Экономика
00:01, 11 мая 2016

Обеднеть ради будущего Экономический кризис в России потушат заморозкой зарплат

Григорий Коган
Фото: Socrates Baltagiannis / ТАСС

Минэкономразвития опубликовало прогноз экономического развития России на 2017-2019 годы. В нем говорится, что компании накопили прибыли и их нужно пустить на инвестиции. Но, если хотите развития, придется ограничить рост зарплат сотрудникам. Не исключено, что ситуация еще хуже, чем видится ведомству: прибыли предприятий, полученные в результате девальвации рубля, могут очень быстро обернуться убытками.

Непопулярные предположения

Сценарные условия и основные параметры прогноза социально-экономического развития России на 2017-й и плановый период 2018-2019 годов рассматривались на заседании правительства 21 апреля и были одобрены. Для расчета бюджета за основу принят базовый вариант прогноза.

Однако в интерпретации СМИ документ, который министерство готовит регулярно в форме аналитического исследования, обернулся предложением ограничить рост зарплат. Такая трактовка вызвала серьезные возражения законодателей. В частности, председатель нижней палаты парламента Сергей Нарышкин, узнав из прессы об «инициативе» Минэкономразвития, поспешил заявить, что Госдума подобные предложения не одобрит. «Что касается ограничения зарплаты в системе государственной и муниципальной службы, я, собственно, это допускаю, но наверняка депутаты будут возражать против ограничения, замораживания, тем более уменьшения зарплат в бюджетном секторе», — сказал он.

Причем он вполне логично предположил, что речь идет о бюджетниках, поскольку только на их зарплату государство может влиять непосредственно. Зарплаты в частном секторе, как справедливо заметил Нарышкин, «не компетенция министерства экономического развития, а компетенция акционеров предприятий».

Тем не менее в документе Минэкономразвития говорится как раз о частном секторе. Правда, не о мерах по сдерживанию зарплаты и даже не о рекомендациях бизнесу, а лишь о возможном развитии событий.

«Динамика реальных располагаемых доходов населения, как и реальной заработной платы, в 2016 году останется в области отрицательных значений, — говорится в сценарных условиях. — При этом в 2016 году, в отличие от 2015 года, сокращение реальных располагаемых доходов будет большим, чем реальной заработной платы, и составит 2,8 процента. Ожидается, что в 2016 году динамика отдельных компонентов доходов будет более сдержанной по сравнению с прошлым годом».

Помощник министра экономического развития Елена Лашкина в беседе с «Лентой.ру» отметила, что сценарные условия — это не предложения Минэкономразвития, а аналитический прогноз, который не рассматривает какие бы то ни было непопулярные меры.

«Это прогноз о том, как могут развиваться события в различных условиях. Мы предполагаем в целевом варианте, исходя из известных данных, что компании станут перераспределять ресурсы в сторону инвестиционных расходов, в том числе за счет временного ограничения издержек на оплату труда, компенсируя это в дальнейшем их ростом. Но это не рекомендации для владельцев бизнеса», — подчеркнула она.

Представитель ведомства также обратила внимание на то, что, согласно документу, в 2018-2019 годах среднегодовые темпы роста реальной заработной платы ускорятся, что стимулирует потребительский спрос.

В то же время возник резонанс, и на него отреагировал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков. Комментируя сообщения СМИ, представитель Кремля объяснил, что речь идет лишь об «одном из предложений». На самом деле предложений со стороны ведомства здесь не было вообще.

«Продолжаются поиски точек роста российской экономики. Тема оптимизации бюджетных расходов постоянно находится на повестке дня, постоянно обсуждается», — сказал Песков, добавив, что имеется в виду в том числе и оптимизация расходов на госаппарат. «Пока говорить о какой-то четко сформулированной позиции, наверное, не приходится», — подытожил он.

Таким образом прогноз экономического ведомства, благодаря своеобразной интерпретации журналистов, породил обсуждение идеи о сдерживании роста зарплат в бюджетной сфере.

Деньги в дело

Сценарии, изложенные в документе, также предполагают ускорение роста инвестиций с 3,8 процента в 2017 году до 7,1 процента в 2019-м. Их объем должен достичь уровня 24,1 процента ВВП.

Другими словами, компании, скорее всего, действительно заморозят зарплаты, вкладывая прибыль в расширение производства. Корпоративные прибыли, по мнению Минэка, в 2017 году останутся на уровне 2015 года, однако в 2018-м объем вложений в бизнес должен вырасти на 12 процентов, а в 2019 году — на 10,8 процента.

Как поясняется в прогнозе, этих показателей можно достичь не только сдерживанием расходов на потребление и соцобязательства, но и господдержкой «системообразующих и эффективных инвестиционных проектов», а также «опережающим ростом инвестиций в инновационные сектора экономики».

Экономист Яков Миркин воспринимает информацию о росте прибыли корпораций с определенным скепсисом. «Тут, скорее, не реальный рост, а эффект от девальвации рубля», — сказал он «Ленте.ру». И напомнил, что курс российской валюты снизился с 85 рублей за доллар в январе до 66 рублей в мае. В результате, по его мнению, «рубль оказался в зоне умеренной переоцененности».

Эксперт отмечает, что на сегодняшний день предсказать прибыльность российских корпораций невозможно, поскольку она связана именно с колебаниями валютного курса. «Нельзя понять, какой будет финансовый результат. Он может сократиться или уйти в отрицательную зону», — считает экономист.

Пик бедности

«Сокращение реальных располагаемых доходов населения при одновременном росте прожиточного минимума может привести к увеличению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2016 году до 13,7 процента», — говорится в сценарных условиях. Правда, по мере восстановления роста денежных доходов населения уровень бедности должен постепенно снижаться. В 2019 году доля бедного населения уменьшится до 13,1 процента, предполагает ведомство.

В условиях демографических ограничений и снижения численности рабочей силы (экономически активного населения) количество занятых россиян сократится с 68,6 миллиона человек в 2015 году до 67,5 миллиона человек в 2019-м.

На уровень бедности повлияет уменьшение реальных пенсий на 4,8 процента в 2016-м и на два процента в 2017 году. Пик бедности в стране должен прийтись на 2018 год, когда доля малоимущего населения достигнет 13,9 процента (по сравнению с 13,1 процента в 2015-м). Показатели реальных доходов восстановятся лишь к 2019 году.

Эти ожидания согласуются с прогнозом Якова Миркина, считающего, что нынешний кризис завершится через 3-3,5 года, в 2018-2019-м. «Снова начнется циклический рост мировых цен на нефть и газ, на металлы, продовольствие. А дальше можем увидеть что-то, похожее на 2000-е годы, когда мировые цены на сырье задираются до небес, валюта обильно льется на нас, и семейные доходы уверенно растут», — говорит он.

При этом следует учитывать, что сама по себе череда кризисов не закончится никогда. «Взлеты и падения, циклы, вечная тряска — так устроена жизнь в глобальной экономике, а мы — часть ее. В развивающихся экономиках, таких как Россия, кризисы происходят один-два раза в 10-15 лет (расчеты по ста с лишним странам), и мы идем именно с этим темпом — то вверх, то вниз», — резюмирует экономист.

< Назад в рубрику