За последние годы на просторах сети появилась целая армия бодибилдеров, активно пропагандирующих здоровый образ жизни и физические нагрузки. За умеренную плату они обещают раскрыть секреты набора массы и похудения, рассказывают об азах правильного питания и продают спортивные добавки. «Лента.ру» выяснила, сколько зарабатывают популярные интернет-бодибилдеры и стоит ли верить их советам.
У большинства авторов сомнительных тренировочных методик есть одна общая особенность — они прославились благодаря юмористическому сообществу «ПрАтеин» во «ВКонтакте». Изначально паблик был создан для высмеивания противников спортивного питания. Хотя научное сообщество давно признало эти пищевые добавки безвредными, многие далекие от спорта люди до сих пор считают их «химией», вызывающей необратимые изменения в организме человека.
Начав с публикации самых вопиющих аргументов противников спортпита, администрация паблика очень быстро перешла на тему противостояния качков и любителей турников, а также стереотипов о посетителях спортзалов. А затем от внимания подписчиков не ускользнули и авторы сомнительных тренингов, послужившие отдельным сюжетом для мемов.
Сегодня во «ВКонтакте» сформировалось целое сообщество качков, подписанных, помимо «ПрАтеина», на более серьезные паблики вроде «Анаболизма машин» (470 тысяч ), «Угарная качалка» (395 тысяч) и Do4a.com (1 миллион 120 тысяч подписчиков).
Вадим Do4а Иванов — 182 тысячи подписчиков на YouTube
Один из самых известных интернет-бодибилдеров — основатель Do4а Вадим Иванов. Его паблик и одноименный сайт считаются главной площадкой для любителей силовых тренировок, где подробно обсуждаются упражнения, питание и применение спортивной фармакологии.
Сам Вадим прославился еще в 2011 году, когда завел свой блог на YouTube и принялся рассказывать о суровой жизни рядового бодибилдера. Он никогда не скрывал, что выступает за применение стероидов, и в роликах часто рассуждал о свойствах тех или иных препаратов.
Вскоре Вадим сдружился с известным и весьма харизматичным пауэрлифтером Михаилом Кокляевым, а параллельно основал свой онлайн-магазин по продаже фармакологии и спортивного питания, где позднее появилась его фирменная одежда и экипировка. Со временем бизнес разросся до собственного спортзала и 20 торговых точек в России и Белоруссии. На «ПрАтеине» Вадима прозвали «барыгой». Тот на это отвечал, что «все делает для пацанов» и даже терпит убытки из-за низких цен на своих площадках.
В сети этот аргумент вызвал масштабную волну троллинга, поскольку весной 2015 года Иванов разругался с российским брендом спортивного питания PureProtein. Оказалось, что цены на продукцию в его онлайн-магазине были на 70-80 процентов выше закупочных. Позднее выяснилось, что производимая Вадимом якобы уникальная линейка одежды Dich и Bona Fide — копия с китайских вещей, а продавалась недешево. Некоторые бодибилдеры также обвиняли Do4а в недостаточной дозировке ряда купленных в его онлайн-магазине препаратов.
Оценить заработки Вадима весьма непросто, поскольку Do4а не предоставляет информации об объеме продаж в онлайн-магазине и торговых точках. По данным статистического сервиса SocialBlade, на своем YouTube-канале Иванов ежегодно зарабатывает до 80 тысяч долларов. Кроме того, он администратор одноименного паблика Do4а с более чем миллионом подписчиков и его женской версии Do4a.com — Train Hard Or Make Borsh с почти 400 тысячами подписчиков. В этих сообществах активно размещается реклама товаров из онлайн-магазина Вадима.
Юрий Спасокукоцкий — 258 тысяч подписчиков на YouTube
Украинец Юрий Спасокукоцкий открыл свой канал на YouTube еще в 2007 году, но снимать и выкладывать на него видео с тренировками и советами по питанию он начал в 2011 году, став чемпионом Украины по бодибилдингу.
Ролики рекламировали его собственную сеть фитнес-клубов «Бицепс». А в 2013 году он стал мемом на «ПрАтеине», после того как организовал интернет-торговлю своими «уникальными» упражнениями, гордо именуемыми им «методиками». По словам Юрия, лучшее доказательство эффективности «методик» — его внешний вид, о чем он упоминал в каждом своем ролике. Из-за картавости и забавного выражения лица в сети его прозвали «Югка-методист».
Купившим программу Юрий советовал пить воду с лимоном при похудении, что чревато обострением гастрита, и выполнять упражнения не в полную амплитуду, но с большим весом. Это вызвало удивление многих известных бодибилдеров и породило еще одну волну троллинга. Сам Спасокукоцкий на критику никак не отреагировал, зато предложил клиентам платные тренировки по интернету, снабдив их восторженными отзывами посетителей своего сайта.
В итоге украинец окончательно превратился в локальный мем для всех качков Рунета, а обзоры на него сняли многие известные спортсмены и блогеры.
Сам Спасокукоцкий прекрасно понимает, что такие перепалки лишь способствуют росту его популярности, и специально провоцирует пользователей сети. Также он следит за трендами и снимает видео совместных тренировок с популярными в интернете персонажами. Например, с националистом Максимом Марцинкевичем по прозвищу Тесак.
Все это помогает ему зарабатывать немалые деньги на «методиках» и продаже рекламы. Один только канал на YouTube ежегодно приносит Юрию более 50 тысяч долларов.
Василий Ульянов — 45 тысяч подписчиков на YouTube
О Василии Ульянове в сети впервые услышали в конце 2011 года, когда он в нескольких роликах рассказал, как накачать пресс в домашних условиях. На YouTube ежедневно выкладываются десятки подобных роликов, так что его мастер-класс предсказуемо не снискал особой популярности.
Ульянов посетил несколько курсов личностного роста, где сдружился с широко известными в сети пикап-тренерами Олегом Горячо и Антоном Бритвой. В сети предполагают, что они и подсказали молодому человеку эффективный способ заработка. Регулярно посещавший спортзал Василий создал сайт, где провозгласил себя основателем «модельного бодибилдинга» — несуществующего вида спорта, удивившего многих спортсменов и блогеров.
Это не смутило Ульянова, развернувшего масштабную рекламную кампанию по продаже своих тренингов и обещавшего всем клиентам идеальное тело за несколько недель занятий. По-видимому, желающих набралось немало, поскольку вскоре новоявленный тренер приобрел спортивный автомобиль Jaguar и даже стал участником нескольких телешоу.
Затем Василий разработал методику прокачки мышц пресса, которую рекламировал на тренингах своих коллег-пикаперов, и сам регулярно давал платные мастер-классы в Москве и других городах России. Постепенно внимание пользователей сети к Ульянову пошло на спад, но это не помешало ему объявить набор желающих в программу «Я — супермашина», которую он и сейчас продает на своем сайте.