Для того чтобы наши футболисты получили возможность попробовать бордо на его исторической родине, звезды над Францией должны выстроиться совершенно удивительным образом. Сначала россиянам нужно провалить старт турнира и занять третье место в группе, став при этом лучшей из «троечников» групп A, B и F. В этом случае в одной восьмой финала мы попадем на лучшую команду группы С, которой скорее всего станет сборная Германии. Действующий чемпион мира, если кто забыл. И вот если россияне одолеют немцев, то наградой для них станет поездка в Бордо…
Славный город Бордо находится в юго-западной части Франции, но расположен он так удачно, что при этом является крупнейшим транспортным узлом. Причем еще с древности, что, кстати, и предопределило его развитие. Но об этом ниже.
Итак, если вы путешествуете по городам Евро вслед за нашей командой, скажем, на скоростном поезде, то непременно проедете через Бордо на пути из Лилля в Тулузу. Напомним, что в этих городах наша сборная проводит второй и третий матчи группового этапа. Если после этого вы задержитесь в Тулузе, то Бордо будет ближайшим к вам крупным городом и добраться до него будет проще простого. Но беда в том, что матчи первого раунда плей-офф в Бордо не проводятся, а значит, попасть туда наши футболисты смогут лишь транзитом через игру одной восьмой, причем только ту, которая состоится …опять же в Лилле. То есть проехать через Бордо придется еще минимум дважды, как и через Париж!
Скоростной поезд от Парижа до Бордо идет около трех часов (билеты от 30 до 70 евро), от Тулузы — примерно два часа (20 евро). Со средиземноморского побережья скоростной дороги пока не построили, хотя и собирались — говорят, кризис помешал.
Итак, если вы оказались на юге Франции, то имеет смысл воспользоваться самолетом, благо местных рейсов много. Ну и конечно, если сидя дома вы вдруг, в последний момент поняли, что просто обязаны поддержать нашу сборную, и смогли приобрести билеты на четвертьфинальный матч, то вам тоже придется подниматься к облакам. Сразу скажем, что напрямую из России в местный аэропорт Мериньяк не прилетишь — только с пересадкой. Зато вариантов много: через Париж, Амстердам, Лион или Венецию, причем, багаж можно отправить напрямую. Если не делать ради экономии большой крюк, то лететь часа четыре с половиной без учета ожидания стыковок. От аэропорта до центра Бордо добираться не сложно: есть автобус-экспресс (примерно 45 минут за 7 евро) или обычный рейсовый маршрут за 1,4 евро. Это если времени в избытке.
Но все же лучший способ путешествовать по Франции — автомобиль. Отличные дороги с великолепным покрытием и инфраструктурой, хорошая организация движения и не слишком дорогие автобаны — там, где вообще взимается плата. Ну и конечно, свобода передвижения и возможность увидеть страну не только с парадного фасада, но и любого другого ракурса.
Аквитания, центром которой является город Бордо, исключительно удобно расположена. С одной стороны, рядом Атлантический океан и все прелести морской торговли. С океаном город связан широкой и полноводной рекой Гаронной, на которой собственно, и стоит Бордо. Этой же рекой город связан и с центральными районами страны. Получается, что находясь не на самом побережье, а чуть в глубине, Бордо является торговыми воротами западной Франции. Этим объясняются многие события в истории Аквитании и причины ее самобытности.
А еще океан одарил этот регион особым климатом, который ученые называют переходным от умеренного морского к средиземноморскому. Зима здесь мягкая, дождливая и довольно теплая, а лето солнечное и умеренно жаркое. В совокупности с удивительными почвами, этот регион оказался идеальным для выращивания винограда. О чем теперь знает весь мир.
Когда-то здесь жили галлы, которые основали поселение названное ими Бурдигала. От него, в результате сложных лингвистических экзерсисов, и получилось современное слово Бордо. Кстати, русское слово, означающее соответствующий цвет, происходит именно от названия французского города, точнее, вина из него привезенного. К нам этот божественный напиток попал при Петре Первом, тогда же в русской речи появился цвет бордо.
Галлы виноград не особо ценили, все больше зерновые. Кстати, половину позднеантичного мира ими снабжали. А еще добывали свинец и олово, которого здесь тоже в достатке. Но после того как Юлий Цезарь покорил эти места и на берегах Гаронны появились первые римские поселенцы, с ними пришла и лоза. И осталась здесь навсегда…
Во время великого переселения народов система европейской торговли была разрушена и товарное производство вина стало бессмысленным. В эпоху Карла Великого Аквитания стала ареной жарких битв франков с арабами и васконами — предками современных гасконцев. Чуть позже Бордо несколько раз грабили викинги. Понятно, в эти темные времена аквитанцам было не до виноделия. Впрочем, длилось запустение не очень долго.
В XII столетии Элеонора Аквитанская вышла замуж за Генриха Плантагенета, и Бордо, в качестве приданного королевы, оказалось в составе Англии. Продолжалось это единение недолго, но оно здорово поспособствовало установлению торговых связей, которые не разрушились и после того, как Бордо вернулся в лоно родной Франции. Островитяне страстно полюбили аквитанское вино, а как только появился рынок сбыта, местные жители принялись быстро наращивать производство. Виноделие стало стремительно возрождаться.
Но настоящий расцвет Бордо случился в XVIII веке, когда город оказался в центре трансатлантического торгового треугольника, который связывал Европу, Америку и Африку. С Черного континента в Новый Свет просвещенные европейцы везли несчастных рабов, которые трудились на плантациях. А взращенные их потом и кровью табак, кофе, хлопок, индиго, сахар и другие ценные товары возвращались в Европу. Бордо стал одним из ворот континентальной части Старого Света. А когда американские колонисты учинили войну за независимость и, естественно, рассорились с англичанами, для аквитанцев наступил самый настоящий «золотой век». Прибыль купцов многократно выросла, а город стал расти как на дрожжах.
Собственно, этим и объясняется, почему Бордо вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО именно как уникальный архитектурный ансамбль эпохи Просвещения, то есть второй половины XVIII века.
Виктор Гюго: «Бордо интересный город, оригинальный и, возможно, единственный. Возьмите Версаль, смешайте его с Антверпеном и получите Бордо».
В 1746 году градоначальник маркиз де Турни пообещал превратить Бордо в лучший город Франции и начал работу над его планировкой, для чего пригласил знаменитого архитектора Виктора Луи. В соответствии с традициями эпохи Просвещения стилистической доминантой стал классицизм, хотя здесь он не такой, к которому привыкли поклонники русской архитектуры. Это ранний классицизм, где много от аристократического французского барокко и рококо.
Зато классический стиль городской планировки проявляется в четкости линий, широких светлых улицах, обилии просторных площадей, публичных парков и больших скверов, таких как Пляс де ла Бурс или Эспланад де Кинконс, кстати, самый большой сквер в Европе. На излучине Гаронны была устроена огромная набережная, украшенная длинной чередой зданий с классическими фасадами.
Порт Луны, как называют центральную часть города, получился удивительно однородным и стилистически продуманным. Он таким и остался. При этом архитекторы XVIII века постарались максимально сохранить самые яркие общественные постройки предшествующих эпох. Это, естественно, соборы, но так же и крепостные ворота, украшенные затейливыми башнями. Оборонительные стены снесли, а ворота и надвратные укрепления оставили. В разной степени сохранились и два форта, которые французский король Карл VII построил для контроля над городом (не все в Бордо были рады воссоединению с Францией).
Один из них жители города назвали «Замком трубы» (Château de la Trompette), потому что рабочих на его постройку созывали посредством этого музыкального инструмента. Правда, от этого памятника осталось немного. Второй же, сохранившийся значительно лучше, назвали попросту «Замком Ха!» (Château du Hâ) — дескать, когда королю доложили, что постройка закончена, он не нашел других слов, а попросту ухмыльнулся: «Ха!»
А гуляя по старому городу вам не удастся пройти мимо феноменального готического собора Святого Андрея и базилики Сен-Мишель. Здесь же знаменитый Большой театр, Биржевая площадь и множество фонтанов.
Обязательно сходите на площадь Кинконс — самую большую в Европе (126 тысяч квадратных метров) и прогуляйтесь по пешеходной улице Сен-Катрин — самой длинной торговой улице Франции. Все полтора километра ее длины вас будет сопровождать чудесная умиротворяющая атмосфера и обилие самых разнообразных цветов.
Все это очень здорово, но это не главное. А главное здесь — вино.
Вино во Франции есть почти везде. И каждый регион гордится своим, доморощенным напитком. Но нарицательными, известными всему миру, стали лишь единичные названия регионов. Это Шампань, Коньяк и, конечно, Бордо.
Бордо — это столица мирового виноделия. Отсюда классические местные сорта разъехались по америкам, африкам и прочим австралиям. На нашу Тамань и в Крым культурная лоза тоже пришла из Аквитании. И виноградари Фанагории гордятся тем, что их виноградники находятся на одной широте с Бордо.
Если наши футболисты подарят болельщикам возможность доехать до Бордо и у вас будет хоть один лишний день, непременно потратьте его на винный тур. Теперь это называется модным термином «энотуризм».
А.С. Пушкин («Евгений Онегин»):
… но ты Бордо, подобен другу,
Который, в горе и в беде,
Товарищ завсегда, везде,
Готов нам оказать услугу
Иль тихий разделить досуг.
Да здравствует Бордо, наш друг!
Прямо за границами урбанизации начинаются виноградники. Практически в городской черте. И занимают они всю долину Жиронды, как называется эстуарий реки Гаронны. Для тех, кто не понял умного слова «эстуарий», это «общее название полузамкнутых водных объектов, являющихся частями устьевых областей рек и характеризующихся активными процессами смешения речных и морских вод». Наверное, благодаря этому уникальному явлению, вкупе с климатом и почвой, здесь так хорошо получается вино…
По традиции, вина здесь производят в частных хозяйствах, по-французски именуемых «шато» (château, дословно — замок). В регионе насчитывается порядка девяти тысяч хозяйств, от самых маленьких, семейных, до крупных, где вино производится в промышленных объемах. За год в Бордо выпускают более 700 миллионов бутылок вина, в основном сухого красного. Кстати, еще полтора века назад вина выпускались в основном белые и сладкие, но потом вкусы покупателей стали меняться, и виноделам пришлось под них подстроиться.
Существует «Официальная классификация вин Бордо». Появилась она по инициативе императора Наполеона III и была создана для Парижской выставки 1855 года. Впоследствии несколько раз корректировалась, последний раз в 1973 году. В ней перечислены и разделены по категориям шестьдесят хозяйств, производящих настоящее бордо. В основном это коммуны, объединяющие частных производителей. Многие из них с радостью принимают туристов и всегда готовы раскрыть тайны и традиции виноделия. Главное, не переусердствовать на дегустации, чтобы вспомнить потом занимательные рассказы и названия посещенных шато.
Тем, кто потребляет исключительно крепкий алкоголь, тоже найдется энотур, правда, придется отъехать на сто с небольшим километров к северу. Здесь на берегу реки Шаранта расположен уютный городок именуемый…Коньяк. Ну, дальше вы в курсе…
Но вернемся к футболу. Бордо всегда был спортивным городом, причем традиционно здесь достойную конкуренцию футболу составляли теннис и регби. Видимо, английское влияние. Характерный пример: многие годы футбольный клуб «Бордо» проводил матчи на стадионе «Шабан-Дельмас», названом в честь Жака Шабан-Дельмаса, который был мэром города с 1947 по 1995 год. Знаменит сей выдающийся гражданин Бордо не только тем, что был генералом армии Сопротивления, но и тем, что профессионально играл в регби, а еще выступал в финале парного разряда на теннисном «Ролан-Гаррос». А вот в футбол он не играл…
Но сейчас справедливость восторжествовала, и стадион-ветеран полностью передан регбистам. А для Евро-2016 построен новый красавец — «Матмю Атлантик». Вообще-то его назвали просто «Новый стадион Бордо», но потом расчетливые французы продали на десять лет название страховой компании «Матмю». Впрочем, на время Евро коммерческое название не распространяется.
Стадион очень необычный, можно сказать — космический. Он словно парит в воздухе благодаря множеству тонких стальных колонн, поддерживающих трибуны и крышу. Они покрашены в белый свет и ярко подсвечиваются по вечерам. Зрелище впечатляющее.
Новая арена расположена дальше от центра, нежели его предшественник, но добраться до него несложно. И это повод сказать о том, что в Бордо работает удивительная сеть трамвайных маршрутов. В этом случае все как в русской пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». Вообще-то, этот вид транспорта появился в городе еще в XIX веке, но после войны было решено отдать пальму первенства двигателям внутреннего сгорания и все рельсы были разобраны. К концу прошлого века руководство города осознало ошибочность этого решения и задумало возродить трамвай, но уже на новом техническом уровне. Что и было сделано. Действующая сейчас сеть была открыта уже в нынешнем тысячелетии, а поскольку делалась она с нуля, то в ней воплощены все последние достижения. Вагоны бесшумные и быстрые, проводов в историческом центре нет (используется безопасный контактный рельс), составы ходят каждые 5-7 минут. Практически это метро, только наземное и передвигающееся прямо по центральным улицам. Стоимость одной поездки — 1,4 евро, но можно взять проездной на сутки за 4,3 евро. Вообще, система различных проездных, единых и ситипассов в Бордо очень обширная и позволяет выбрать оптимальный вариант для любой ситуации.
Так вот: до нового стадиона можно добраться трамваем линии С в направлении Parc des Expositions. Выходить нужно на Parc des Expositions terminus. Можно доехать и на трамвае линии В в направлении Berges de la Garonne. Тогда нужно выйти на остановке Cité du Vin и пересесть на специальный маршрутный автобус, идущий прямо до стадиона. От центра города до арены добираться примерно полчаса, но это в обычный день. Во время Евро, конечно, стоит выходить заранее.