Среда обитания
15:59, 6 мая 2016

Мегамикс, геометрия, 50-е Дизайнеры интерьеров о трендах сезона и новинках последних коллекций

Мария Перевощикова
Фото: Piero Oliosi / Polaris Images / East News

Все новое — это хорошо хорошо забытое старое. В «интерьерной моде», как и в fashion, дизайнеры регулярно обращаются к прошлому. Если коротко — в этом году властвует ностальгия по середине прошлого века. А также сочетание «всего со всем». А теперь давайте поподробнее...

В моде есть четыре основных силуэта — квадрат, трапеция, А-образный и овал, которые сменяют друг друга в произвольной последовательности примерно раз в 20 лет (сейчас, кстати, в тренде А-образный), говорит главный дизайнер интерьеров архитектурной мастерской «Мезонпроект» Наталья Кузьмина. То же происходит в дизайне интерьеров — «осовремененные» стили и формы возвращаются вновь и вновь.

В последние годы «чистых» стилей уже практически не существует. И люди уже настолько привыкли к смешению совершенно разного и «несочитаемого», что неэклектичные интерьеры кажутся какими-то «странными».

«У современного человека возникает недоумение, когда он попадает в пространство, сделанное строго в одном стиле, где все элементы соответствуют друг другу: оно напоминает забытые декорации старого фильма, несмотря на то, что все предметы мебели могут быть абсолютно новыми», — делится ощущениями глава архитектурного бюро PANACOM Арсений Леонович.

В этом году главный тренд — «что-то с чем-то смешать» — достиг апофеоза. Нередко это смешение разных стилей называют эклектикой, что, логично, но не совсем правильно с исторической точки зрения: эклектика появилась в начале XIX века как самостоятельный направление, обладающее собственными характеристиками. «В наше время мегамикс тотально правит бал. Все остальное является лишь частью этого процесса. Элементы дизайна стали демократичными, универсальными и глобализоваными, поскольку идеи черпаются из общего информационного пространства», — отмечает Арсений Леонович.

При этом модные тенденции во всем этом «хаосе», конечно, выделяются — сочетания меняются, привнося новизну.

Назад в 50-е

Один из самых явных трендов — возвращение к идеям середины прошлого века, так называемому Mid Century Modern. По словам Натальи Кузьминой, этот архитектурный и дизайнерский стиль зародился в послевоенные годы в Америке. «На смену причудливым силуэтам модерна пришли простые четкие линии, добротность без лишних украшений. В таких интерьерах принято ярко акцентировать», — поясняет эксперт.

Как отмечает арт-директор архитектурного бюро «Победа дизайна» Степан Бугаев, 1950-60 годы сейчас переживают «перерождение», в основном, в предметах гостиной — стульях, креслах, столиках, стеллажах. «Формы резко очерчены, а "посадка" мебели низкая, обязательно на ножках. Главная из особенностей — это графичность силуэта. Иногда даже складывается впечатление, что мебель нарисована», — говорит он.

Конечно, ностальгический тренд 1950-х переосмысливается — через использование старых приемов в новых интерпретациях. Например, по словам дизайнера Жени Ждановой, сейчас популярны обработанные по новейшим технологиям металл и мрамор, «бабушкины» кресла с их удивительной эргономикой, «пыльные» оттенки в отделке в сочетании с сочными цветами.

«Стремление к ностальгии» прослеживается и в отношении более поздних периодов. В частности, как отмечает Арсений Леонович, сейчас явно отмечается интерес к результату постмодернистских поисков — эстетике 1980-х годов. «Внимание к геометрии, сочетанию аляповатых форм, перверсивным пропорциям. Еще немного — и мы подойдем к эстетике 1990-х. Эта эпоха ушла совсем недавно, но мы будем воспринимать ее проявления как винтаж, и это обещает быть интересным», — поясняет эксперт.

В тренде сейчас и мотивы стиля ар-деко 1930-1940 годов — времени между двумя войнами, эпохи джаза, с богатым декорированием, геометричностью, «культом графики» и открытого цвета градиента.

Причем, по словам Натальи Кузьминой, сочетают и совсем несовместимое — ар-деко с классикой, например. Раньше это было «за гранью фантастики» — классический стиль уже сочетали с кантри, с современными элементами, но ар-деко оставался «в чистом виде». Теперь же в совершенно классическом английском кабинете может появиться канапе ар-деко, говорит эксперт. В моде и выполеннные в этой стилистике светильники, для оформления которых используются золотое стекло, оникс, цепи.

Вообще, детали постепенно выходят из «минималистичного подполья». «Детали, которые несколько лет назад стремились быть незаметными, теперь оказываются на первом плане. Если раньше иногда было сложно обнаружить ручку от ящика (поскольку дизайнер решил, что ручка — это щель или вообще "ничто"), то сейчас она призывает, чтобы на нее обратили внимание: "смотри, я стеклянная, холодная, на латунной ножке"», — рассказывает руководитель архитектурного бюро PLAN Александр Королев.

Среди деталей появилось много как раз истинно классических, возвращающих, опять же, в прошлое — это и паркет с узором «елочка», и благородство отделочных материалов и тканей, и деревянные элементы...

Цвет&материал

...И обилие натуральных материалов в целом. Как рассказывает эксперт по планировке помещений и дизайну интерьеров MebelVIA Роман Сазонов, это, в первую очередь, «бескомпромиссное» дерево, гранит, мрамор. «Дизайнеры любят природные материалы за их несовершенство, изъяны — трещинки, зазубринки, которые добавляют изысканность, сохраняют "изюминку" даже при старении», — поясняет Сазонов.

Такие «несовершенные» натуральные материалы сегодня сочетают с современными — подлинную древесину, зачастую специально состаренную, — с обработанными поверхностями, а также со стеклом и металлом, говорит руководитель текстильной студии Интерьерного салона №1 Алеся Высоцкая.

В тренде такие металлы как латунь, медь, золото. Золото начали добавлять в лаки и глазури для покрытия любых деталей интерьера — например, светильников или рам для зеркал. Активно применяется и природный камень. Для этого существует множество способов: из него изготавливаются столешницы, подоконники, напольная плитка, хорош камень и для отделки стен. «Наиболее утонченным и изысканным признается мрамор, широкая цветовая палитра которого позволяет творить из него поистине потрясающие детали», — отмечает Роман Сазонов.

Мрамор — один из самых популярных материалов в этом году. Эксперты об этом говорят в один голос. А по словам руководителя архитектурного бюро Натальи Леготиной, в некоторых коллекциях присутствует и... цемент. Также немало представлено различных пластиков и других искусственных материалов. Причем переработку вторичного сырья и эко-материалы можно считать практически полноценным самостоятельным трендом в дизайне

Так что ставшая модной натуральность совсем неудивительна, как и натуральные цвета. В этом сезоне популярны природные оттенки — зеленые, синие, желтые, и самые разнообразные их модификации и сочетания.

«Сейчас в тренде оттенки от темно-синего до салатового, глубокий цвет морской волны и темно-серо-зеленый. Также используются серая и серо-холодно-бежевая цветовые гаммы, цветовая триада — от серо-синего к глубокому кабинетному зеленому и к "разбеленному салатовому". Темно-зелено-бирюзовый и оттенок меди — безусловные тренды», — рассказывает Наталья Кузьмина.

Эксперты отмечают также винные цвета, пастельные, карамельные оттенки, матовые тона. При этом есть тенденция и к ярким, сочным, кричащим тонам — тех же модных оттенков. Это возвращение к стилю Mid Century Modern. Причем такие «крайности» очень удачно сочетаются между собой.

В общем и целом, из-за применения всех этих оттенков, атмосфера интерьеров, скорее, прохладная. Разбавляют ее деталями. Например, светильниками, а также тканями — мягкими, уютными. Именно поэтому в 2016 году один из самых популярных материалов — бархат. «Ткани, в основном, с теплой, приятной текстурой: бархат, с его волшебными приглушенными переливами, нубук со специальной, не пачкающейся обработкой и кожа разных текстур», — говорит Наталья Кузьмина.

По словам Александра Королева, стало гораздо больше «негладких» тканей: теперь текстиль можно воспринимать не только глазами: «Мы так устали от визуальной информации, что нам предлагают не смотреть, а осязать: холодное, или теплое, шершавое, плетеное, или буклированное, бархат с разной длиной ворса, — физиологическое тактильное включение позволяет ощутить богатство фактур».

Также, по словам Натальи Кузьминой, в отделке активно используется кожа — это плоские или объемные панели, часто разбитые металлическими молдингами. Много применяется в облицовке, причем даже мебели, и зеркал — объемных фацетированных.

Среди тенденций в области форм — геометрия. Это и шестигранники — вытянутые, ромбообразные, прямые, и кристаллообразные направления линий, — и «игры» с геометрическими параметрами пространства (параметризм). В моде различные «гиперболы» — гигантские вазы, бутылки и другие элементы. То же касается мебели — по словам Степана Бугаева, сейчас вполне нормальным считается использование гигантских стульев, кресел и т.д. Вместе с тем, как отмечает Женя Жданова, у мебели часто бывают мягкие формы, сглаженные углы, скругленные контуры мебельных фасадов — все это воспоминания о Mid Century.

Еще в моду входит «художественность». По словам Александра Королева, странная конструкция, сочетающее в себе самое несочетаемое, может неожиданно оказаться светильником, которому даже необязательно светить: он сам по себе удивительный. Это предмет современного искусства, появляющийся в быту в «утилитарной форме», — «высокое» начинает проникать в повседневность.

< Назад в рубрику