Россия
02:02, 20 мая 2016

Ритуальное буйство К чему может привести конфликт этнических группировок на Хованском кладбище

Иван Петров
Фото: Кристина Кормилицына / «Коммерсантъ»

Спустя несколько дней после остросюжетных событий на Хованском кладбище прояснилась картина произошедшего. Предполагаемые фигуранты в деле о массовых беспорядках арестованы, и следствие уже определилось с основным мотивом преступления: передел сфер влияния между криминальными структурами. Но недавно появился и другой взгляд, представляющий случившееся отнюдь не мафиозными разборками. Кому выгодно выставить столкновение этнических группировок разросшейся на пустом месте бытовой ссорой — выясняла «Лента.ру».

Удобная версия

Сторона защиты фигурантов дела выдвинула свою версию причин конфликта: якобы столкновение произошло из-за некачественно выполненных работ по облагораживанию захоронения родственника одного из подозреваемых. Заказчик отказался оплатить услугу, предоставленную таджикскими гастарбайтерами. Спустя день родственник усопшего обнаружил захоронение в плачевном состоянии и посчитал, что могилу специально подпортили в отместку. Версия очень удобна для многих участников процесса, в первую очередь для Юрия Чабуева. Как только появилась новая трактовка конфликта, представители Чабуева в очередной раз заявили, что бывший топ-менеджер ГБУ «Ритуал» пытался предотвратить эскалацию конфликта.

Такой сценарий Хованской бойни, представленный адвокатом подследственных, понять можно: фигуранты крайне заинтересованы в том, чтобы представить свою версию причин междоусобицы и в сведении мотивов преступления к бытовому конфликту. Следует понимать, что участникам массовой драки грозит обвинение в бандитизме (статья 209 УК РФ) и создании преступного сообщества (статья 210 УК РФ).

Подобные дела за последние годы стали экзотическими для российского правосудия. Расследование этих особо тяжких преступлений сопровождается глубоким «копанием» со стороны полиции, следствия и спецслужб. Будут проверяться связи подследственных, коррупционные составляющие, каналы получения оружия. При таком развитии дело может обрасти многочисленными эпизодами и новыми обвиняемыми.

Версия о битве за честь усопшего родственника идет вразрез с некоторыми любопытными фактами, установленными полицией. К примеру, почти у всех доставленных в райотделы кавказцев, участвовавших в драке против таджиков, обнаружились при себе некие конвертики. В каждом из них — по пятитысячной купюре. А в смартфоне одного уроженца Чечни полицейские нашли весьма неоднозначный видеоролик, явно снятый накануне драки. На записи молодой человек вместе с друзьями позирует в салоне автомобиля и радостно сообщает: «Мы едем на стрелку!» Впрочем, серьезным доказательством организации массовой драки это видео вряд ли послужит, но у следствия есть и улики посерьезнее.

В СКР дали понять, что считают организатором массовых беспорядков теперь уже бывшего хозяина кладбища . Такое заявление официальный представитель ведомства Владимир Маркин сделал 17 мая. Вероятно, у следствия достаточно доказательств, чтобы строить такую версию.

В первую очередь, это показания представителей работников кладбища. Версия событий представителей таджикской общины, пострадавшей от «посетителей» Хованского кладбища, уже освещалась в СМИ. В частности, «Новая газета» приводила рассказ непосредственного участника событий, который сообщил, что напавшие на работяг 14 мая молодые люди впервые появились на кладбище еще 28 апреля. Их привел гендиректор и представил всем таджикским работникам как сотрудников охраны. Второй визит новых «охранников» состоялся 3 мая. Тогда молодые люди взломали гараж, где хранился инвентарь гастарбайтеров, и оборудовали там свою контору и спортзал. Источник издания также сообщил, что эти люди (среди них были чеченцы, ингуши, русские и даже таджики) изначально настроились обложить таджикских землекопов данью, материальные претензии новоиспеченных «охранников» были существенными — 70 процентов от заработанных сумм. Пришлые опричники потребовали еще и увеличить расценки за услуги.

«Естественно, никто не согласился, потому что они хотели, чтобы мы с каждой покрашенной оградки брали 10 тысяч, то есть повысили тариф. Если бы мы их послушали, то все бы нас проклинали. Откуда у старушки 10 тысяч за покраску оградки?» — приводит слова кладбищенского рабочего издание.

Такие требования, выдвигаемые в теневых секторах экономики, как правило свидетельствуют о том, что людей просто выдавливают с рынка, создавая им невыносимые условия.

Здоровей видали

Упомянутое очевидцем название организации «Здоровая нация», логотип которой видели на футболках кладбищенские копатели, всплыло в ходе судебного заседания, посвященного вопросу об аресте Юрия Чабуева и других предполагаемых участников беспорядков. Рассказывая судье об обстоятельствах, предшествовавших печальным событиям 14 мая, Чабуев пояснил, что за день до драки сообщил о возможном конфликте своему первому заместителю Юрию Апанасенко и некоему Александру из общественной организации «Здоровая нация».

Какого именно Александра имел в виду Чабуев — до конца не понятно, зато к ООО «Здоровая нация», возможно, имеет отношение арестованный по тому же делу 25-летний Борис Рудаков. По данным портала «Сбис», он числится генеральным директором одноименной организации. На ресурсе сообщается, что действует компания с 7 апреля 2016 года (то есть основана незадолго до появления на кладбище чужаков), основным видом ее деятельности названа правовая сфера.

В связи с этим стоит напомнить еще об одном арестованном по делу — юристе Александре Бочерникове (по другим данным — Бочарникове). На суде при избрании меры пресечения мужчина сообщил, что является бывшим спецназовцем. Свою причастность к событиям он отрицает.

Бочерникова и Чабуева можно назвать ключевыми фигурантами расследования. По крайней мере, этих двоих следствие подозревает не только в хулиганстве, но и в убийстве.

У Юрия Чабуева занятная биография. На сайте Ассоциации похоронной отрасли rusapo.ru сообщается, что он окончил Камышинское высшее военное командно-инженерное строительное училище, служил на Северном Кавказе. В ритуальном бизнесе с 2006 года. Начинал с должности замдиректора Муниципального специализированного предприятия «Ритуал» в подмосковных Химках, в 2009 году возглавил предприятие. В 2013 году назначен руководителем Комплекса ритуального обслуживания №3 столичного предприятия «Ритуал».

О Бочерникове известно немного — на суде он сообщил, что был судим по статье 164 УК РФ («Хищение предметов, имеющих особую ценность»), отбывал три года в колонии. Родом юрист из Узбекистана.

Среди арестованных несколько спортсменов-единоборцев — Алихан Яхъяев, Зелимхан Хамзатханов, самбисты Вячеслав Серов и Никита Мошенко. Последний до момента задержания был сотрудником полиции, служил в патрульно-постовой службе ОМВД по району Хамовники. По словам сослуживцев, это взвешенный, серьезный человек, многократный призер ведомственных соревнований по самбо и рукопашному бою, мастер спорта по дзюдо. Как сообщил «Ленте.ру» источник в столичной полиции, Мошенко лишь формально числился в патрульно-постовой службе, фактически же он тренировался и представлял честь УВД по ЦАО на турнирах — нужно сказать, успешно. По словам источника в УВД по ЦАО, Мошенко также преподавал единоборства детям в спортивном клубе «Движение» на юге столицы.

Еще один борец Борис Рудаков и предприниматель из Чечни Артур Хаджиханов, оказавшиеся под следствием, числятся в должниках в базе ФССП: по данным ресурса, они не оплатили штрафы за нарушения ПДД.

Скрытая угроза

Привычный образ работяги из Таджикистана — смиренный, трудолюбивый, неприхотливый. В принципе все верно. Но если затронуть жизненно важные интересы представителей этого народа, они готовы на отчаянные действия. И средств для борьбы за место под солнцем у этой этнической группы в московском регионе достаточно.

Характерным примером можно считать случай, произошедший осенью 2009 года, когда представителей клининговой, коммунальной и торговой сфер из Таджикистана выселили с насиженного места на Черкизовском рынке. Им, в свою очередь, пришлось потеснить других иностранцев на юге и юго-востоке Москвы. 6 сентября 2009 года на продовольственном рынке «Эмерал» произошла массовая драка с применением оружия. Бились местные торговцы, по большей части вьетнамцы, с «подселенцами», причем на стороне таджикских гастарбайтеров сражались серьезные бойцы — спортсмены-единоборцы, хорошо знакомые с оружием.

«Тогда три человека получили тяжелые огнестрельные ранения, — вспоминает бывший оперативный сотрудник УВД ЮАО. — В драке принимали участие бывшие спецназовцы и военнослужащие родом из Таджикистана — это опасные, дерзкие люди. Подготовка у них, нужно отдать должное, на высоком уровне».

В итоге таджикские мигранты закрепились во многих торговых точках на юге Москвы.

В среде выходцев из Таджикистана воспринимают итоги массовой драки на Хованском кладбище как свою победу, несмотря на то, что их сторона потеряла двоих убитыми. Ранее сообщалось, что погибших копателей было трое. Однако, по последним данным, третий убитый, таджик по национальности, был на стороне рейдеров. Этого мужчину, одетого в форму сотрудника ЧОП, забили лопатами земляки.
Кстати, в некотором смысле знаменательный факт: когда на кладбище показались малочисленные сотрудники местной полиции, вожаки обеих противоборствующих сторон прокричали своим бойцам: «Ментов не бить».

«Несколько ребят из конторы по соседству пришли на работу со следами драки в воскресенье, — рассказал «Ленте.ру» сотрудник строительного предприятия ЗАО. — Разговорились, и оказалось, что в субботу они были на Хованском кладбище. Казалось бы — где строительство, а где ритуальные услуги… Просто их позвали земляки, вот они и поехали туда».

Ранее сообщалось, что в драке участвовали лишь кладбищенские работники и их родственники, на деле же круг заступников оказался шире.

Как сообщил «Ленте.ру» источник в уголовном розыске ГУ МВД по Москве, в последние несколько лет представители среднеазиатского региона обзавелись прекрасной системой внутреннего обмена информацией, мигранты активно используют соцсети, мессенджеры, создают в этих приложениях закрытые группы для оповещения.

Взять хотя бы героиновый наркотрафик, который почти полностью контролируется таджикской мафией: у наркобаронов, не выезжающих с родины, нет проблем с реализацией товара в России. Они располагают возможностью подключить к распространению в Москве тех же коммунальщиков и строителей. Новости о задержаниях уроженцев Таджикистана, оставляющих закладки с наркотиками на продажу, поступают из полиции и ФСКН ежедневно.

«Это нам, учитывая языковой барьер, порой сложно выйти на след фигуранта-азиата по уголовному делу, а в своей среде иностранцы найдут любого в считаные минуты, — объясняет «Ленте.ру» специфику работы с иностранцами оперативный работник столичной полиции. — Так устроена их община. У них свои поставщики продуктов, одежды, парикмахерские, такси, своя сфера интимных услуг. Свой "общак"».

На базе этой внутренней инфраструктуры может возникнуть серьезная преступная организация. По сути она давно существует, но пока распространяла свое влияние лишь внутри этнического сообщества. После таких «побед» они могут замахнуться и на более лакомые куски бизнеса.

Так или иначе, теперь между этническими группировками нарушен баланс. Правда, в полицейском сообществе полагают, что сгущать краски не стоит: сегодня у правоохранителей есть чем ответить на выпады мафиозных кланов.

«На мой взгляд, правоохранительные органы после инцидента на Хованском кладбище активизировались, у силовых структур достаточно рычагов, чтобы урегулировать ситуацию, — прокомментировал случившееся генерал-майор полиции в отставке Валерий Грибакин. — Не думаю, что стоит говорить о возврате лихих 90-х, не хочу в целом опорочить ритуальный бизнес, но следует отметить, что эта сфера деятельности всегда была в значительной степени криминализирована».

< Назад в рубрику