Интернет и СМИ
17:54, 16 мая 2016

Деньги на бочку Как популярные блогеры борются с продажными постами в соцсетях

Дмитрий Саркисов
Фото: Владислав Лоншаков / «Коммерсантъ»

Ни для кого не секрет, что большинство популярных блогеров время от времени публикуют материалы за деньги. Обычно авторы подобных постов стараются замаскировать их под обычные публикации, но иногда «заказной» характер текстов виден невооруженным глазом. «Лента.ру» выяснила, как известные блогеры борются против слишком очевидной «заказухи».

Деньги решают все

Еще несколько лет назад мало кто мог предположить, что известные блогеры могут превратиться в серьезный инструмент манипуляции общественным мнением. Десятки тысяч преданных подписчиков в соцсетях исправно верят большинству их публикаций и редко проверяют факты в очередном «разоблачении» той или иной крупной компании.

В то же время ни для кого не секрет, что подобные материалы могут быть написаны по заказу с целью очернить репутацию конкурентов в глазах пользователей сети. Еще год назад о массовости этого явления предупреждала гендиректор группы компаний в области информационной безопасности InfoWatch Наталья Касперская. Сторонница радикальных решений, в том числе контроля за телефонными разговорами сотрудников в офисе, она уверена — своими неосторожными высказываниями в соцсетях и блогах человек «может навредить практически всем: государству, компании, своим близким и самому себе».
Самым опасным прецедентом при этом остается целенаправленная информационная атака на компанию со стороны популярных в сети личностей. От таких репутационных провалов ежегодно страдают десятки российских компаний, а их финансовые потери оцениваются в миллионы рублей.

Так, в марте 2015 года блогеры целенаправленно атаковали авиакомпанию «Трансаэро». Через Twitter они оперативно распространили информацию о том, что «Трансаэро» отменяет все авиаперелеты с апреля по октябрь по причине надвигающегося банкротства. Затем, буквально на следующий день, со специально созданных заранее акканутов были опубликованы примерно одинаковые тексты «очевидцев», утверждавших, что в аэропорту «Домодедово» стоят и никуда не вылетают 20 самолетов авиакомпании. Информацию быстро подхватили некоторые СМИ.

В «Трансаэро» сумели отбить эту атаку, ответив на большинство вбросов и запустив новую и, как они заявили, самую масштабную в своей истории программу полетов по внутрироссийским и международным маршрутам.
В декабре прошлого года информационной атаке подвергся и один из крупных российских банков. Как и в случае с «Трансаэро», атака была организована в две фазы. Сначала в соцсетях распространили информацию о том, что банкоматы перестали принимать карты и блокируют съем денег, а затем злоумышленники организовали мошенническую SMS-рассылку, уведомлявшую о блокировке карт банка.

В результате атаки число операций в банкоматах банка за сутки выросло сразу на 40 процентов, а в ряде городов за трое суток было снято около 5 миллиардов рублей. Деньги пришлось в экстренном порядке привозить в Омск самолетами, а для заполнения банкоматов — мобилизовать все доступные человеческие ресурсы.

Все очевидно

Многие популярные блогеры крайне негативно относятся к таким информационным атакам и при случае стараются разоблачить авторов проплаченных публикаций. Так произошло и со случившейся в начале мая волной негативных отзывов на деятельность одного из подмосковных застройщиков – компании МИЦ. В «Живом журнале» неожиданно появилась целая волна претензий к покупке квартир на стадии строительства.

На это обратила внимание редко стесняющаяся в выражениях блогер Елена Миро. При этом больше всего девушку возмутил даже не сам факт очевидной «заказушности» постов, а их полная идентичность. По ее словам, в записях присутствуют одинаковые фотографии и целые куски текста, а отличаются только заглавные фото. При этом все посты были опубликованы в один день – к слову, сейчас они удалены.

По утверждениям Миро, другие блогеры специально были наняты, чтобы оставлять одинаковые комментарии и тем самым создавать «иллюзию бурной дискуссии».

«Все для того, чтобы человек, ищущий информацию о конкретной фирме, нарывался на ужасы и пугался их. Чуваки несут откровенный бред и не отвечают за свои слова. Они даже не удосужились проверить то, что им прислали на публикацию. Вбросили, заработали по три тысячи и сидят теперь совершенно довольные — пьют все выходные пиво», — подытоживает девушка.

Позицию Миро поддержал и другой известный блогер Дмитрий Терновский. По его словам, хорошо знакомым с интернетом пользователям достаточно нескольких минут, чтобы понять, что они стали свидетелями заказной атаки на компанию-застройщика. Все материалы в блогах размещены у людей, которые только и специализируются на различных заказных материалах и ничего не делают бесплатно.

При этом все сделано на очень низком уровне – у постов одинаковые тексты и тезисы, а также перепосты фотографий. Основная аудитория у таких блогеров обычно состоит из ботов (не живых читателей). В целом такие низкопробные действия чаще всего не представляют особых проблем атакуемым компаниям, но потенциальные клиенты могут наткнуться на лживые негативные репортажи по запросам в поисковиках, изучая историю фирмы.

«Поэтому я бы рекомендовал застройщику максимально открыто и аргументированно ответить на распространяемые материалы, в идеале пригласить на свои объекты блогеров с хорошей репутацией. Такие шаги укрепляют имидж и снимают все вопросы, а заказчику (обычно это ближайшие недобросовестные конкуренты) придется искать другие методы решения своих проблем», — подытожил Терновский.

< Назад в рубрику