Культура
12:39, 12 мая 2016

Марсианские хроники В Абрау-Дюрсо появился центр аудиовизуального искусства

Айгуль Хабибуллина
Фото: Станислав Бойко

В поселке Абрау-Дюрсо Краснодарского края, широко известном благодаря одноименному шампанскому, открылся первый филиал Центра современного искусства МАРС — в историческом комплексе Завода шампанских вин, преобразованном в современное выставочное пространство. На открытии побывала и «Лента.ру».

Спутник МАРСа в Абрау-Дюрсо

Чтобы воспринимать аудиовизуальные произведения, необязательно разбираться в современном искусстве и иметь специальное образование. Достаточно шагать в ногу со временем, что у большинства получается без всяких усилий. Сенсорные экраны, голографические изображения, 3D-технологии, VR-шлемы и прочее — из этого и состоит новый жанр. Строго говоря, он не новый — возник вместе с кинематографом и телевидением, постепенно вбирая в себя все технические достижения в этой сфере.

Спутник Центра МАРС в Абрау-Дюрсо — пока единственный филиал центра, но МАРС планирует прийти и в другие российские регионы. Поселок на берегу живописного горного озера Абрау совсем небольшой, но новый центр, по мнению руководителей МАРСа, должен привлечь сюда людей со всего края.

«Жанр, который мы представляем, — это язык нового поколения. Все мы находимся в частичной зависимости от гаджетов и интернета, без них уже почти невозможно жить. Это нужно признать как факт. Аудиовизуальное искусство таково, что люди не чувствуют себя обделенными, когда воспринимают его, они не переживают из-за недостатка знания или понимания. Все ощущается на уровне эмоций. Практика показывает, что к нам идут с удовольствием, и я уверен, что здесь это тоже сработает», — поясняет генеральный директор Центра МАРС Сергей Демчев.

Для Light Line — первого проекта Центра МАРС в Абрау-Дюрсо — отобрали самое важное и живое, что сейчас происходит в мировом аудиовизуальном искусстве. Nonotak, Cuppetelli and Mendoza, Kuflex, Tundra — самые громкие имена последних лет, их работы можно увидеть на крупных международных фестивалях медиаискусства.

Произведения, представленные в Абрау-Дюрсо, уже выставлялись раньше. Продюсеры решили не рисковать — для зрителей такое искусство все же еще непривычно. Пока в новом центре шесть произведений, скоро, возможно, их станет больше. Специалисты Центра МАРС могут управлять всеми проектами удаленно, но активно ищут техников на местах, способных следить за работой сложных конструкций и установок.

Первая инсталляция, которую видит зритель, называется Notional Field. Она создана детройтскими художниками Анникой Купетелли и Кристобалем Мендозой в 2010 году. Работа представляет собой настенную скульптуру из гибких струн, залитых проекцией. К струнам можно прикасаться, в результате меняется пространство, создается ощущение пребывания в космосе.

Вообще, почти все произведения аудиовизуального искусства вызывают такое ощущение, уводя в другую реальность. Как, например, проект Quantim Space российской лаборатории Kuflex, тоже показанный в Абрау-Дюрсо. Зритель попадает в комнату с интерактивной стеной, реагирующей на его присутствие. Он превращается в кванты и фотоны, пятна и линии, простые формы и сгустки света. Можно двигать руками, двигаться самому, а двойник на стене повторяет каждый взмах и каждое покачивание.

«Работы должны быть понятны зрителям, потому что далеко не все подготовлены к восприятию такого искусства. В то же время нужны произведения достаточно глубокие, чтобы даже те, кто разбирается в современных течениях, нашли что-то новое, новые пределы, грани. Те же, кто столкнулся с аудиовизуальным искусством впервые, ощущают мощное давление или даже мощный поток — света, трансформации пространства, звука, и прочее», — отметил продюсер выставки в Абрау-Дюрсо Виктор Кудряшов.

В работе Black Noise российского проекта Tundra используются 3D-технологии. Это одна из первых команд в нашей стране, взявшаяся именно за аудиовизуальный жанр, — видеохудожники, музыканты, звукоинженеры и программисты. Black Noise представляет собой трехмерную стереоскопическую аудиовизуальную инсталляцию. Как и другие работы, эта переносит в иную действительность. Надев очки, зритель словно подвергается гипнозу: завороженно смотрит на экран, который то надвигается на него, то отдаляется, и из разных точек комнаты выглядит по-разному.

«С помощью простейших форм пространство изменяется — сужается или расширяется. У зрителя создается впечатление, что он находится уже не в этой комнате, а где-то совершенно в другом месте. После просмотра он уходит с ощущением, что побывал непонятно где, но это было классно», — поясняет Виктор Кудряшов.

Туризм в Абрау-Дюрсо

В Абрау-Дюрсо на завтрак вам предложат легкий брют, на обед — белое полусухое, а на ужин — красное игристое. Бутылки тут не валяются на улице, а служат материалом для скульптур и цветочных клумб. Деревянными пюпитрами для хранения вина выложены фасады зданий, а «бутылочный» или виноградный узор украшает скамейки и дома. Местные жители шутят: в жаркую погоду винные пары с завода обволакивают окрестности так, что жить становится веселее.

От Абрау-Дюрсо 14 километров до Новороссийска и 7 километров до Черного моря. Поселок разросся вокруг горного озера Абрау и рядом с речкой Дюрсо. На живописное местечко обратили внимание во второй половине XIX века — в 1870 году генерал-майор Пиленко основал здесь удельное имение царской семьи. Вскоре выяснилось, что природа и климат Абрау-Дюрсо идеальны для выращивания винограда, причем шампанских сортов. Уже в 1877 году здесь собрали первый урожай и приступили к виноделию. Через 14 лет приехал князь Голицын, назначенный главным виноделом имения. Именно с него началась история Русского винного дома «Абрау-Дюрсо».

Здание завода, возведенное Голицыным, сохранилось до наших дней и готово удовлетворить любопытство путешественников. У дверей гостей встречает экскурсовод Ульяна. «Я впервые услышала о том, как делают шампанское, несколько лет назад, и это так меня впечатлило, что я захотела здесь работать и тоже об этом рассказывать», — признается она, сопровождая группу журналистов в подгорные туннели царских времен. Мы попадаем в темный и длинный подземный коридор, на сколько хватает глаз заставленный бутылками с вином, которые здесь выдерживаются от нескольких месяцев до нескольких лет. «Иногда бутылки взрываются! В них давление — от 15 до 20 атмосфер», — нарочито зловеще говорит Ульяна и как ни в чем не бывало проходит дальше, а мы с опаской посматриваем на несколько разбитых бутылок в аккуратных рядах. И хотя потом экскурсовод добавляет, что все, способное взорваться, уже взорвалось, мы еще долго ждем внезапного хлопка откуда-нибудь сбоку.

На Заводе шампанских вин в Абрау-Дюрсо можно увидеть весь процесс создания игристого напитка. После подземных туннелей, в которых, кстати, часто проводят квесты, гостей приглашают посмотреть современные цехи, конвейеры и резервуары.

На бутылках «Абрау-Дюрсо» обычно указывают имя французского шампаниста Виктора Дравиньи. Он приехал в удельное имение в 1905 году. Считается, что именно благодаря заслугам Дровиньи шампанское, сделанное в Абрау-Дюрсо, снискало любовь российской аристократии и царской семьи. Игристое вино подавали на торжественных мероприятиях, в том числе на праздновании 300-летия дома Романовых. Классические стандарты производства шампанского — и сейчас отличительный признак «Абрау-Дюрсо».

Тем не менее Абрау-Дюрсо — это не только завод шампанских вин, хотя он, безусловно, основа. Поселок, несмотря на немногочисленность населения, вполне можно назвать курортным: есть отели, рестораны, туристические центры, галереи, арт-мастерские и кинотеатр. Можно посмотреть на винные хозяйства, покататься на лодках, расписанных художниками, полетать на вертолете или поплавать на морской яхте, да даже просто устроить пикник на природе. В Абрау-Дюрсо действует гастрономическая школа, дающая мастер-классы для всех желающих — каждый затем получает сертификат. Россиянам, планирующим отдохнуть в Сочи или Анапе, непременно стоит побывать в Абрау-Дюрсо.

< Назад в рубрику