Из жизни
00:30, 11 мая 2016

«После Москвы жизнь здесь кажется заторможенной» История учительницы из России, переехавшей в Австралию

Записала Элиза Таян
Фото: Daniel Munoz / Reuters

Обжиться на новом месте — непростая задача для молодой семьи. Нужно не только наладить свою жизнь, но и позаботиться о детях, которые могут растеряться в необычной обстановке. Об этом рассказала «Ленте.ру» москвичка Елена Никифорова, переехавшая со своими близкими в Австралию.

Муж-выдумщик

Я окончила Московский городской педагогический университет по специальности «преподаватель начальных классов». В России работала учителем в школе и секретарем.

Переехать в Австралию — мечта мужа. Я же в восторг от этой мысли не пришла, особенно после того, как на процесс оформления всех документов мы потратили четыре года. Зато за это время и я, и наши родители свыклись с мыслью о новом доме.

Чтобы убедиться в правильности решения, в 2005 году мы поехали в Австралию туристами — на разведку. Двухнедельный трип помог удостовериться, что мы поступаем правильно: мы были в восторге от увиденного, жизнь там показалась сказкой.

«Поначалу мы не понимали ничего»

Друг мужа уехал раньше и принял нас в качестве гостей. Первое, с чем мы столкнулись в Сиднее, — наш английский здесь не котировался. Все говорят на австралийском диалекте, почти не разделяя слова: сокращая, употребляя фразеологизмы и идиомы, немного по-другому произнося многие звуки, употребляя несколько глаголов с предлогами, а не синонимы.

Поначалу мы не понимали ничего и от этого впадали в ступор (позже даже пришлось пойти на языковые курсы для иммигрантов). Но наши друзья постоянно были рядом, помогали с переводом документов, оформлением медицинских страховок, поиском жилья.

Мы поселились в районе, где много русских семей. Несмотря на общение с соотечественниками, мне было тяжело привыкнуть к новому месту. Слезы и огорчение продолжались до тех пор, пока я не нашла первую работу. Это случилось через девять месяцев, и первая же зарплата принесла мне, наконец, облегчение: ее хватало на оплату жилья, и я успокоилась, что на улице мы уже не останемся.

Образование и работа

В Австралии, чтобы получить должность, важен местный опыт работы. Заграничное образование работодатели не жалуют (исключение — компьютерные профессии), поэтому широко развита волонтерская деятельность. Через это проходят все: чтобы заработать местный опыт, люди устраиваются на безвозмездной основе. Потом это указывают в резюме и начинают поиски высокооплачиваемой работы.

Но некоторые профессии не позволяют выйти на тот же уровень. Например, врачи работают не выше медсестер, а учителя — нянечками в садиках. Чаще всего — из-за недостаточного уровня языка, ведь для работы по профессии надо сдать довольно сложный экзамен.

Волонтерская лестница

Чтобы получить хорошую работу, я тоже стала волонтером. В 2006 году при местном органе помощи мигрантам (Gymea Community Aid) я организовала русскую группу для вновь прибывших русскоговорящих жителей района Сазерленда, которую назвали «Русские встречи в Сазерленде». Я была координатором группы в течение семи лет. Мы объединяли людей разных возрастов ради моральной, информационной и социальной поддержки мигрантов из бывшего Советского Союза.

В 2008 году под моим руководством на юге Сиднея открылась игровая группа для мам и малышей до пяти лет, которая существует до сих пор. Родительницы встречаются, вместе играют с детьми, танцуют, поют и общаются.

В 2012 году мы организовали Русский Южный Союз, при нем открыта школа раннего развития, ансамбль, проводятся музыкальные, танцевальные и художественные занятия для детей. Мы стараемся привлекать детей и подростков, и две мои дочки танцуют вместе с нами.

Отечественное сообщество

Мои успехи не остались незамеченными, и три года назад за отличную работу в этой сфере я стала региональным победителем конкурса «Воспитатель года» среди домашних детских садов.

Благодаря этой деятельности я устроилась в субботнюю русскую школу, где до сих пор преподаю родной язык. В 2015 году меня назначили завучем, я смогла составить учебную программу на основе наших программ для детских садов и начальной школы и своего опыта преподавания. Наряду с изучением языка мы проводим с детьми много внеклассных мероприятий, праздников, знакомим с культурой и историей родной страны.

Каждый год (в 2016-м мы отметим десятилетний юбилей) вместе с другими родителями мы устраиваем новогодние представления, на которые собираются дети со всего Сиднея. Делаем их в стиле елок нашего детства: герои русских сказок, любимые песни из мультфильмов, Дед Мороз и Снегурочка, хороводы у елки и, конечно, подарки с русскими конфетами.

Бросилось в глаза

После Москвы жизнь здесь кажется заторможенной: никто никуда не спешит, все улыбаются, а увидев тебя с картой в руке, тут же предлагают помощь. Особенно бросаются в глаза старички. Как же меня умиляют красиво одетые, счастливые и ухоженные пожилые парочки (а живут здесь до 90 и дольше), идущие под ручку по улице или мирно беседующие в кафе за чашечкой кофе! Каждый раз, глядя на них, вспоминаю наших российских пенсионеров, и становится грустно.

Сиднейское утро

Как в любом другом большом городе, утро начинается с забега работающего населения в центр города на метро. Метро — это как у нас электрички, только двухэтажные. В центре Сиднея (район называется Сити) поезда уходят под землю, станции тоже в несколько этажей.

Женщины в офисных костюмах и в тапках (туфли с собой, но зачем мучиться всю дорогу), часто с мокрыми волосами, красятся и приводят себя в порядок уже в поезде. Мужчины в костюмах и с рюкзаками за спиной. Австралийцы обязательно с чашкой кофе в руке — это их визитная карточка.

Домашний паук

До сих пор не перестаю удивляться необычной живности. В гараже у нас, например, устроили гнездо поссумы, а во двор приходила ехидна.

В первые месяцы ходили по вечерам смотреть на поссумов и летучих лис. Привычным делом стало кормить с рук цветных попугайчиков и больших какаду. Несмотря на то что в домах проводят обработку от насекомых, с улицы могут заползти большие пауки. Те же тараканы здесь в 10 раз больше наших, да еще и летают. Вечером на улице постоянно перепрыгиваешь через них, но еще неприятнее, если они забираются в дом. Они, правда, любят фрукты, а не домашние отходы, но все равно противно.

Местные, правда, уже так привыкли к этим гигантским насекомым, что принимают их за домашних животных. Мои знакомые обнаружили при покупке дома большого паука (не ядовитого, но кусающегося больно), а хозяин, сделав грустное лицо, сказал: «Он здесь давно живет и не опасен. Но, если хотите, можете, конечно, убрать его».

Отпуск не для нас

Самое любимое времяпрепровождение австралийцев — это пикники с барбекю. Компании выезжают на природу или жарят мясо на барбекюшнице во дворе, общаются, играют в игры. В отпуск местные предпочитают отправляться на природу. Всей семьей выезжают в места, отведенные для отдыха, снимают там домик или место для палатки (ставить их можно только в специально отведенных для этого местах).

Наша семья нечасто отдыхает: работа по сменам, концерты, выступления. Но если выдается общий свободный день, едем на пляж, в поход в национальный парк, на пикник с друзьями или в кино.

Несколько раз в год ходим на спектакли русских театров или на КВН, но культурная жизнь в Сиднее не сравнится с московской. Очень не хватает интересных спектаклей и музеев — то, в чем мы не чувствовали недостатка дома.

< Назад в рубрику