что мальчик был в компании друзей. По своим каналам нашли того, кто с ним был, и в итоге установили личность ребенка. Друг все это время знал о смерти товарища, даже с мамой его общался, она же искала сына. Но соврал, что не знает, где он и что с ним. Такие вот они отважные».

От Москвы до самых до окраин

Едва ли подростков можно отвадить от модного увлечения одними только наставлениями и трагическими примерами. Такой метод действует на единицы. Куда большего эффекта можно ожидать от ужесточения ответственности за «зацепинг»: например, ставить пойманных с поличным на учет и штрафовать их родителей на внушительные суммы. Пока же задержанных штрафуют за проход по железнодорожным путям в неустановленном месте на 100 рублей — не самая страшная санкция.

Правоохранительные органы, проанализировав сетевые ресурсы, установили, что активность «зацеперов» увеличивается с появлением новых тематических групп в социальных сетях. В минувшем году прокуроры Московской межрегиональной транспортной прокуратуры добились закрытия во «ВКонтакте» 101 группы «зацеперов». Но это, как выяснилось, капля в море.

«Популярность опасного развлечения растет благодаря интернету, — сетует «антизацепер» Александр. — Это как сказочный дракон: одну голову рубишь, а другая вырастает. Загляните сами — есть не только закрытые, но и открытые группы в соцсетях. Туда суются малолетние, просят взять с собой на "зацеп", вопросы задают. Причем эти ячейки есть по всем направлениям, везде, где ходят электрички, — от Москвы до Красноярска».

Алексею сейчас 20 лет. С катанием на поездах он завязал, хотя, по его словам, занимался «зацепингом» еще до того, как это стало «мейнстримом». Несколько лет назад был даже предводителем небольшой группы подростков, катающихся на Горьковском направлении.

«Начал заниматься этим лет с 14, но в 16 уже бросил. В мое время этим занимались ребята постарше, а сегодня я вижу на кадрах в интернете и по телевизору детей, взрослых почти нет среди них. Сам-то я бросил, потому что посмотрел на жизнь иначе, трезво оценил ситуацию. Я хоть и не срывался ни разу, но возможность такую допускал всегда. Сейчас, если честно, когда вспоминаю себя на подножке "собаки" (электрички — прим. «Ленты.ру»), становится жутковато. Так что мой совет любителям этого развлечения — завязывайте. Не всегда будет везти...»

< Назад в рубрику