8 июня 793 года на острове Линдисфарн в Нортумбрии (Британия) высадились вооруженные скандинавы, разрушили монастырь Святого Кутберта, убили всех монахов и увезли с собой ценные вещи. С этого события, отраженного в письменных источниках, историки традиционно отсчитывают начало «эры викингов»: на Европу как гром среди ясного неба обрушились язычники северных земель. За несколько десятилетий викинги добрались до Гренландии, Биармии, Северной Африки, Константинополя и Багдада. Они не только грабили город за городом — они захватывали целые государства и основывали новые (от Нормандии и Сицилии до Киевской Руси).
Историки давно бьются над вопросом: почему мощнейшая международная экспансия доселе малоизвестных народов началась так неожиданно? Археолог Нил Прайс (Neil Price) и его коллеги только что получили огромный (по масштабам исторических наук) грант — 6 миллионов долларов — на выяснение причин экспансии викингов.
Однако Прайс придерживается нестандартной точки зрения: он убежден, что характерный для викингов образ жизни (торговля на большие расстояния по морю, чередующаяся с пиратством и грабежом) возник не за 10 лет, а готовился на протяжении столетий. Еще в вендельский период (финал скандинавского железного века, 550-790 годы) скандинавы торговали железом и шкурами, учились плавать по морям. Но зачем они начали грабить и жечь города и государства? Им нужны были женщины и рабы, считает Прайс.
Археолог и его коллеги планируют потратить крупнейший грант Исследовательского совета Швеции не на новые раскопки, а на внимательный анализ уже извлеченных из земли артефактов — с помощью самых современных технологий. Ученые хотят понять, что представляли собой скандинавские общества накануне вступления викингов в «большую историю». Увы, пока львиная доля доступных науке сведений о дохристианских обществах Скандинавии берется из записанных значительно позже саг и хроник враждебных викингам народов.
Для начала Прайс вместе с эстонскими учеными собирается обследовать корабли из Сальме. В 2008-2011 годах в этой деревне на острове Сааремаа обнаружили два гребных судна, а около них — останки 42 мужчин. Семь человек, захороненных в первом корабле, явно погибли в бою и хоронились без пышных ритуалов. Эстонские ученые допускают, что эти скандинавы были участниками неудачного набега на Сааремаа (задолго до века викингов!), и эсты разрешили провести их погребение в море. Однако второй корабль, где в четыре ряда захоронены знатные воины с мечами, собаками и соколами (и даже с игральными костями из моржовых бивней), поставил версию о набеге под вопрос. Возможно, скандинавы плавали на Сааремаа с дипломатическими или развлекательными целями.
Так или иначе, Прайс намерен вытащить максимум информации из осмотра этих судов. Кроме того, он планирует исследовать некоторые корабельные захоронения из Валсгерде — огромного кладбища к северу от Старой Уппсалы (главного центра языческой Швеции), памятники которого датируются VI-XI веками. До сих пор неясно, кто был похоронен там, — возможно, это конунги из полулегендарной династии Инглингов или местные вожди, обогатившиеся благодаря стратегическому расположению Валсгерде (между озером Меларен и провинцией Тиундаланд). Тысячи объектов из этих могил до сих пор не исследованы адекватно.
Что именно будут искать ученые? Прежде всего — рабов. По мнению Прайса, викинги начали свои набеги из-за нужды в рабочей силе. Еще в вендельский период растущий флот требовал все больше и больше огромных парусов. Изготавливали их из шерсти, а по расчетам ученых для создания паруса одному человеку потребовалось бы пять лет работы. В каждом корабле викингов было два паруса, подчеркивает Прайс, а кораблей в средневековой Скандинавии было до нескольких сотен. Не надо забывать и о труде пастухов и стригалей, которые пасли и стригли овец, дающих шерсть для парусов.
Рабы составляли до четверти населения Скандинавии, уверен Прайс и его коллеги. Они часто упоминаются в сагах с оскорбительными именами (Вонючка, Толстый или Глупец) — однако конкретных археологических свидетельств жизни трэллов (так в Скандинавии называли рабов) почти нет. Железные оковы и ошейники вполне могли принадлежать собакам или пленникам, поэтому Прайс планирует искать специальные помещения и суда для рабов.
Шведские археологи, тоже участвующие в новом проекте, обнаружили необычные следы присутствия трэллов. Примерно каждый 25-й скелет мужчины в захоронениях на территории Швеции и Норвегии имеет глубокие бороздки на зубах. Раньше считалось, что эти деформации обозначают принадлежность к сословию воинов, но слишком много мужчин с такими бороздками находят в захоронениях с отрубленной головой вместе с другими воинами. «Очень вероятно, что на самом деле это были рабы, которых убивали после смерти их хозяина», — считает Анна Къеллстрем (Anna Kjellström) из Стокгольмского университета. Сейчас Прайс и Къеллстрем собираются прояснить происхождение обезглавленных мужчин с помощью изотопного анализа. Иноземное происхождение окажется сильным аргументом в пользу того, что это были трэллы.
Еще одним источником информации о «скрытых» рабах викингов станет анализ архитектуры и землепользования. Например, неподалеку от магазина IKEA под Стокгольмом при раскопках нашли небольшую круглую хижину прямо над большим богатым домом. По всей видимости, в хижине жили рабы. В другом месте раскопок (Санда) большой дом окружен хижинами по периметру — это вполне могли быть бараки для трэллов. «Я не сделаю большой ошибки, если сравню эту структуру с фазендой — дом хозяина в окружении лачуг рабов», — объясняет Прайс.
Ученых интересует и такой интригующий сюжет, как сексуальное рабство. Прайс допускает существование многоженства в культуре германских народов раннего Средневековья. В таком случае, думает историк, бедные скандинавы были вынуждены искать себе жен за пределами родного региона, что может быть еще одной причиной экспансии викингов.
Эта гипотеза уже нашла подтверждение на уровне генетики. Недавно выяснилось, что три четверти современных жителей Исландии родом из Норвегии, при этом больше половины исландских женщин — потомки уроженок Британских островов. Это означает, что викинги в массовом порядке вступали в брак (и сожительствовали) с женщинами из стран, которые они грабили или захватывали. Прайс планирует аналогичным образом исследовать происхождение сожительниц викингов и на других территориях.