Получится ли хорошее кино из мобильной суперигры? Что объединяет верблюда и менеджера по продажам? До какого чудовищного абсурда можно довести всенародные праздники? Есть ли шанс уберечь Лондон от наплыва грязных русских капиталов? Ответы очевидны, но новинки кинопроката все равно пытаются найти их заново. «Лента.ру» рассказывает, на что идти в кино на выходных.
Вопреки знаменитому названию, на острове нелетающих разноцветных птиц построено общество победившего послушания — благостно ведут себя здесь все и абсолютно всегда. Но есть, как водится, и исключение — неспособный справляться с эмоциями невротик Ред (в русском дубляже озвучен Александром Цекало), которого за вспышку ярости смиренные сородичи наказывают жестоко — отправляют на курсы управления гневом.
Исправиться, впрочем, он не успеет — к счастью для остальных пернатых. К ним на остров с коварным планом прибывает корабль, полный подозрительно вежливых зеленых свиней. Вскоре по яйцам птичьего царства будет нанесен серьезный удар — и под началом Реда обманутые крылатые, наконец, разозлятся.
Стремление голливудских студий выжать каждый цент из любой более-менее популярной интеллектуальной собственности, мягко говоря, не новость — не всегда, правда, это приводит к непременно плохому кино. Вот и создатели «Angry Birds в кино», как могут, встраивают элементы (включая и рогатки с башенками) хитовой мобильной игры в формат развлекательной семейной анимации: слепят глаз буйством мультяшных красок, безостановочно, порой метко острят, выстраивают смехотворный, но понятный сюжет. Другое дело, что небанальное происхождение не становится для «Angry Birds в кино» поводом хоть как-то выйти за пределы жанрового стандарта — насмотренный зритель легко увидит растущие из «Тачек» и «Лего. Фильма» перья, а значит, и быстро прочувствует не только развитие сюжета, но и даже саму его шаткую структуру. Впрочем, есть какая-то логика и в том, что фильм, снятый по игре, призванной убивать время, из всех возможных качеств большого кино ограничивается именно ненавязчивым, лишенным сюрпризов, бойким времяпрепровождением.
Когда-то Алан Клэй (Том Хэнкс) был вполне себе вершителем судеб — одним из топ-менеджеров велосипедного гиганта Schwinn. Но недальновидное управление, беззаботность и предприимчивость китайских партнеров позиции его работодателя существенно пошатнули — а самого Алана превратили в самого незавидного фигуранта рынка труда: возрастного, обанкротившегося и обездоленного, разведенного и безработного специалиста по продажам. Последний шанс бедолаге даст случайное знакомство (30 лет назад — причем в мужском туалете!) с саудовским принцем: одна IT-корпорация отправит его на Аравийский полуостров, чтобы с помощью грандиозной голограммы-презентации впарить королю интернет-обеспечение для нового экономического оазиса. На месте выяснится, что город толком не начали строить, подчиненным Клэя даже не провели wi-fi, а самого правителя не видели месяцами — причем к адскому джетлагу героя добавится еще и стремительно растущая на спине опухоль, очень похожая на горб.
Горбы и барханы, специфика арабского бизнеса, монтажные и стилистические излишества — новый фильм немца Тома Тыквера, автора «Беги, Лола, беги» и «Облачного атласа» (вместе с сестрами Вачовски) полон разнообразных трюков, но его главным оружием служит, конечно, Том Хэнкс. Звезда с явным удовольствием ломает здесь комедию абсурда, замешанного на конфликте культур, — и сюжет подает ему все новые, часто небанальные поводы похвастать пластичностью лица и душевностью взгляда: то забросит на сходку бедняков с революционными амбициями, то проведет короткой гастролью по Мекке. Но при ближайшем рассмотрении Тыквер и автор романа-первоисточника Дэйв Эггерс оказываются вовсе не только певцами саудовской экзотики — их фильм в первую очередь вырисовывает картину современного глобального (и безжалостного в отсутствии границ) капитализма, в котором арабский маргинал и американский командировочный легко могут найти общий язык на почве равного бессилия что-либо изменить. Экономический порядок Тыквер, скорее, ненавязчиво критикует, но его рядовых подневольных рабов, к счастью, — нет. «Голограмма для короля» пренебрегает сатирой в пользу истории комичного, но все же искупления. Никто еще так прямолинейно не рифмовал верблюда с менеджером по продажам — причем с подкупающим сочувствием к ним обоим.
Что может случиться на каникулах в Марокко с более-менее ординарной лондонской парой, если он (Юэн Макгрегор) — преподаватель поэзии, а она (Наоми Харрис) — юрист? Ответ — что угодно, если действие происходит в фильме по роману Джона Ле Карре. В баре марракешского отеля отпускникам не повезет повстречать жовиального русского туриста (Стеллан Скарсгард). Тот представится Димой и, немного покрасовавшись, перейдет к делу — вербовке новых знакомых на предположительно благое дело: привезти в Лондон ценную флешку с компроматом и отнести ее в спецслужбы. Когда выяснится, что на диск слиты махинации отмыва через британскую столицу грязных денег русской мафии, а оперативник MI-6 (Дэмиен Льюис), взявшийся за расследование, начнет удостаиваться недовольных отповедей начальства, несчастный специалист по поэзии обнаружит себя в эпицентре смертельной для нормального гуманитария интернациональной интриги.
Экранизации Ле Карре — дело довольно тонкое, и на каждого взвинченного «Ночного администратора» приходится невнятный «Самый опасный человек». Режиссер «Предателя» Сюзанна Уайт, справедливости ради, очень старается — подчеркивает светотенями колорит персонажей и локаций, последовательно проводит по фильму основные мысли оригинала (в первую очередь, о тотальности коррупции), подбавляет уверенного экшена и выдерживает пессимистичную, лишенную иронии интонацию. Сам Ле Карре вполне мог бы остаться доволен. Впрочем, есть подозрение, что отечественные зрители «Предателя» увидят его несколько иными, чем все остальные, глазами — то есть поверяя домыслы мастера литературного шпионажа об эстетике и механике организованного русского криминала собственным знанием. Увы, в России этот фильм будет трудно смотреть с той же звериной серьезностью, с которой он снят. Карикатурные олигархи и бандюки (самого опасного человека с кличкой Князь и окладистой бородой здесь играет Григорий Добрыгин), наивность мотивации спасти Лондон от русских денег (не поздно ли?), смехотворные детали помельче — все это превращает «Предателя» из триллера в неожиданно абсурдистскую комедию.