С 10 по 12 мая Литву охватила массовая акция, которую уже окрестили «революцией цветной капусты». Граждане республики объявили бойкот местным торговым сетям, обвинив их в желании нажиться на людях и чрезмерном завышении цен на продукты питания. «Лента.ру» попробовала разобраться, что стоит за протестом литовцев и чем это чревато.
О том, как разворачивалась очередная «цветная революция», «Ленте.ру» рассказала депутат Вильнюсского горсовета Ромуальда Пошевецкая: «Все началось с того, что в Facebook распространилась фотография с ценниками на цветную капусту у нас (3 евро 49 центов) и в других европейских странах (от 1,50 до 2,30 евро), — говорит она. — Разница не в нашу пользу существенная, хотя уровень жизни у нас ни в какое сравнение, к примеру, с Германией или Ирландией не идет. Цены в евро сравнялись с ценами в литах, которые были еще до вступления Литвы в еврозону. То есть стоимость товаров и услуг выросла в три с половиной раза, а зарплаты остались прежними. Возмущение народа стало набирать обороты, ведь власти перед введением евро клялись, что цены не вырастут. Более того, премьер-министр, ссылаясь на данные департамента статистики, уверяет нас, что так и произошло».
Литва перешла на евро 1 января 2015 года. Тогда обменный курс составлял 3,45 лита к 1 евро, но цены изменились в другой пропорции. Скажем, обычный картофель, всегда стоивший максимум 1,2 лита (0,35 евро) за килограмм сегодня продается по 1 евро (то есть 3,45 лита в ценах до 1 января 2015 года). Кто выиграл от такого положения дел, так это магазины соседней Польши: теперь литовцы массово катаются туда за покупками. Только за первые три месяца 2016-го они оставили в польских торговых центрах и магазинах 78 миллионов евро.
Депутат Европарламента от Литвы Валентинас Мазуронис указывает: если считать 78 миллионов среднеквартальной суммой, то в год жители страны вывозят в Польшу 312 миллионов евро. «Вот и вылезли официальные цифры. … Полагаю, это цифры, полученные при анализе платежных карт, а сколько еще наличных вывезено?» — задается он вопросом. По некоторым оценкам, за счет низких цен на продукты Польша ежегодно высасывает из кошельков и карманов литовцев до 500 миллионов евро.
«Вообще-то "продуктовое паломничество" в Польшу открыли как раз россияне из нашего региона. При долларе по 30-40 рублей это было весьма выгодно. Стоимость польских продуктов и товаров (от творога до телевизоров) оказывалась ровно вдвое меньше. Сейчас поток россиян несколько спал, но эстафету подхватили литовцы, что лично для меня несколько удивительно. Ведь Литва и Польша находятся в едином экономическом пространстве, границы нет, и теоретически ценовая политика должна быть единой. У меня есть лишь одно объяснение: даже невзирая на все драконовские законы ЕС, работающие в первую очередь на гигантские корпорации, польские власти уделяют большое внимание малому бизнесу, который на сегодня и формирует основную начинку супермаркетов. Ведь если присмотреться, то выяснится, что и россияне, и литовцы приобретают в Польше именно местную продукцию», — пояснил «Ленте.ру» калининградский журналист Андрей Выползов.
По словам Ромуальды Пошевецкой, звучат предложения снизить НДС на продукты. «В Литве он составляет 21 процент, а в Польше — 5-9. Именно этим и объясняется паломничество наших граждан в тамошние магазины. Литовцы сметают с полок все, что можно, так как цены в Польше ниже наших примерно на 20-30 процентов. Суммы, оставляемые там литовцами, заставляют некоторых политиков обвинять граждан в отсутствии патриотизма», — отметила она. Два месяца назад по этому поводу в стране разгорелся настоящий скандал. Политик консервативного объединения «Союз Отечества — Литовские христианские демократы» Ирена Дягутене упрекнула сограждан в том, что они променяли празднование Дня восстановления независимости 11 марта на дешевую колбасу. Это вызвало массовое раздражение, поскольку в свою бытность спикером Сейма Литвы несколько лет назад Дягутене приняла активное участие в подготовке посткризисных реформ, больно ударивших по карману малоимущих, пенсионеров и многодетных семей.
Возглавляющий в литовском Сейме фракцию правоцентристской партии «Порядок и справедливость» Пятрас Гражулис предложил провести в стране референдум по отмене евро и возвращению национальной валюты — лита. Простые же литовцы взялись за решение вопроса по-своему. В Facebook создали группу «Не пойду в торговые центры в течение трех дней» (Neisiu į prekybos centrą 3 dienas!), и в нее вступили свыше 100 тысяч человек. Активисты призвали население покупать продукты с 10 по 12 мая лишь в небольших магазинчиках, на рынках или у бабушек на улицах.
После чего разразился еще более громкий скандал. Руководитель отдела коммуникаций торговой сети Maxima LT Рената Саулите во всеуслышание заявила, что компания намерена обратиться в Департамент госбезопасности (ДГБ). Дескать, недовольство высокими ценами на продукты может разжигаться «агентами Кремля». «В социальных сетях начала распространяться информация с призывами не только к мирным пикетам и митингам, но и к борьбе с "негодяями". Кроме того, появились интернет-тролли с фотографиями нашей сети, нашего руководителя, начались другие провокации. С другой стороны, выяснилось, что несколько человек, которые являются организаторами акции протеста, упоминаются в отчете ДГБ за этот год как представляющие угрозу. Все это вызывает у нас обоснованную озабоченность. Мы боимся, что, прикрываясь благородными целями, они хотят спровоцировать агрессию, насилие», — сказала Саулите.
Maxima — крупнейшая розничная сеть Прибалтики. Ее репутация пострадала уже в 2008 году, когда в Латвии было несколько громких случаев острого отравления покупателей недоброкачественными продуктами. Но особенно сильно по компании ударила трагедия 21 ноября 2013 года. Некачественно построенный ТЦ Maxima в рижском районе Золитуде обрушился, погибло 54 человека. Видимо, на сей раз в сети решили, что лишний шум им не нужен. «Сообщение о планах Maxima обратиться в Департамент государственной безопасности и другие органы с просьбой расследовать, не вызваны ли дискуссии о дорожающих товарах деятельностью благосклонных к Кремлю сил, — досадная ошибка. Жителям Литвы я приношу искренние извинения за это», — заявил генеральный директор компании Жидрунас Валкерис.
Что касается результатов бойкота, то на сей счет поступает противоречивая информация. Одни граждане размещают в соцсетях снимки, свидетельствующие о том, что крупнейшие торговые центры опустели, другие никаких изменений не заметили. «Трудно оценить точное число, мы не можем определенно сказать в цифрах, сколько людей на самом деле не ходят в магазины», — говорит один из организаторов акции Каролис Рамошка. По некоторым данным, в ней принимает участие около 30 тысяч человек. Тем временем та же Maxima объявила, что 14 мая проведет во всей Литве акцию: несколько десятков групп товаров будут продаваться со скидкой от 20 до 40 процентов. Хотя в сети утверждают, что это никак не связано с бойкотом, многие выражают крайнее недовольство. «Из того, что я вижу в комментариях в социальных сетях, люди очень возмущены акцией Maximа 14 мая. Они восприняли это как брошенную собаке кость — съешьте и успокойтесь», — подчеркивает Рамошка.
Премьер-министр страны Альгирдас Буткявичюс призвал торговцев «спросить у себя, не слишком ли велики их аппетиты». Впрочем, он высказал сомнения и в эффективности бойкота. «Люди могут организовывать акции, важно, чтобы они были мирными. Однако я не считаю, что это принесет большие результаты. Это, я думаю, прежде всего, дело совести торговцев», — считает премьер.
В литовском политикуме тем не менее признают, что так или иначе вопрос нужно решать. «Посудите, минимальный суточный набор необходимых продуктов тянет примерно на 20 евро, а средняя пенсия — 250 евро в месяц. Пенсионеры не в состоянии оплатить коммунальные расходы, ведь зимой стандартная квартира в 60 квадратных метров обходится почти в 200 евро в месяц. Вот и решай: платить квартплату и голодать, либо покупать еду, но влезать в долги за квартиру. Призывы снизить НДС пока не находят поддержки у правящей коалиции и крайне негативно воспринимаются в президентском дворце. В итоге граждане вслед за бойкотом магазинов готовятся провести новую акцию "Стоп 21 процент НДС на продукты питания". "Революция" продолжается. Вопрос только в том, какие формы она примет и приведет ли к более масштабным действиям», — высказала свои опасения «Ленте.ру» Ромуальда Пошевецкая
По ее мнению, ситуация требует пересмотра вопроса вмешательства государства и регулирования торговой наценки в магазинах — хоть против этого и возражают сторонники «невидимой руки рынка». Пока мелкие предприниматели не выдерживают конкуренции с крупными монополистами и уходят с рынка. Отсюда и «ценовой беспредел». А от этого страдают не только покупатели, но и крестьяне, особенно производители молока, уже проведшие в последнее время несколько крупных протестных мероприятий. Минимальные закупочные цены на их продукцию в стране — от 0,08 до 0,15 евро за литр. Однако же в супермаркетах молоко стоит в десятки раз дороже.
Проблему могло бы решить восстановление мелких торговых точек, расширение торговли от производителей, облегчение путей доставки продуктов на прилавки, минуя перекупщиков, «накручивающих» цены. Возможно, перед назначенными на октябрь 2016 года парламентскими выборами что-то в этом направлении и будет предпринято. С соответствующими политическими дивидендами.