Мир
00:12, 19 мая 2016

Революционная ситуация Перейдут ли венесуэльцы от грабежей продуктовых магазинов к свержению президента

Михаил Куракин
Фото: Marco Bello / Reuters

Венесуэла все глубже погружается в состояние глубокого финансового, экономического и энергетического кризиса. На фоне галопирующей инфляции усиливается риск народных волнений и, как говорится, политической турбулентности. Катализатором венесуэльских проблем послужило падение мировых цен на нефть — государственный бюджет на 95 процентов состоит из средств, получаемых от экспорта «черного золота». Впрочем, власти придерживаются иной версии охвативших страну трудностей. На днях, выступая в Каракасе, президент Николас Мадуро обвинил в углубляющемся кризисе внешнюю агрессию, фашистов и местную буржуазию. В истинных и мнимых причинах венесуэльских бед разбиралась «Лента.ру»

Преемник Чавеса

В конце 2012 года тогдашний венесуэльский лидер Уго Чавес, который был болен раком, объявил, что если с ним что-то случится, обязанности президента вплоть до очередных выборов будет исполнять вице-президент и его давний соратник Николас Мадуро. Тогда же любимый в народе и харизматичный Чавес оставил свое «политическое завещание». Он попросил народ после своей кончины поддержать Мадуро на выборах. Воля покойного была выполнена, и в 2013-м Николас Мадуро стал новым президентом. Правда, обойти конкурента, Энрике Каприлеса, ему удалось лишь на 1,5 процента. Аналитики уже тогда предсказывали, что благословение команданте Уго не сможет долго обеспечивать Мадуро народную поддержку, особенно если учесть, что от предшественника он унаследовал еще и целый ворох проблем.

Главной из них был колоссальный внешний долг, тогда составлявший 70 процентов ВВП. Целый ряд необдуманных экономических шагов и обвальное падение мировых цен на нефть привели к жесточайшей инфляции — по официальным данным за 2015 год — более 180 процентов, в этом году ожидаемый уровень — более 700 процентов.

Уже несколько месяцев люди по несколько часов в день проводят в очередях в государственные магазины, где еще что-то можно купить по субсидируемым ценам. По этому поводу даже возникла народная забава — выкладывать в соцсети фотографии очередей и пустых полок магазинов с хэштегом #AnaquelesVaciosEnVenezuela — #ПустыеПолкиВВенесуэле. Закономерно, что на фоне социального коллапса в Венесуэле, и без того довольно криминализированной, резко вырос уровень преступности — в прошлом году от насилия погибли почти 28 тысяч венесуэльцев. Уровень убийств достиг 90 человек на каждые 100 тысяч населения и поставил страну на второе место по степени опасности в мире после Сальвадора.

Мучительный поиск выхода

Нынешний год облегчения ни властям, ни простым венесуэльцам не принес. Ситуация деградирует, несмотря на все попытки Николаса Мадуро хоть как-то ее удержать под контролем. В феврале президент объявил о девальвации национальной валюты, боливара, на 37 процентов и повышении цены на бензин в более чем в 60 раз. Как пошутил один из аналитиков, «венесуэльский бензин из самого дешевого в мире превратился в самый дешевый в мире». Дело в том, что несмотря на фантастический, по общепринятым меркам, скачок цен на топливо, галопирующая инфляция обесценивает любой товар, в том числе и бензин. Тем не менее, правительство Венесуэлы рассчитывает за счет этого шага получить дополнительно 800 миллионов долларов.

Вчера, сегодня, завтра

Когда в 1989-м тогдашние венесуэльские власти объявили о столь же резком повышении цен на топливо, в стране вспыхнули массовые беспорядки, вошедшие в историю страны под названием «Каракасо» (Caracazo). При их подавлении с привлечением армейских подразделений погибли около 300 человек и еще 1800 получили ранения. Сейчас история может повториться. В конце апреля, во втором по величине городе страны Маракайбо уже были погромы и грабежи. В основном участников беспорядков интересовали товары из булочных и продуктовых магазинов, но заодно они тащили домой и одежду с обувью, а также бытовую технику. В общей сложности мародеры разграбили более 70 торговых точек. Правоохранители арестовали 120 человек.

Президент Мадуро обвинил в организации беспорядков своих политических оппонентов. «Задержанные в Маракайбо уже дают показания и рассказывают, кто им за это заплатил. Я призываю народ отречься от тех, кто идет по пути насилия, а эти люди отправятся за решетку», — заявил он. И все же без экстренных мер венесуэльские власти обойтись не смогли. 16 мая Николас Мадуро объявил о продлении 60-дневного чрезвычайного положения, которое действует с начала года и пролонгируется каждые два месяца. Он объяснил это необходимостью «позаботиться о стране, осудить, нейтрализовать и победить внешнюю и иностранную агрессию против нашей страны». «Вашингтон активизирует меры по просьбе правых венесуэльских фашистов, которые ободрены переворотом в Бразилии», — сказал Мадуро. И пообещал дать отпор: «Мы намерены сказать империализму и международным правым силам, что наш народ готов защищать эту священную землю, держа в одной руке свое крестьянское орудие, а в другой оружие».

Попытки объяснить все проблемы фактором «внешней угрозы» не спасают рейтинг Мадуро. Согласно опросам общественного мнения, почти 70 процентов венесуэльцев полагают, что он должен покинуть президентское кресло уже в этом году. В начале мая оппозиция Венесуэлы направила в Национальный избирательный совет почти 1 миллион 850 тысяч подписей за референдум об отставке Мадуро.

По ходу одной из акций протеста в Каракасе глава коалиции оппозиционных партий Блок демократического единства Хесус Торреальба заявил: «Мы видим отчаявшегося президента, который держится на грани законности и конституционности». Он добавил, что Мадуро теряет поддержку даже среди своих сторонников. Эту точку зрения разделяют и аналитики американской разведки. Они считают, что в Венесуэле может произойти дворцовый переворот. Агентство AP со ссылкой на источники в ЦРУ, сообщило, что Мадуро, вероятно, будет отстранен членами своей Единой социалистической партии Венесуэлы до окончания президентского срока.

Уго Чавес, который, по словам Мадуро, после смерти являлся к нему в образе птички (один раз перед выборами, второй — после избрания), ничем своему протеже помочь уже не сможет.

< Назад в рубрику