До федеральных выборов осталось всего четыре месяца, причем три из них — летние. Партиям уже сейчас важно определиться с ключевыми кандидатурами, которые будут олицетворять их в решающий период избирательной кампании. А поскольку узнаваемых, но не набивших оскомину лиц на отечественном политическом поле не так уж много, за каждого такого кандидата идет нешуточная партийная борьба. «Лента.ру» вспомнила тех, кого прочили в новые звезды, но они так и не вспыхнули.
Самым очевидным вариантом для политического рекрутинга представляется знаменитая «няшная» Наталья Поклонская, прокурор Крыма. Недаром в декабрьском рейтинге ИСЭПИ региональных политиков с федеральными перспективами она заняла первое место, обойдя многих более опытных деятелей.
Ходили слухи, что она может попасть в федеральный список «Единой России», чуть ли не в первую тройку. Летом 2015 года секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов выражал надежду на ее участие в партийных праймериз. Имели виды на прекрасного прокурора и другие политические силы. Так, «с удовольствием» включил бы Поклонскую в свой список кандидатов в ГД лидер партии «Родина» Алексей Журавлев.
На праймериз ЕР прокурор Крыма так и не зарегистрировалась, и вообще, по ее словам, не собирается делать политическую карьеру. На встрече с жителями Ялты в начале апреля она заявила, что продолжит работать на своей должности.
И все же «няшную» красавицу активно «сватают» с политикой. По информации «Коммерсанта», единороссы не оставляют надежды уговорить ее войти в свой список до второй части партийного съезда, намеченного на июнь. Но поскольку Поклонская не похожа на человека, бросающего слова на ветер, то существует вероятность, что включить-то ее включат, однако максимум в качестве «паровоза»: после выборов крымский прокурор в Думу не пойдет, передав мандат другому.
Другим видным объектом политических ухаживаний в этой кампании стал известный писатель Захар Прилепин. Учитывая «почвеннические» позиции литератора (он, в частности, активно поддерживает ополченцев Донбасса), неудивительно, что его среди своих соратников надеялся увидеть тот же Журавлев из «Родины». И даже в начале апреля представил писателя журналистам как одного из главных потенциальных кандидатов в партийный список. Однако сам Прилепин, выразив поддержку «родинцам», заявил, что в парламент идти не собирается.
«Я не буду баллотироваться на выборах», — пояснил он ТАСС, добавив, что не является членом партии. Другой известный писатель и политик, лидер незарегистрированной «Другой России» Эдуард Лимонов напомнил, что Прилепин входит в исполком его партии, а с Журавлевым просто приятельствует.
На другом фланге политического спектра тоже судорожно ищут медийных тяжеловесов. Бывшая партия «Правое дело» после прихода в нее бизнес-омбудсмена Бориса Титова превратилась в Партию роста и анонсировала целую плеяду известных представителей бизнеса, будто бы готовых войти в ее генсовет. «Наша команда — люди дела, которые уже состоялись в бизнесе, политике, экономике. И теперь готовы реализовать "экономику роста" для всей страны», — говорил Титов «Ведомостям» в конце марта.
В качестве главного возможного козыря в политической организации называли президента и совладельца второго в мире производителя алюминия UC Rusal, миллиардера Олега Дерипаску. Но он предпочел остаться в своей вотчине. Возможно — потому что вспомнил о неудачном марьяже с еще старым «Правым делом» другого капитана бизнеса, Михаила Прохорова.
«Заниматься политикой и входить в состав какой-либо политической партии в настоящее время Олег Дерипаска не планирует», — заявил «Интерфаксу» представитель бизнесмена. Кстати, членство в генсовете Партии роста никак не обязывало получать партбилет. Но многоопытный магнат предпочел не искушать судьбу.
В условиях дефицита ярких персонажей партии готовы на самые экстравагантные ходы. Еще в начале 2013 года, сразу после того как знаменитый французский актер Жерар Депардье стал российским гражданином, к нему обратился зампред ЦК КПРФ Валерий Рашкин. «Я направил Депардье во Францию официальное письмо с предложением вступить в КПРФ (…). Я думаю, он с огромным уважением относится к своему отцу, который был членом партии, и разделяет его позицию», — рассказывал Рашкин.
Неизвестно, что ответил и ответил ли вообще актер на призыв коммуниста, однако попытки сыграть на славе французской кинозвезды в российской политике продолжаются. Летом 2015 года оппозиционная РПР-ПАРНАС пригласила Депардье поучаствовать в выборах губернатора Омской области в сентябре. А на прошедшем в середине апреля международном экономическом форуме в Ялте член генсовета Партии роста Андрей Назаров предложил прописать актера в Крыму. Идею даже поддержал глава республики Сергей Аксенов. Можно с большой долей уверенности предполагать, что Депардье в покое не оставят: он в России и бывшем СССР воспринимается как значимая политическая фигура. Об этом свидетельствует в том числе и то, что киевские власти признали его угрозой национальной безопасности Украины.
Если Депардье стал фактором российской политики помимо собственной воли, то известный американский боец, чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу Джефф Монсон приложил к тому определенные усилия. В частности, к нему активно приглядывалась ЛДПР. Спортсмен еще осенью 2014 года выразил желание принять российское гражданство, а летом 2015-го поспособствовать ему в получении паспорта с двуглавым орлом вызвался лично лидер либерал-демократов Владимир Жириновский.
Поскольку узнаваемых на федеральном уровне персон в стане ЛДПР, кроме отца-основателя, так и не появилось, харизматичный боец, который вытатуировал на ноге Родину-мать, мог бы стать новым медийным лицом партии. На Монсона в ЛДПР сделали серьезную ставку — его активно зазывали в гости региональные отделения. Кроме того, на партийном канале было анонсировано реалити-шоу с его участием. Новости о спортсмене регулярно освещались на ЛДПР ТВ.
Однако потом что-то пошло не так. Упоминания о бойце исчезают из партийных СМИ, а в апреле этого года он и вовсе огорошил всех заявлением, что после получения российского гражданства намерен вступить в КПРФ, где хотел бы заниматься работой с молодежью. При этом Монсон пожаловался «Ленте.ру», что процедура получения российского паспорта застопорилась. «Документы давно сданы и находятся на стадии "без движения". Об этом нам сообщил высокопоставленный источник в правительстве», — сетовал американец.
В КПРФ восприняли такого носителя коммунистической идеи без восторга. Член президиума ЦК партии Николай Коломейцев вообще назвал инициативу Монсона бредом, отметив, что КПРФ не нужны люди «с отбитыми головами», тем более из страны, где коммунистическая идея была «выжжена». Позднее лидер КПРФ Геннадий Зюганов согласился рассмотреть заявление Монсона, если таковое поступит.
В ЛДПР тоже встрепенулись после демарша своего протеже. Член высшего совета партии Ярослав Нилов поспешил опровергнуть в Facebook новости о «перекраске» Монсона. «Только что созвонился с Джеффом Монсоном. Ни в какую КПРФ он вступать не хочет и такого не говорил никогда! У него нет никаких контактов с КПРФ вообще. Это интерпретация СМИ! У него есть желание получить гражданство России и тренировать молодежь!» — написал парламентарий, присовокупив фотографию с Монсоном в футболке ЛДПР.
Но разрыв с желто-синими, вполне возможно, все-таки состоялся. 22 апреля в годовщину рождения Владимира Ленина американский боец в футболке с надписью СССР бок о бок с Зюгановым возложил цветы к саркофагу нетленного вождя мирового пролетариата в мавзолее на Красной площади.
Правда, сам он в итоге сообщил, что ни в какую партию вступать не собирается, и вообще, по воззрениям анархо-коммунист. В ответ Нилов из ЛДПР в своем Facebook выразил мнение, что гражданства Монсону не видать, потому что он обращался за гражданством «как спортсмен, а стал играть в политику».