В конце апреля в белорусской столице прошел фестиваль «Этна Стыль» («Этностиль»), организованный при непосредственном участии Министерства культуры Белоруссии. В проведенном там конкурсе традиционной народной сорочки — вышиванки — приняли участие дизайнеры и модельеры, работающие над созданием «привлекательного образа белорусской национальной одежды и орнаментов для простых граждан». В начале мая 19-летний житель Минска открыл специализированный магазин «Дарэчы», в котором продается одежда, сумки и различные сувениры с национальной вышивкой. «Лента.ру» разбиралась в том, что стоит за обострением интереса к белорусской вышиванке.
Происходящее сегодня в Белоруссии может показаться несущественным, поскольку республика по-прежнему представляет собой своеобразный уголок спокойствия, без явных религиозных, национальных и языковых проблем. Белорусы все так же безразличны к своему историческому прошлому, а советский период постепенно исчезает из воспоминаний граждан вслед за теми, кто родился и прожил большую часть своей жизни в Советском Союзе. Однако в массовом сознании, особенно молодежи, ощущается некий идеологический и культурный вакуум, и в последнее время он все активнее заполняется идеологемами, схожими с украинскими. И именно вышиванка, по примеру украинцев, превращается в один из ключевых элементов так называемого национального возрождения белорусов.
Вышиванки характерны для многих славянских народов, в том числе и тех, что обитали на территории современной Белоруссии. К ХХ веку здесь появились мастерские, производившие соответствующие ткани и готовые изделия. Наибольшей популярностью пользовались традиционные орнаменты XVI- XVII веков с символами земли, солнца (ромб с лучами-отростками) и человека. В 1912 году в Вильне (нынешний Вильнюс) прошла «Первая районная выставка кустарного промысла и народного творчества», где демонстрировались и местные вышиванки.
Затем белорусская земля на долгие годы попала в череду событий, далеких от мирной и благополучной жизни, и о вышиванках забыли. Хотя в западной части Белоруссии, входившей до 1939 года в состав Польши, народные промыслы, в том числе вышивальный, получили определенное развитие и даже поддерживались правительством Юзефа Пилсудского. Например, в 1935 году в Бресте открылся магазин полесских народных промыслов, где продавались не только ткани, вышитые полотенца и скатерти с салфетками, но даже вышитые картины.
В конце 1980-х, когда в Белоруссии, как и в других советских республиках, развернулось движение за национальное возрождение, вспомнили и о вышиванке. Но особой идеологической нагрузки на нее не возлагали. В годы обретенной независимости вышиванка, как и в советские времена, фигурировала только на праздниках с участием фольклорных ансамблей. Так бы все и было, если бы не события на Украине.
Как известно, на Украине вышиванка — один из главных национальных символов. Первый День вышиванки там провели еще в 2007 году во Львове. В Белоруссии вплоть до 2014 года в вышиванках расхаживали лишь наиболее одиозные представители оппозиции, считавшие, что так они демонстрируют свою национальную гордость и противопоставляют себя русским. Порой доходило до курьезов — на мужских рубахах вышивали женскую символику. Но теперь, похоже, все гораздо серьезнее. За дело взялись на государственном уровне.
Вышиванка — заметный тренд в культурной и повседневной жизни белорусов. Национальный орнамент используется везде — от оформления автомобилей и аксессуаров до официально разрешенных граффити на домах. И «дни вышиванок» не заставили себя долго ждать. На первый, состоявшийся в октябре 2014 года в Минске, собрались более полутора тысяч человек, а на второй, через два месяца, — уже почти 4 тысячи человек.
На втором Дне вышиванки, организованном при поддержке местных властей, можно было купить не только вышиванку, сувениры с белорусским колоритом и традиционную оппозиционную символику, но и шевроны с изображением Михаила Витушко, которого многие в Белоруссии рассматривают как местного Степана Бандеру. В 2015 году один из местных производителей алкогольной продукции — компания «Завод Бульбашъ» — наладил производство «выкованки», решетку для гриля с орнаментом, придающим «пикнику национальный колорит».
Любителей выставить на всеобщее обозрение свою приверженность национальному орнаменту уже не клеймят «пятой колонной» или оппозиционерами-националистами. Вышиванку с некоторых пор надевают по поводу и без, дарят всем подряд, считая ее лучшим сувениром. Правда, это, скорее всего, и погубит ее политическую карьеру.
Например, год назад в Минске выступал Робби Уильямс. Минская команда сопровождения артиста красовалась в черно-белых «вышимайках» с его портретом, а самому певцу вышиванку презентовали в качестве подарка от гостеприимного белорусского народа. Вышиванка в последнее время мерещится особо патриотичным гражданам повсюду. В качестве примера можно привести распространившуюся недавно в белорусском медийном пространстве новость о том, что компания Nike выпустила серию кроссовок Nike Roshe One Winter, декор которых напоминают белорусский орнамент. «Вышиванкомания» уверенно шагает по стране.
Вышиванка сейчас выражает своего рода защитную реакцию нации. Власти словно пытаются доказать гражданам, что у них есть свои история, культура, самосознание, выделяющие белорусов среди иных народов. При этом нельзя сказать, что традиционная символика не была представлена в стране раньше. Красно-белые узоры сопровождают белорусскую независимость с первых ее дней. Просто это было не так заметно. Но с началом событий на Украине национальный орнамент обрел политическую окраску и стал использоваться государством в качестве инструмента национальной мобилизации. Понятно, что как только надобность в этом у руководства республики отпадет, ныне модный тренд, охвативший большей частью городское население, очарованное «романтикой» Майдана, также уйдет в небытие.